Facebook iPress Telegram iPress Twitter iPress search menu

В Украине отметили монополиста в получении западных грантов

В Украине отметили монополиста в получении западных грантов
Фото: apostrophe.com
В Украине наблюдается монополизация "грантового рынка".

В системе распределения грантов и внешней помощи все больше вопросов относительно непрозрачности и непонятности критериев выделения средств.

Об этом говорится в статье "Если откроем рот - ничего не получим: как в Украине распределяются гранты из США и Европы".

"Сейчас наблюдается все большая монополизация "грантового рынка" с одной-двумя крупными организациями, в частности РПР (Реанимационный пакет реформ)", - рассказал "Апострофу" представитель одной из украинских общественных организаций.

"По какому праву они монополизировали бренд гражданского общества в Украине, никто не знает, но они сейчас его успешно трансформируют в быстрорастущие банковские счета организации, также по никому неизвестным критериям получила право администрирования грантовых денег", - подытожил собеседник.

Речь идет об Институте медиа права (ИМП). РПР - не самостоятельное юридическое лицо, и выигранные этой платформой гранты идут на счет Института медиа права. Согласно отчету центра, в 2015 году эта организация выделила РПР 470 тыс евро, что составило 80% от общего объема финансирования РПР в 2015 году. Сам Институт медиа права за прошлый год получил 23,181 млн грн, то есть фактически в два раза больше. На информационные запросы "Апострофу" относительно бюджета организации на просьбу прокомментировать обвинения РПР и ИМП в схемах выигрыша ими грантов, ответа не пришло. Более того, сотрудники РПР даже в неофициальных беседах отказываются отвечать на вопросы "прозрачности" получения грантов, но жалуются на то, что большинство полученных от доноров денег попадает только руководству платформы.

"Все идет в руки руководству, рядовые исполнители практически ничего не получают. Даже на некоторые круглые столы и мероприятия, которые могут проходить в других городах, мы вынуждены добираться за свой ​​счет", - заявила изданию одна из участниц платформы.

На вопрос, почему активисты не поднимут эту тему публично, отвечают просто: "Если откроем рот - вообще ничего не получим. Тех, кто протестовали, просто закрыли и выбросили. Шансов получить из других источников еще меньше, поэтому радуемся хотя бы тем копейкам, которые нам достаются. Ведь может быть и хуже".

Следует отметить, что РПР - платформа, которая, судя по размещенным на их сайте данным, объединяет 57 общественных организаций. Она возникла после Революции достоинства и сейчас, как утверждают собеседники "Апострофа", получает львиную долю грантовых средств, в том числе со стороны Европейского Союза.

"Они себе записывают на сайте все подряд законопроекты, в том числе и те, которые разработаны правительством. Для правительственных органов это очень удобно - встретились с РПР, попили кофе и разошлись каждый по своим: министерства записали, что принято обществом, а РПР отрапортовал об успешной реализации гранта. Но все уже видят, что особых результатов, связанных с деятельностью РПР, не наблюдается. Тогда кому это нужно, почему они до сих пор выигрывают гранты, несмотря на свою низкую эффективность?",  - задается вопросом один из собеседников "Апостроф".

Об истинных мотивах подобных решений неизвестно. Но эксперты обращают внимание на то, что часто грантовая поддержка используется для лоббизма или создания видимой активной деятельности, например, в сферах борьбы и противодействия ВИЧ/СПИД, разработки законодательства, борьбы с табачными и алкогольными компаниями, противодействия коррупции и так далее.

Глава правления общественной организации "Центр эффективного законодательства" Марьян Заблоцкий, который поднял в прошлом году тему прозрачности распределения фондов помощи Украине, считает, что если одни гранты просто не приносят никакой пользы, то другие, используемые для лоббирования тех или иных законопроектов, могут навредить стране. В качестве примеров он называет грант компании "Агроинвест" в объеме $2,5 млн, направленный на реформирование земельных отношений в Украине, или грант ОО "Жизнь" на сумму в $325 тыс на принятие нового антитабачного закона.

В обоих случаях, как указал эксперт в своем блоге, имеет место просто юридическая безграмотность при подготовке законопроектов даже с "благородными целями", поскольку "получатели грантов просто хотят пролоббировать законопроект быстрее, так как их грант заканчивается в мае 2016 года".

Напомним, что Европейский банк реконструкции и развития в 2016 году планирует вдвое увеличить количество проектов и соответствующее финансирование грантовой поддержки малого и среднего бизнеса в Украине.