Приключения украинских журналистов в Европе: полезные советы "бюджетным" туристам
Часть I.
Пункт назначения - Кельн (Германия)
Правило №1 - составление оптимального маршрута
Избрание страны и маршрута - важнейший этап планирования поездки, от которого будет зависеть успех всего вашего путешествия. Его следует начать задолго до непосредственного путешествия. В идеале - за месяц. Поскольку система дешевых перелетов из Украины в Европу развита на крайне низком уровне и сами "лоу-косты" из украинских городов почему-то не такие дешевые, как например из стран-соседей, стоит тщательно подумать куда и каким транспортом лучше всего добираться. Здесь вариантов для бюджетного туриста много: авиасообщение (венгерская WizzAir, ирландская RyanAir, другие лоукостеры), автобусы (Flixbus, LeoExpress, Eurolines), или же blablacar (железную дорогу упускаем, ведь найти нужные дешевые билеты почти нереально). Можно же использовать все и сразу в течение всей поездки.
Не обязательно "страдать" на польской границе
Большинство украинцев, путешествующих в Европу привыкли к старому и проверенному маршруту: Киев (Днепр, Одесса, Харьков и т.д.) - Львов - Шегини / Рава-Русская и тому подобное. Но есть кто-то из нас, кто не сталкивался с тем, который без преувеличения "вакханалия" происходит на пресловутом польской границе. Километровые очереди в лучшем случае 10-часовые ожидания, ужасные условия, неприветливые, а иногда и хамовитые пограничники и потерянные нервные клетки. Именно тогда чувствуешь себя не человеком, а частью "стада", которое перегоняют через границу. Иногда, после такого "ада" уж никакая Европа не мила. А худшее, что может случиться: вы банально не успеете попасть на самолет (если заранее покупали билеты на нужный Вам рейс из Польши) за "задержки" на таможне. И кого после этого обвинять?
Мы же решили проверить на себе другой путь о котором почему-то часто забываем (и должны признать, что зря), ведь воротами в Европу для украинцев является не только Польша, но и Словакия и Венгрия.
За месяц до поездки мы промониторили сайты самых известных европейских "лоу-костер" для поиска дешевых авиабилетов из стран-соседей (Польша, Словакия, Венгрия). Натолкнулись на билеты венгерского лоу-костер WizzAir за 32 евро (цена в обе стороны) со словацкой Кошице в Кельн, и поскольку никто из нас еще не бывал в Германии, решили отправиться именно туда. Отметим, что если бы мы на день-два раньше зашли на сайт WizzAir, то могли бы приобрести билеты еще дешевле - за 20 Евро в обе стороны.
С самого начала, мы ожидали посетить только Кельн. Но впоследствии пришли к выводу: а почему бы не "махнуть" в Брюссель, ведь немецкий город расположен недалеко от границы с Бельгией и Францией и упустить такой шанс было бы ошибкой, особенно когда цены на билеты автобусных рейсов в столицу ЕС приятно поражают и рассчитаны именно для "бюджетных туристов". За них мы отдали 578 гривен в обе стороны. Это дешевле чем съездить из Львова в Киев и обратно.
К Кошице мы решили добираться следующим образом: поездом из Львова в Ужгород (34 грн в одну сторону) и далее автобусом LeoExpress из Ужгорода в Кошице (219 грн в одну сторону).
Словацкая граница - это параллельная реальность и полная противоположность польской. Его мы прошли чуть более чем за 2:00, поскольку перед нами еще стояли два автобуса. Словацкие пограничники на таможне вообще ничего у нас не спрашивали: ни о цели поездки, достаточно ли у нас валюты для пребывания в странах ЕС, есть ли у нас наличие страхования. Просто поставили штамп и отпустили. Рюкзаки осматривали аккуратно и только поинтересовались везем ли мы сигареты и алкоголь.
Собственно, сама Словакия также приятно поразила нас. Спокойная, обеспечена европейская страна, можно даже сказать, что слишком тихая. Город Кошице по размерам можно сравнить с Львовом, но население здесь проживает в несколько раз меньше.
