Facebook iPress Telegram iPress Twitter iPress search menu

Блокада ОРДЛО: Коломойский и Садовый против Порошенко и Ахметова

Блокада ОРДЛО: Коломойский и Садовый против Порошенко и Ахметова
Фото: forbes.net.ua
Через две недели в Украине могут начаться веерные отключения электроэнергии. Блокада трех железнодорожных веток, которую проводят активисты во главе с депутатами «взаимопомощи» и «Укроп», привела к остановке поставок антрацитового угля с оккупированных районов Донбасса, на котором работает половина украинских ТЭС.
По состоянию на понедельник, 13 февраля, по информации правительства запасы антрацита на ТЭС и ТЭЦ составляют около 927 тыс. тонн. «Когда будут сработаны эти остатки угля, мы не сможем обойтись без ограничения потребителей, применяя специальные графики аварийных отключений», - заявил и. о. руководителя «Укрернего» Всеволод Ковальчук.
 
«Через две недели начнутся, учитывая запасы, которые у нас есть по разным поколениям, этот срок может быть от 14 до 45 дней. Но можно сказать, что через две недели мы столкнемся с проблемой покрытия пиковых нагрузок в энергосистеме» , - утверждает министр топлива и энергетики Игорь Насалик.
 
По другим компании ДТЭК, которая занимает монопольное положение на рынке тепловой генерации (об этом чуть дальше), ее запасы антрацита составляют 500 тыс. тонн и их хватит для стабильной работы электростанций холдинга на 25 дней - при условии.

История вопроса

Украинские тепловые электростанции, которые генерируют 20-25% от всей электроэнергии, а в часы пиковых нагрузок - до 40%. Часть из них работает на т.н. газовом угле, который в достаточном количестве добывают на шахтах, которые находятся на территории, контролируемой Украины, остальные - на антраците - высококачественном энергетическом угле, который добывают только, как оказалось, на неконтролируемой Украиной территории Донбасса. 
 
Теоретически, ТЭС могут заметить антрацит на газ и мазут, однако это существенно повысит себестоимость электроэнергии. Что не выгодно ни ее производителям, ни потребителям. 
 
Альтернативой мог бы стать импорт угля. И в 2016 году Украина действительно импортировала каменный уголь и антрацит на сумму 1467000000 долларов. Причем, покупали их в основном в России - на сумму 906 298 000 долл. Остальные прибыли из США - на 212 110 000 долл., из Канады - на 94374000 долл., из других стран - 254 308 000 долл.
Собственно, здесь экономика заканчивается и начинается традиционная украинская беда - коррупция. 

Кто и как зарабатывает на угле

Еще в начале 2016 расследования «Украинской правды» выявило, что вместо южноафриканского украинские ТЭС, вероятно, получают уголь с шахт, находящихся на неконтролируемой территории. Более того - по его поставками стоят люди, приближенные к Виктору Медведчуку , который участвует в переговорах между Россией и Украиной по урегулированию конфликта на Донбассе. 
 
В апреле 2016 Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЕКП), которую возглавляет 26-летний бывший менеджер «Рошен» Дмитрий Вовк, применила новый порядок формирования прогнозной оптовой рыночной цены на электроэнергию, утвердив ее на второй - четвертый кварталы 2016 года. Порядок предусматривает определение цены угля по формуле «стоимость в порту Роттердам + стоимость доставки в Украину». Такое решение, по словам премьера Владимира Гройсмана повлекло увеличение цены на электроэнергию для промышленности . 
 
Что означает применение формулы «Роттердам + доставка»? 
Прежде всего, существенное увеличение тарифа на электроэнергию, произведенную ТЭС. Что в свою очередь позволяет владельцам тепловой генерации получать сверхприбыли. 
 
«Особенно прибыльной становится схема, если брать уголь с копанок "ДНР-ЛНР", где его цена 500-600 грн, и завозить на "Центрэнерго" по цене "Роттердам + доставка" - 1500 грн", - утверждает эксперт по энергетике, бывший член НКРЕКП Андрей Герус. 
 
По его информации, себестоимость угля на шахтах ПАО "ДТЭК "Павлоградуголь" составляет 800-900 грн. /т, тогда как формула " Роттердам + доставка" увеличивает его цену вдвое - до 1800 грн. / т.
 
