Facebook iPress Telegram iPress Twitter iPress search menu

ЯБоюсьСказаты: Зачем Украине сексуальное образование

ЯБоюсьСказаты: Зачем Украине сексуальное образование
Скриншот: Dutch kindergarteners get their first lesson in sexuality and relationshipss
Популярность флешмоба в соцсетях относительно притязаний и случаев изнасилований, где пользователи под хэштегом # ЯНеБоюсьСказаты рассказывали о чем молчали много лет, стала довольно показательной. Численность подростковой беременности в Украине и факт, что телеканал национального масштаба поднимает свои рейтинги благодаря шоу с 12-летней девочкой, которая стала мамой, тоже красноречивы. И проблема здесь не в низком уровне морали, а в половом воспитании. Точнее в его отсутствие.

Без преувеличений, информация, которую дети получают от родителей и сверстников о сексе обычно искажена: начиная эвфемизмами о аистов и капусту (хуже только "тебе еще рано о таком знать"), заканчивая мифами сверстников о "первый раз". То же касается интернета и соцсетей. Почему некоторые родители считают неприемлемым откровенность в отношениях со своими детьми, особенно когда это касается темы секса. Взрослые, которые иногда сами не знают как устроена физиология репродуктивной системы, рассчитывают на учителей. Поэтому школа играет ключевую роль в ознакомлении ребенка с понятием полового созревания и половых отношений.

Что рассказывают в школе?

Здесь, в рамках предмета Основы здоровья, ученикам седьмых-восьмых классов на уроках рассказывают об изменениях, связанных с гормонами, венерические заболевания, контрацептивы и предостерегают от нежелательной беременности. В учебниках на эту тему отведено в среднем по пять страниц. Большинство из них заостряют внимание на ранних беременностях, в одном для этой темы выделен целый абзац, однако только для девушек, подчеркивая, что "девушка-подросток психически не готова нести ответственность и самоотверженно заботиться о ребенке". Несмотря на те учебники, создается впечатление, что авторы живут несколько в другой реальности. А изображены на их страницах подростки модельной внешности без проблем с кожей (на странице абзацем о том, что сыпь на лице это нормально) и с книгами в руках на переменах, вообще внушают привкус американских молодежных сериалов, которые формируют ложные представления о жизни, красоту и отношения. Уже в девятом классе из учебника биологии можно узнать о репродуктивной системе и функции половых гормонов.


"Я ни на что не намекаю, но ..."

"Половое созревание и половое воспитание - это разные темы, - рассказывает в комментарии  iPress.ua школьный психолог Мирослава Кваша. По ее словам, вторая " лишь косвенно рассматривается на уроках основ здоровья " и сам термин " половое воспитание " является правильным и шире , если речь идет о школьных уроках, и "не является калькой с русского перевода". Кроме Основ здоровья в учебное заведение приглашают иногда специалистов из медицинских организаций или мужчин-сексологов, так как, по словам психолога, "подобные разговоры с ребятами проводить можно только мужчинам ", ведь это мо же негативно отразиться на его будущем психосексуальному здоровье . "проводить определенные" просветительские "уроки на эту тему не рекомендуется совместно девушкам с ребятами, чтобы не провоцировать повышение определенных эмоций и психофизиологических механизмов" .

В частности, Мирослава отметила, что есть достаточно материала с грифом "рекомендовано к использованию" Минобразования. В качестве примера психолог приводит две программы: методические материалы ОО "Молодежь на перепутье" и программа "Равный-равному" (в рамках модуля "Проявления заботу и осмотрительность»). Разница между ними заключается в подаче материала. Цель первой, по словам психолога, "научить детей вести образ жизни, когда половые отношения являются очень важным шагом и должны быть и высокой ценностью и с высокой ответственностью и любовью" . "Ключевая идея программы" Равный-равному "- что мы не можем остановить подростков от ранних половых отношений, поэтому чтобы уберечь их от ранней беременности или ВИЧ-СПИДа учат" безопасности ", -добавляет Мирослава. В своей работе она предпочитает первой программе, основой для создания которой стал американский аналог, разработанный на основе серии исследований, "в которых обнаружили негативные последствия сексуальной революции для общества в целом" . Программа предусматривает обучающий семинар для педагогов, а также материалы для учащихся. На Львовщине курс прошли многие учителя, рассказывает психолог, для дальнейшего использования, однако большинство из них программу НЕ задействует в учебных заведениях или же обращается к ней только время от времени.

Учителя могут проявлять собственную инициативу в вопросе полового воспитания, нужно только заручиться согласием Минобразования. Однако, разработка и использование подобных программ являются не обязательными, то есть, если в одном учебном заведении педагоги пользуются дополнительными материалами и проводят отдельные уроки, в другом могут не переживать по этому поводу.