Словаки в общении довольно дружелюбны. Кто не говорит по-английски - не беда. Для нас не составило проблем понять их язык, а для них наш. Со словацкой границы до главного вокзала города мы приехали через полтора часа. Оттуда до аэропорта расстояние немаленькое. Пешком его пройти реально, но по правде говоря сложно. Если вы приезжайте днем, то лучше сесть на маршрутный автобус №23, который прямо в аэропорту за 60 центов. Мы приехали поздно вечером и решили воспользоваться местным такси, заплатив при этом, 7 евро на двоих, поскольку аэропорт, как мы сказали, был далеко. Добавим, что лучше вызвать такси по телефону, это обойдется вам дешевле. Об этом нам рассказал наш спутник - украинец лет 18-19, который работает в Кошице, но живет в Ужгороде. То есть получает словацкую зарплату, но проживает в Украине.
Аэропорт Кошице хоть и небольшой (гораздо меньше, чем во Львове), но очень современный и уютный.
Поскольку нам пришлось ждать наш рейс до самого утра, мы фактически заночевали в аэропорту в удобных креслах-мешках, которых кстати так не хватает в наших аэропортах или вокзалах. Вроде мелочь, но как она может спасти путешественников туристов.
Инцидент с WizzAir
Видимо это судьба, ведь с нами случился довольно неприятный инцидент, вероятность возникновения которого 1/1000 Именно с нами и именно в этот день во время нашей поездки. Уже после того, как мы сели в самолет в Кельн и готовы были к полету, приятные стюардессы сообщили нам, что за "некоторые проблемы" рейс откладывается и попросили всех пассажиров вернуться назад к терминалу аэропорта. Сначала мы беззаботно ожидали, что отправимся через 15 мин, но когда просидели 2:00 и никто, ни в компании, ни в администрации аэропорта не объяснил нам причины задержки, ситуация перестала быть "беззаботной". Однако, пришлось смириться. В конце концов, из-за постоянных вопрос и давление людей, которые из-за задержки рейса пропустили важные встречи, компания направила на электронные ящики сообщение с правами пассажиров.
Через 2:00 нам сказали, что самолет может отправится через 5-6 часов и нам не оставалось ничего как снова ожидать в аэропорту. К чести компании, нас таки накормили: даже дважды, а для "лоу-костер" это что-то из серии фантастики. Честно говоря, мы уже разочаровались и думали, что вообще никуда не полетим и наша поездка "пойдет коту под хвост". Однако, хорошо выспавшись опять же на тех же креслах-мешках, мы вдруг прошли таможенный контроль перед посадкой и на этот раз таки полетели в Кельн другим самолетом. Осадок конечно остался, ведь мы должны были прибыть в Германию еще с самого утра, а достались туда, когда уже стемнело.
И вот он Кельн. Величественный и исконный
Нас встретил суперсовременный аэропорт Кельн / Бонн (Flughafen Köln / Bonn) также известен как Аэропорт имени Конрада Аденауэра, который расположен в пригородном районе Кельна в зоне природного заповедника Ванер-Хайде. Аэродром находится на территории региона Кельн / Бонн, в 15 километрах к юго-востоку от центральной части Кельна и в 16 километрах к северо-востоку от Бонна. Что на самом деле очень удобно для обоих городов. Нам очень повезло, ведь это один из немногих круглосуточных аэропортов страны.
Сразу понимаешь: ты в Германии - локомотиве всей Европы. Сказать, что аэропорт большой - ничего не сказать: он занимает шестое место по пассажирообороту среди всех аэропортов Германии. Как мы узнали, в прошлом году количество пассажиров, воспользовавшихся его услугами, составила 11,91 миллиона человек.
Как добраться из аэропорта Кельна (Бонн) в город и обратно:
1. На "электричке"
Сразу в аэропорту есть собственная железнодорожная станция. Выйти к ней можно через пассажирский терминал 1, если идти по указателям. Ищите букву S в зеленом круге и ориентируйтесь по ней.