В Украине для работы тепловой электрогенерации используется две марки угля - марка «А» (антрацит), доля которой в угольном балансе составляет 35%, и марка «Г» (газовый уголь) - на нее приходится 65%. Хотя это два разных вида угля с разной ценой, для них обоих введена одна формула расчеты цены - «Роттердам + доставка».
 
По подсчетам Андрея Геруса, только за второе полугодие 2016 благодаря завышенным тарифам владельцы тепловой генерации получили 10,4 миллиарда гривен дополнительной прибыли. 
 
76% рынка тепловой генерации, и 20% в энергобалансе страны в целом, приходится на компанию ДТЭК Рината Ахметова. Шахты ДТЭК также обеспечивают 88% добычи угля в Украине.
 
 
Однако Ахметов в данном случае вынужден поделиться миллиардами с окружением президента Петра Порошенко. Дело в том, что инвесткомпания ICU скупила значительный объем облигаций ДТЭК со сроком погашения в 2018 году. Облигации скупали по минимальной цене, однако после выгодных для ДТЭК решений НКРЕК, их цена выросла на 40%. Таким образом, вложив, например 100000000 долларов в скупку дешевых облигаций и продав их после роста 140 млн - ICU иметь 40000000 чистой прибыли.
 
Инвесткомпания ICU известна многолетним сотрудничеством со структурами Петра Порошенко. После его избрания Президентом Украины в 2014 году совладельцы фирмы получили назначения во власти. Валерия Гонтарева стала главой Нацбанка, а Владимир Демчишин возглавил Министерство энергетики и углепрома. Помощником вице-президента ICU Гонтаревой работал в свое время и глава НКРЕКП Дмитрий Вовк.
 
Люди Порошенко зарабатывают на «роттердамской» схеме и без Ахметова - благодаря контролю над государственным «Центрэнерго» - генерирующем около 18% тепловой электроэнергии, что составляет около 8% в общем объеме производства электроэнергии. 
 
По информации "Украинской правды", партнер Петра Порошенко Игорь Кононенко, фактически взял на себя роль нового «смотрящего» за угольной отраслью . 
 
 
В частности, в конце декабря 2016 уполномоченный Кононенко «контролер» по угольной отраслью бизнесмен Виталий Кропачев приобрел угольно-обогатительные фабрики «Украина», «Комсомольская» и «Россия», которые ранее принадлежали структурам старшего сына экс-президента Виктора Януковича.
 
Теперь Кропачев планирует стать владельцем угольно-обогатительной фабрики «Червоноградская», к которой привязаны два западноукраинских госпредприятия - «Львовуголь» и «Волыньуголь». Сейчас «Червоноградская» контролируется народным депутатом от «Оппозиционного блока» Натальей Королевской и ее бизнес-партнером Александром Исаевым, который проживает в Москве ...

А теперь, собственно, о блокаде

Блокада ОРДЛО началась с ультиматума, который выдвинули 16 декабря прошлого года «ветераны-добровольцы»: или освобождения из плена украинских военных, или полная блокада сообщения с неподконтрольными территориями. Поскольку требования не были удовлетворены 26 декабря активисты во главе с народным депутатом от «Самопомощи» Семеном Семенченко начали блокаду. Его поддержали коллеги по «Самопомощи» и представители партии «Укроп» Игоря Коломойского. По состоянию на 13 февраля заблокировано три железнодорожные ветки и несколько автомобильных дорог. 
 
 
Собственно, участие политиков из двух политических сил, а также активное освещение блокады силами медиа-холдингов Коломойского и Садового, как нельзя лучше свидетельствует о том, что у ее организаторов другие цели, чем вполне благородное намерение освободить украинских воинов из плена. Тем более, что о пленных политики, задействованные в блокаде и ее информационном сопровождении, говорят немного. Если вообще говорят. 
 
Их публичная риторика сводится к тому, что торговать с оккупантами и их марионетками с ОРДЛО - аморально. С этим действительно нельзя не согласиться, однако блокада пока препятствует только легальным грузоперевозкам, которые осуществляются между украинскими предприятиями, осуществляющими платежи в пределах Украины. И никоим образом не мешает настоящий контрабанде, которую перевозят отнюдь не по железной дороге. 
 