Последствия отсутствия полноценной сексуальной образования

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) объясняет термин "сексуальность", как  "естественную часть развития человека на каждом этапе жизненного цикла, которая включает в себя физические, психологические и социальные составляющие" . В украинских школах часто избегают понятия сексуальности, как чего-то пошлого и непристойного и не воспринимают половое образование, как достаточно широкий комплекс знаний, направленный на развитие у человека адекватного, здорового отношения к своему телу. Главная задача большинства педагогов - избежать нежелательных беременностей, предотвратить случаи инфицирования среди школьников и предостеречь их от изнасилования.

Учитывать в частности нужно и советскую специфику преподавания некоторых учителей. Несмотря на шаблонные несколько часов и страниц в рамках предмета Основы здоровья, выглядит так, как большинство украинских школ знакомят с понятием секса (если вообще знакомят) путем запугивания и присоромлення подростков. Как следствие, у детей часто развивается нездоровое восприятие своего тела, страх покупать в аптеке контрацептивы (особенно это касается провинциальных городков, где все друг друга знают и о автоматы с презервативами мало кто слышал) посещать гинеколога. В дальнейшем подростковая травма для девушек становится препятствием в регулярных рекомендованных походах к врачу. То же касается и сдачи анализов на ВИЧ / СПИД. В частности, такими методами школа культивирует стереотип, давно прижился в нашем обществе - жертва изнасилования в большинстве случаев виновата сама, так как своими действиями или нарядом спровоцировала насильника (так называемый виктимблейминг - от англ. victim - жертва и blame - обвинять). Здесь уместно вспомнить и об отечественной рекламе, где сексуальную "похоть" приплетают к любому продукту. Получается, что понятие сексуальности в нашем обществе стало чем-то вульгарным. Тем, чего надо стыдиться. поданным ООН , около 70% женщин во всем мире хотя бы раз в жизни были жертвами сексуальных домогательств , но только одна из пяти решается рассказать об этом. Другие же полагают, что это ни на что не повлияет и наоборот может повредить их безопасности и репутации.

Однако, как отмечает психолог, проблема раннего полового опыта среди подростков (особенно среди девушек) не только в отсутствии полноценного полового воспитания в отечественных школах. "Чаще всего к этому девушек подталкивает недостаток хороших отношений с отцом ,  недостаток его нежности, внимания, заботы, отсутствие объятий и поцелуев, - говорит Мирослава, - и наличие информации о том, как это сделать" правильно "не снизит рисков" . Очевидно, что на развитие ребенка влияют его отношения с членами семьи.

Понятно, что читать открытые лекции о том, что такое сексуальность и межличностные отношения перед толпой подростков, способно рассмешить слово "многочлен", задача не из легких. И, возвращаясь к остаткам советской системы в образовании, не трудно предположить, что большинство учителей сами нуждаются курсов по сексуальной культуры. Конечно, есть такие, кто находит подход к подросткам и могут доступно объяснить об уважении к своему телу, сознательный выбор, особенности планирования семьи и пути предотвращения любых форм насилия не только, если ты девушка. Однако таких учителей, к сожалению, единицы. К сожалению, так как наличие в школе человека, которому могут доверять подростки крайне важна. Особенно для детей из неблагополучных, религиозных или неполных семей (отец, который сам воспитывает дочь вряд ли может объяснить ей как устроена женская половая система).

Но есть и положительные моменты

Отечественный книжный рынок все больше разнообразит экземплярами книг-энциклопедий о человеческом теле для детей. Некоторые из них посвящены только половой системе человека. Они хорошо и качественно проиллюстрированы, не содержат сказок про аистов и супермаркеты. Однако родители, которые безответственно подходят к этой теме, редко ищут соответствующую литературу. Ввести подобные энциклопедии в начальных классах или даже в детсадах тоже мало кто рискнет.

Пример неудачной попытки скандал вокруг книги, которая появилась в магазинах Донецка "Секс. Учебник для школьников общеобразовательных учебных заведений" пять лет назад. Взрослые просто не могли понять, как можно дать прочитать детям о том, что секс бывает без любви, потому что это физиологическая потребность организма как людей, так и животных. В частности, в книге с предвзятостью рассказывают об изменении пола и однополые отношения. Стоит отметить, что в ходе скандала на это мало кто обратил внимание, а осуждения всего досталось теме о сексе без любви и возможность забеременеть без участия мужчины. 

Не стоит забывать и о резонансе, который вызвала в этом году анонсирована во Львове презентация книги о толерантности к однополым бракам "Майя и ее мамы", авторства Ларисы Денисенко. Книга рассказывает реальную историю о девушке, которую воспитывает гей-пара. Однако местным националистам такое событие показалась провокационной и попыткой "легализовать в обществе однополые браки". В результате, презентацию заставили отменить, проведение угрожало безопасности автора и самым посетителям. 