"Электрички" в Германии это конечно же вовсе не "электрички" в Украине. Они суперсовременные и невероятно комфортабельные. Точности их прибытия и частоте рейсов можем только позавидовать. Итак, мы решили воспользоваться знаменитыми немецкими S-Bahn и не прогадали.
Если вам нужно в центр Кельна - садитесь на скоростную электричку S12, или S19 железных дорог S-bahn. При входе на станцию стоят автоматические кассы.
Чтобы попасть на перрон, нужно купить билет на поезд. Сейчас его можно приобрести за 2,8 евро.
В следующем окне нужно выбрать тип билета: на одну персону, на группу из 4-х человек и т.д. Мы выбрали второй вариант, так как с нами ехали еще пара из Ужгорода, которые также путешествовали в Кельн.
Время в пути до центра города займет около 10-12 минут. Электричка идет через городской центральный железнодорожный вокзал, который находится прямо в центре Кельна. Интервал движения этих электропоездов - 30 минут. Точное расписание и другую полезную информацию можно узнать на сайте reiseauskunft.bahn.de .
2. На автобусе
С автобусной станции аэропорта можно уехать как в ближайших городов, так и в другие населенные пункты страны.
Автобусы, идущие в Кельн и Бонн, курсируют с интервалом 25-30 минут:
Airport Express Bus № 670 - идет в Кельн. Стоимость билета - 2,8 евро. Время в пути - 20 минут.
№ 161 - идет в Кельн. Стоимость билета - 2,8 евро. Время в пути - 25 минут
№ SB60 - идет в Бонн. Стоимость билета - 6,5 евро. Время в пути - 35-40 минут. Автобус ходит только по будням.
3. На такси
Стоянки такси в аэропорту им. Аденауэра находятся у обоих пассажирских терминалов. Машины там ждут клиентов круглосуточно, поэтому проблем не будет, даже если вы прилетите поздно ночью.
Средняя стоимость поездки:
в Кельн - 30 евро
в Бонн - 40 евро
Время в пути до обоих городов займет около получаса.
Суперкомфортабельные электричкой мы доехали до главного вокзала, который служит воротами в немецкий мегаполис.
Отметим, что за все время пребывания в Кельне, мы так ни разу и не заметили контроллеров в электричках, метро или в автобусах. На ваш страх и риск, можете конечно рискнуть и сэкономить на недешевом немецком транспорте, но в случае, если вас все же поймают, проблемы будут крайне серьезные.
Но речь сейчас пойдет не об этом ...
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
То, что открылось нашим глазам трудно описать словами и вряд ли фото сможет передать всю эту величие. Как ни старались мы найти точку на прилегающей площади чтобы сфотографировать собор "в полный рост", это оказалось невозможно.
Немцы называют его просто - Dom.
Кафедральный Собор Святых Петра и Марии всплывает совершенно внезапно, сразу же после выхода из вокзала, что придает эффект неожиданности. Собор настолько поражает, что невольно просто замолкает на несколько минут и чувствуешь как муравьи табунами бегут по коже.
Dom нависает темным, готическим великаном над обычными домами. На самом деле, собор кажется чем-то ненастоящим, чужеродным - компьютерной графикой, Супертехнологичный и реалистичной проекцией. Но ты подходишь ближе и понимаешь - нет, все это действительность.
Широкий фасад, башни, поднимаются к облакам, блики солнца на темном камне, фантастические витражи - все это надолго останется в памяти человека, который хоть раз увидел это величественное сооружение.
Вот несколько цифр. Только представьте себе - Собор вмещает более 20 000 человек одновременно, а высота башен-близнецов, которые венчают здание, достигает 157 метров! Вес камня затраченного при строительстве около 300000 тонн, и при этом площадь окон примерно 10 000 м². Как все вообще держится вместе ?!
Эти башни действительно видно из любой точки города. Сейчас собор занимает третье место в списке самых высоких церквей мира и внесен в список объектов Всемирного культурного наследия. По замыслу создателей, Кельнский собор должен был превзойти все храмы, которые до этого видел мир, и им это более чем удалось. После окончания строительства 157-метровый готический великан на четыре года стал самым высоким зданием мира.