«Блокировать сейчас вывоз угля с ОРДЛО - это либо глупость, либо диверсия против Украины, - считает редактор издания «Бизнес Цензор» Сергей Головнев. - Предположим, что блокировщики полностью перекрыли завоз антрацита с Л / ДНР. Для того, чтобы законтрактовать и привезти уголь в Украину с ЮАР, Австралии или Вьетнама (ближе необходимого угля нет) нужно не менее двух месяцев. Сейчас на складах шести антрацитовых ТЭС условно 850 тыс. тонн угля. Предположим, что экономя они будут сжигать 40 тыс. тонн в сутки. Это на 20 дней. Как еще протянуть 40 дней? Не будет половины маневровой мощности, нужно будет снижать выработку АЭС, увеличивать сжигания газового угля, что также становится дефицитным. Некоторые города, будут без отопления. Так, часть Днепра отапливает Приднепровская ТЭС Ахметова. А Краматорск - муниципальная Краматорская ТЭЦ. Что будут говорить адепты блокировки, когда по всей стране начнутся веерные отключения?
Это только физическая сторона дела. А еще есть деньги. И Гройсман не один придумал про $ 120 за тонну угля. Если нам нужно закупать, то надо было контрактовать уголь у поставщиков летом. Сейчас на эти объемы никто не рассчитывает. И уголь придется покупать по самым высоким ценам. Нам интересно вынуть из «Энергорынка» дополнительные гривны - миллиардов 10-12? ...
Все ссылаются на вторую мировую: покупал бы Сталин уголь у Гитлера? Нет, потому что там шла война двух монстров на уничтожение. Но есть и другой пример в те же годы - Финляндия, когда получила поддержку с запада в войне со Сталиным, помирилась с Союзом, чтобы получать от СССР уголь, металл и зерно.
Этим она не предавала своих погибших. Она делала так для сохранения своей государственности. Потому, пока ты нищая страна, Сталин или Путин обязательно тебя сожрут.
Есть версия, что шахтеры, которые перестанут получать зарплату от Ахметова, «снесут» Захарченко с Плотницким. Возможно и так. А возможно, просто уедут на заработки в РФ. А возможно мы получим несколько тысяч смертников перед собой.
Несмотря на то, что предприятия Ахметова зарегистрированы в Украине, верхушка Л / ДНР получает выгоду от продажи угля. С этим не поспоришь. Впрочем, неужели кто-то верит, что за эти деньги они покупают в РФ оружие? То есть, реально верите, что если у них не будет денег, то все РСЗО и танки исчезнут оттуда?
Я не верю в альтруизм начинающих такие акции. И поэтому понимаю, что там никакие убеждения не сработают. Но, может кто-то из незаангажированных задумается ».
 
 
Какие же цели преследуют Коломойский и Садовый? У каждого из них - свои резоны для участия в блокаде. 
 
«Самопомощи» и ее лидеру нужно исправлять репутацию после громкого «мусорного скандала» во Львове,  который больно ударил как по рейтингам Андрея Садового, так и его политической силы, отбросив ее на обочину. 
 
У Игоря Коломойского, как у настоящего стратега, целей сразу несколько. 
 
Во-первых, он усиливает свою переговорную позицию с властью по долгам по «Приватбанку». До 1 июля этого года бывшие акционеры «ПриватБанка» должны погасить часть долгов по рефинансированию и кредитам, выданным банком компаниям группы «Приват». Если же этого не произойдет, государство намерено национализировать ряд активов Коломойского в Украине. 
 
Сделав всю страну заложником блокады, Коломойский, вероятно, надеется минимум на смягчение условий реструктуризации. Или - в лучшем для него варианте - списание части долга. 
 
Во-вторых, если блокада будет продолжаться, Украине придется замещать антрацит для ТЭС и ТЭЦ мазутом. А 90% мазута в Украине производит Кременчугский НПЗ - структура «Укртатнафты» Игоря Коломойского ...

Угроза силового противостояния

На самом деле, самая большая проблема, связанная с блокадой, даже не энергетический коллапс, а риск силового противостояния между блокадниками и силовиками, который может перерасти в боевые действия. 
 
