Не собираюсь полемизировать в этом с президентом и сомневаться в том, как он относится к близким. Хорошо запомнил, как несколько лет назад Порошенко приглашал друзей и знакомых на благотворительный концерт своих детей, решивших спасти замерзающих на Днестре лебедей. И хотя мы прекрасно понимали, что не наши пожертвования – а конечно же, усилия самого бизнесмена – спасут погибающих птиц (и, думаю, это могли понимать и сами дети Порошенко), все же такая педагогика – даже благие намерения должны оплачиваться собственным трудом – не может не импонировать. Как не может не импонировать то, что Петр Порошенко, владелец телеканала, отнюдь не был озабочен медиа-вниманием к этому концерту. Похоже, в этот вечер семья интересовала его больше, чем имидж. Дети сами участвовали в концерте и спасали птиц – что может быть важнее?
Выступление Порошенко-младших на гала-концерте культурного центра Кияночка. Фото из семейного архива президента Порошенко
Сын президента сам баллотируется по "мажоритарке" и старается завоевать доверие избирателей. Что в этом постыдного? В конце концов, разве в демократических странах нет политических династий? Кеннеди, Буши, Папандреу, Караманлисы, Ганди, Бхутто – несть им числа. Да и сам Петр Порошенко – не основатель, а продолжатель предпринимательской династии, мигрировавший в политику. Почти как президенты Буши – внук и правнук знаменитого бизнесмена. И так о себе могут думать не только президент и его родственники, но и другие украинские политики, баллотирующиеся в парламент вместе с близкими людьми и одновременно критикующие главу государства.
Все это так – и не так. Не так, потому что сама клановая система в стране не разрушена. Никуда не делся административный ресурс, угодливость местного начальства, понимание самими избирателями того простого факта, что если они проголосуют за президентского сына, отправившегося в политический поход, их округу автоматически будет обеспечено повышенное внимание власти – просто потому, что Алексею Порошенко-младшему не нужно будет прилагать дополнительные усилия для того, чтобы попасть в кабинет № 1. Да, собственно, ему и не нужно будет попадать в этот кабинет: те чиновники, с которыми он будет встречаться, будут явственно ощущать за его спиной тень главы государства, известного своим крутым нравом.
Но даже в этой конфигурации Алексей Порошенко как будто нарочно пошел путем не наибольшего, а наименьшего сопротивления. Он будет баллотироваться по мажоритарке – факт – но от партии, которая носит имя его отца и использует в предвыборной кампании личную популярность президента вместо предвыборной идеологии. И будет баллотироваться не где-нибудь, а в той самой Винницкой области, которая давно уже считается территорией повышеного внимания династии Порошенко. И когда президент говорит, что в этом округе его сыну придется выдержать честную, бескомпромиссную борьбу – он должен отдавать себе отчет в подлинных размерах своего влияния на Винничине.
Алексей Порошенко вручает подарки молодым жителям накануне Дня Святого Николая в Виннице 2013 год
Я готов поверить Петру Порошенко в том, что его сын принял решение баллотироваться самостоятельно. Но государственный деятель должен не закрывать глаза на сложившиеся обстоятельства и находить красивые слова для их оправдания, а суметь эти обстоятельства преодолеть. Заслуга президента не в том, чтобы рассказать журналистам о своей гордости за сына. Эта заслуга была бы в том, что он отговорил отпрыска участвовать в предвыборной кампании, объяснил бы ему, какие нежелательные параллели возникнут в связи с этим решением, какие угрозы оно создает с точки зрения политического будущего президентуры.
Напомнил бы, как журналисты на первой пресс-конференции спрашивали о сыне у Виктора Ющенко. Вспомнил бы сам, как журналисты спрашивали о сыновьях у Виктора Януковича. Вспомнил бы о беглом президентском отпрыске – депутате Верховной Раде. Или о том, как по мажоритарке на прошлых выборах баллотировался сын премьера Николая Азарова. И даже если в данном случае все ну совершенно по-другому, а Винница и блок имени отца – сущие совпадения, зачем вообще через несколько месяцев после фактического краха государства создавать ситуации, в которых подобные ассоциации возникают?
Возможно, когда человек решает вопросы войны и мира, он перестает замечать текущие политические обстоятельства. Но именно обстоятельства могут определять атмосферу страны, которой ему приходится руководить.