Строительство церкви началось еще в XIII веке, но в связи с различными событиями, было завершено лишь в XIX веке. Это не просто древнее сооружение. Это один из крупнейших храмов, созданных человеком. Шедевр во всех смыслах. Огромный по своим размерам памятник готической архитектуры. В соборе хранятся ценные христианские святыни - мощи Святых волхвов, которые пришли одними из первых поклониться Христу. А соборный колокол "Петр" весит двадцать четыре тонны, вылит он из пушек французской армии, и равных ему нет во всем мире.
Кельнский собор является едва ли не единственной зданием города, которое уцелело после бомбардировок - дело в том, что он служил своеобразным ориентиром для британских и французских летчиков. Большинство города была разрушена и затем восстановлена трудолюбивыми немцами заново. Французы и британцы просто не посмели уничтожить такую красоту.
Время работы: в летний период (с мая по октябрь) - ежедневно, с 6:00 до 21:00, в зимний период (с ноября по апрель) - ежедневно, с 6:00 до 19:30. Вход свободный, но если вы захотите осмотреть башни, нужно будет заплатить 4 евро за полный билет, 2 евро - за льготный и 8 евро - за семейный.
Идем дальше и замечаем старинную городскую Ратушу, которая находится на Rathausplatz. Она также заслуживает вашего внимания. Ратуша является старейшей в Германии, ее история начинается еще в XII веке. Ее украшают 130 каменных статуй, арок и беседка в стиле ренессанса.
Ораза неподалеку собора Dom находится романо-германский музей. Как в Кельне, так и во всей Германии - это одна из особо ценных памятников, ведь его коллекция, посвященная римской цивилизации, признана лучшей в мире. Здесь вы увидите множество ценных бытовых предметов и украшений старины, а также коллекцию старинных замечательных мозаик. Одна из старейших мозаик датируется 220 г. н. Э
А вот и сам могучий Рейн. Хотим обратить особое внимание на мосты, которых в Кельне множество. Вы можете прогуляться и отдохнуть на длиннющей и красивой набережной города. Отсюда открывается неповтрний вид на знаменитый железнодорожный мост Гогенцоллернов.
Среди всех новостроек Райнаухафен особенно выделяются три 60-метровых здания, получившие за свое сходство с башенными кранами название Kranhaus. Жить в Г-образном доме было бы, наверное жутковато, окилькы постоянно возникает чувство, что передняя часть здания наклонится вперед и упадет. Но строили немцы, а строят они "на совесть".
Интересным открытием для нас стало то, что Кельн считается городом, где создали первый флакончик одеколона. В городе этой "ароматной" делом занимались две фабрики, но гордое звание первого производителя получила фабрика Фарина. В ней сегодня и располагается Музей духов. В 1907 году с конвейера пошел первый флакончик с парфюмерной водой, которую Фарин назвал "кельнской водой" (на французском звучит как "одеколон"). Дом одеколона № 4711.
За мостом находятся живописные улицы с яркими домиками.
Идем дальше и не можем обойти руины собора Святого Албана - страшная пямять об ужасах войны. В этом месте чувствуется отверженность и сумм.
Музей гестапо. В здании, где сейчас расположен музей, с 1935 по 1945 годы действительно находилось отделение тайной полиции. Несмотря на то, что немцы очень чутко реагируют на память об этом периоде истории и большинство мест подобного рода были после окончания Второй Мировой войны уничтожены, здание кельнского гестапо превратилось в музей.
Но только грустить. Ведь нам особенно повезло - мы попали на знаменитый Кельнский карнавал. Сначала удивлялись и не понимали почему на улицах столько людей, к тому же немцев, в ярких костюмах.
К арнавал в Кельне - хотя и не материальная, но тоже достопримечательность. Как рассказал нам наш кауч Джек, речь о котором пойдет дальше, н е каждое немецкий город может похвастаться наличием такого веселого и масштабного мероприятия. В Средневековье карнавал, как противоречащий христианским догматам, наказывался тюремным заключением, и только с начала XIX века массовые веселье снова вылились на городские улицы.