6 февраля первый тревожный звоночек уже прозвучал. В этот день была предпринята попытка снять блокаду неподалеку Бахмута, для чего к месту блокады был подогнан автобус с «титушками», который, в свою очередь, был заблокирован участниками акции. Для разблокирования автобуса на место происшествия прибыли силовики в балаклавах и без знаков распознавания во главе начальником главного управления Национальной полиции Донецкой области Вячеславом Аброськиным, который заявил, что в заблокированном автобусе находились не "титушки", а работники Кураховской ТЭС (принадлежит холдингу ДТЭК Рината Ахметова ). Силовики применили силу и спецсредства, хотя, к счастью, в масштабное противостояние схватки не вылились. 
 
 
А риск, повторимся, есть.
 
30 января 2017 « Штаб блокады торговли с оккупантами» заявил, что «в случае сценария силового разгона протестующих, он будет вынужден перейти к партизанским методам борьбы против российской оккупации и физическому уничтожению магистралей, по которым идет финансирование терроризма и торговля на крови». 
 
Организаторы блокады также заявили, что «планируют поднять народ в случае веерных отключений электроэнергии». А народный депутат Владимир Парасюк, в свою очередь заявил, что в случае веерных отключений электроэнергии участники блокады будут «брать под контроль энергоснабжающие предприятия». То есть, попытаются захватывать ТЭС и ТЭЦ.  
 
Еще один крайне опасный сигнал - 9 февраля блокаду поддержали бойцы 16-го мотопехотного батальона 58-й бригады ВСУ, которые обратились к президенту Петру Порошенко с призывом остановить торговлю и любые финансовые отношения с сепаратистами и их представителями на временно оккупированных территориях ОРДЛО. В условиях войны нам до полного счастья не хватает только вовлечение армии в политические игры ... 
 
Хотя и без бойцов Вооруженных сил на Донбассе сейчас хватает тех, кто готов может спровоцировать силовой сценарий.
 
Вот что рассказала на своей странице в Facebook известный волонтер и журналист Ольга Решетилова: «Мы снимали редут блокадников в Бахмуте. Старший «Сильвер», как профессиональный пиар-менеджер, подсказывал нам, где лучше снимать и с кем лучше поговорить.
Из всех блокадников, с кем мы общались в дружественной атмосфере, только один признался, что служил в 93 бригаде. Остальные «ветераны» на вопрос: «Где служили?» и «В каких точках воевали?», делали загадочное выражение лица и бежали от ответа.
Я знаю очень многих ветеранов. Я лично приняла более тысячи заявок в «Вернись живым», начиная с июня 2014-му, со многими пересекалась в АТО. Никто из них не скрывает, где воевал и что делал. Что и почему скрывают эти люди?
И о титушках.
Здесь надо издалека. Помните, летом Семенченко и Ко перекрывали Крещатик, чтобы освободить из-под стражи Батю, Валентина Лихолита? А заодно с ним еще одного бывшего айдаровца - Рубежа, Игоря Радченко. Батя и Рубеж проходят по одному уголовному производству, одна из статей - бандитизм.
Батя сейчас один из организаторов блокады. А что Рубеж?
Приехав после съемок в Северодонецк, мы встретились с людьми из компетентных органов, которые пристально отслеживают деятельность Рубежа (а политические амбиции Игорька ни для кого не секрет). Как нам сообщили, Рубеж на тот момент уже встречался с блокадниками и пообещал им силовую поддержку в случае чего.
Поясню. Радченко давно и упорно работает над формированием вооруженной группировки, которая частично легализована как подразделение охраны общественной безопасности предприятия «Заря», принадлежащего опоблокивцу Юрию Бойко. Поэтому мы ожидали появления титушок Рубежа в стороне блокадников.
Каково же было наше удивление, когда блокадники сами заявили, что титушки, которые якобы на них нападали, имеют отношение к «Заре».
Еще раз. Сначала Рубеж обещает поддержку блокадникам, а затем отправляет титушок нападать на них. Удивительно, нет?
Ну и еще раз повторю: я не против блокады как таковой.
Я против короткой памяти. Против пиара на крови. Против лжи. И против грязных технологий».

Россия рядом

За блокадой пристально следят не только в Киеве, но и в Москве. И для России не будет сейчас лучшего подарка, чем энергетический коллапс в Украине, и тем более - силовые противостояния между силовиками и добровольцами. Все, что будет способствовать дестабилизации внутренней ситуации в Украине однозначно на руку агрессору. Который, помимо прочего, получит дополнительные аргументы для Запада, доказывая несостоятельность Украины как суверенного государства.