В Хорватии национальный скандал с закупкой истребителей МиГ-21 в Украине
По версии хорватских властей, летом 2013 года Хорватия заключила с украинским государственным предприятием "Укрспецэкспорт" контракт на закупку пяти истребителей и ремонт еще семи МиГ-21.
Информацию о проблемах с этими самолетами распространила популярная газета Jutarnji List.
Президент Хорватии Грабар-Китарович в заключении контракта обвиняет предыдущую хорватскую власть и требует расследовать, на каких именно условиях его подписали.
В то же время посол Украины в Хорватии Александр Левченко заявил, что Украина будет всеми средствами поддерживать следствие, чтобы опровергнуть все обвинения, сообщает BBC.
Также он утверждает, что хорватский журналист, который "запустил" тему в медиапространство, в свое время "лоббировал" интересы румынской компании Aerostar, которая в 2013 году проиграла тендер "Укрспецэкспорта".
В начале недели в газете Jutarnji List вышла статья с заголовком "Наша авиация была уничтожена!", где рассказывалось о масштабном расследовании военной прокуратуры в отношении украинских МиГ-21.
Заголовок статьи в хорватской газете: "Наша авиация была уничтожена!" Эксперты говорят, что все указывает на коррупционный скандал. Фото: jutarnji.hr
Автор отмечает, что следствие выявило много технических нарушений по самолетам. Также журналист предположил, что к делу может быть причастно прежнее руководство Хорватии. Статья цитировала много влиятельных хорватских СМИ.
В целом речь идет о контракте стоимостью более 17 миллионов евро на закупку пяти и ремонт семи фронтовых истребителей МиГ-21, который в июле 2013 года заключили между министерством обороны Хорватии и украинской госкомпанией "Укрспецэкспорт" (тогда ее возглавляло еще предыдущее руководство).
По этому соглашению украинская сторона уже в 2015 году передала Хорватии все 12 самолетов. Однако, как пишет хорватская газета, пока только три полученных из Украины самолета могут летать.
Со ссылкой на следствие, автор статьи указывает, что номера на самолетах, закупленных в Украине, не соответствуют номерам в документации. Также следствие якобы считает, что истребители более старые от прописанных в соглашении параметров, а некоторые их части также не соответствуют документации, передала украинская сторона.
Газета далее пишет о том, что хорватские структуры безопасности изначально указывали на проблемы контракта с "Укрспецэкспортом". Как сообщается, противоречие было обнаружено и с тендером на ремонт и закупку самолетов, в котором украинская компания победила румынскую фирму Aerostar. До этого именно румыны ремонтировали хорватские МиГ-21.
Jutarnji List утверждает, что украинская сторона отказалась проводить тестирование отремонтированных самолетов, мотивируя это проблемами с конфликтом на Донбассе.
Передача истребителей состоялась с опозданием, из-за чего "Укрспецэкспорт" вынужден был заплатить штраф, добавляет журналист.
Автор задается вопросом, не будет ли теперь Хорватия, которая является членом НАТО, вынуждена просить помощь других членов альянса для защиты ее воздушного пространства.
Через несколько дней после выхода статьи президент Хорватии Грабар-Китарович заявила - если все подозрения относительно истребителей официально подтвердятся, то речь пойдет не о коррупции, а о государственной измене.
Посол Украины в Хорватии Александр Левченко в комментарии хорватскому телеканалу Н1 в среду заявил, что Украина поддерживает следствие и Киев готов опровергнуть всю информацию, которая не соответствует действительности.
Александр Левченко, который работает послом в Хорватии с 2010 года, говорит, что уже не первый раз вынужден отвечать на обвинения хорватской прессы.
Фото: croatia.mfa.gov.ua
Господин Левченко сказал, что украинские специалисты последние два года постоянно работают с хорватскими, а проблем с самолетами, о которых писала хорватская газета, не существует.
Он обвинил автора статьи в Jutarnji List в том, что тот якобы лоббировал интересы румын с Aerostar, которые в 2013 году проиграли тендер "Укрспецэкспорта".
Украинский посол добавил, что уже не первый раз он вынужден отвечать на обвинения этой хорватской газеты.
В 2014 году, например, издание писало о том, что Украина предлагала Хорватии еще восемь истребителей МиГ-21, владельцем которых на самом деле был Йемен. Ту информация была якобы получена от председателя военно-воздушных сил Йемена. Хорватское министерство обороны тогда опровергло эти сообщения.
"Все нарушения, о которых пишет газета Jutarnji List, мы проверим и опровергнем, но кто будет нести ответственность за вред, причиненный репутации Украины и компании, которая является лучшей в ремонте самолетов типа МиГ? Я буду требовать, чтобы журналист Жабец за это отвечал и публично извинился", - заявил Александр Левченко.
Дипломат считает, что украинская сторона отремонтировала и продала самолеты Хорватии по очень низкой цене - менее 14 миллионов евро, с учетом штрафа. Это, по его словам, почти на пять миллионов евро дешевле того, что на тендере предлагали конкуренты из Румынии.
В ноябре 2013 года "Укрспецэкспорт" отчитался, что проверка процесса ремонтных работ истребителей тогдашним министром обороны Хорватии Анте Котромановичем никаких проблем не выявила.
Александр Левченко также заявил, что Украина готова повторить ремонт самолетов, или выкупить у Хорватии все 12 самолетов.
"Украина находится в состоянии войны и нам нужно оружие. Мы защищаем свою независимость", - сказал в эфире Н1 украинский дипломат.
Напомним, что государственная компания "Укрспецэкспорт" подписала контракт с Министерством обороны Хорватии о закупке услуг по ремонту и доработке самолетов МиГ-21.
Самолеты МиГ-21 считаются одними из самых массовых истребителей в мире. Их разработали еще в середине 1950-х годов, а на территории СССР серийно выпускали с 1959 до 1985 года. За весь период производства было собрано около 11 тыс самолетов этой модели.
Добавим, что ранее "Укрспецэкспорт" выиграл тендер на предоставление услуг по ремонту и модернизации самолетов МиГ-21 для ВВС и ПВО Хорватии. В тендере также участвовало предприятие румынское "Аэростар".