Жители Кельна настолько любят свой карнавал, назвали его "пятым временем года". Для них это действительно редкая возможность отдохнуть от будничных забот и суеты и с головой окунуться в море веселья и хмеля. Флегматичные и серьезные немцы в эти дни превращаются до неузнаваемости и выпивают тонны бочек местного пива.
На главной площади города огромное количество ресторанчиков на любой вкус. Как по мне выглядят они очень "туристско", но если хорошо поискать удастся найти по-немецки атмосферное место. В одну из таких мы и попали и попробовали пиво, которым очень гордятся все местные жители - Kölsch.
Около полуночи мы уставшие и счастливые решили воспользоваться метро, а затем и автобусом (местными "маршрутками") и начать добираться до нашего ночлега. Стоит признаться, что это не стало сверхсложной задачей, если у тебя есть адрес, гугл карта и заряженный смартфон.
Где в Европе заночевать за "спасибо" и "шоколадку"?
Поскольку мы не хотели тратить средства даже на дешевый (конечно по "европейским меркам") хостел, решили воспользоваться популярным во всем мире CouchSurfing (дословно с английского переводится как "путешествие диванами») - одной из крупнейших всемирных сетей гостеприимства, реализованных в виде онлайн- сервиса, объединяющего более 2 миллионов человек в 238 странах.
Сразу предупреждаем! Очевидно, что такой тип путешествия создан не для семейного отдыха, или путешествия с особым комфортом, но для современных молодых людей, которые в течение одного дня пересекают границы пяти стран имея несколько евро в кармане - это очень даже оптимальный вариант.
Люди бесплатно делятся друг с другом местом для ночлега во время путешествий. Ночлег там, где свободное место, или же кровать, то пол. В целом, не задерживаясь более чем на несколько дней в одном месте. На сайте есть возможность бесплатной регистрации, все функции становятся доступными сразу. В своем профиле участник может рассказать о своих увлечениях, опыт путешествий, владение языками, разместить фотографии. Также там указывается, может ли участник принимать гостей. Если может, то он указывает количество, желаемую пол гостей, условия проживания, который транспорт ходит к его дому, и тому подобное. Конечно, сервис много внимания уделяет безопасности участников. Для этого существует ряд инструментов, которые дают возможность узнать мнение других участников об определенном пользователя, система верификации имени и адреса пользователя, его телефона. Кроме этого, периодически администрация сайта рассылает всем участникам информацию о правилах безопасности, или же о выявленных мошенников, ведь люди, особенно незнакомцы, бывают очень разные и должны признать, что определенный риск всегда существует. Однако, по опыту наших путешествий, ни разу досадных случаев не было. Все "каучу" были гостеприимными и интересными личностями.
Исключением не стал и наш кауч в Кельне - американец Джек Роуч, который с радостью согласился нас принять и оказался гостеприимным хозяином и интересным собеседником. Джек проживает в Кельне уже не первый год и даже даже и не думает его покидать, ведь здесь ему удобнее и веселее. В частности, он пояснил, что немцы в западной части страны гораздо доброжелательнее и приветливее. Пожалуй, это правда, ведь все к кому бы мы не обращались на улице по любым вопросам, изо всех сил пытались помочь. Английском жители Кельна обладают прекрасно: от мала до велика. Видимо эта доброжелательность в Кельне нас и подкупила всего.
Заночевали мы в очень приятном домике Джека, который находится далеко от центра Кельна в районе Vogelsang. Когда мы начали бродить улочками в поисках нужной нам адреса, невольно возникло чувство, что нам хотелось бы остаться здесь навсегда. Атмосферный и уютное место, где никто не вешает на окна штор, или даже занавесок, а все люди проходя мимо дружелюбно тебе улыбаются.
Немного грустно было нам покидать это замечательное место и этих замечательных доброжелательных людей. Но это была всего лишь первая наша поездка в Кельн, после которой мы поняли, что обязательно вернемся сюда снова и возможно проведем здесь гораздо больше времени.