Фото из книги "Майя и ее мамы"

Но появление соответствующей качественной литературы - не единственное достижение на пути к развитию системы сексуального образования. Недавно в Украине запустили проект "Биология сексуальности" в рамках которого будут производить серию бесплатных образовательных роликов для разных возрастных категорий. Всего их должно быть 15, в доступе они, предполагается, что будут уже в мае 2018 года. К их созданию привлечены разного рода специалисты: врачи, психологи, сексологи. Инициатором проекта является анимационная студия Necessary education (NEED). Он включает также курс лекций о сексуального образования как для взрослых, так и для подростков. В планах основателей проекта создания в дальнейшем анимационных роликов и для детей младшего возраста.

Что у нас общего с Китаем?

Опыт Китая, в котором вопросы сексуального образования является еще более проблематичным, чем в Украине, показывает, что воспитывать в обществе адекватное отношение к сексу вполне реально. Полового воспитания в Китае почти не существовало. Кроме анатомических сведений подростки мало осведомлены о венерических болезнях и контрацепции. Тема секса в стране табуирована, а подростков предостерегают от половой близости вне брака (однако, по данным China Daily, более 70% китайских молодых людей имеют сексуальные отношения до брака). В частности, в обществе четко установлены возрастные рамки допустимых для начала половой жизни - от 20 лет.

Однако в январе 2017 несколько китайских школ рискнули привлечь в программу обновленный учебник по сексуальному воспитанию, содержание которого родители восприняли неоднозначно. В нем детям начальных классов рассказывают о гендерном равенстве, в том числе и в профессиональном плане. Книга содержит рисунки с физиологией полового акта между мужчиной и женщиной. В частности учеников предостерегают от изнасилования и предупреждают, что обидчиком может стать кто угодно - даже член семьи. Также в учебнике упоминается понятие трансгендеров.


Фото: shanghaiist.com

Пятиклассники, согласно предложенной программы, узнают о венерических заболеваниях, в частности ВИЧ и СПИД. Также, подробно рассказывается в учебнике о контрацептивах. Шестиклассники узнают более подробно о сексменьшинства и бисексуальность.

В частности, в программе предусмотрены уроки о браке, где рассказывают, что нет ничего шокирующего в том, что человек может решить провести жизнь в одиночестве. Также учащиеся узнают об однополых семьи и страны, в которых их регистрация узаконена (в Китае такие браки не регистрируют).

Учебник вызвал возмущение у многих родителей, которые рассказали, что и сами зарделись от некоторых изображений, а детскую психику, по их мнению, это вообще может травмировать. Однако есть и такие, которые радостно и с интересом приняли обновления в сексуальном просвещении в стране, отмечая, что ждали подобных изменений. Также поддерживают нововведения и китайские врачи, критикуя родителей, которые негативно восприняли учебник, добавляя, что это явный признак провальности их собственной осведомленности в данной сфере. Сторонники отмечают, что сексуальное образование защищает детей от сексуального насилия и нет ничего плохого в откровенности с детьми.

Новую программу поддерживают и государственные СМИ, отмечая, что родители имеют искаженное пошлое восприятия изображенных в книге рисунков. Аплодировали скандальном учебнике и ЛГБТ-сообщества Китая.

Благодаря чему система сексуального образования в Европе успешна?

Примером развитой сексуального образования является система во многих европейских странах. В документе ВОЗ по стандартам сексуального образования в Европе такое развитие объясняют разнообразием методов контрацепции и легализации абортов в прошлом веке, что позволило разделить понятия сексуальности и репродукции. Программа в странах базируется на "укреплении и расширении возможностей молодежи обходиться со своей сексуальностью ответственно", а не только сосредоточены на негативных последствиях или угрозах. Документ, в частности, предлагает подход, в котором понятия не сосредотачивается на одном школьном предмете, а распределяется между различными педагогами. Так называемый междисциплинарный подход.

В процессе также предусмотрено сотрудничество с родителями. В Австрии на официальном уровне. Ведущие страны в сфере сексуального образования - Нидерланды и Дания . В Нидерландах программа починаетсья с 4 класса. Учеников учат формировать отношения и обсуждать сексуальность.

Школьников учат уважать различные сексуальные ориентации, а также система сосредоточена на уберегание подростков от насилия и болезней. О контрацептивах дети узнают в 11-летнем возрасте. В стране презервативы можно купить в торговых автоматах, а противозачаточные средства до 21 года можно получить в аптеках бесплатно .

В Норвегии дети узнают о половых отношениях не только в школе: национальное телевидение запустило серию из 8 небольших роликов под названием "Половое созревание», где ведущая, используя манекенов, рисунки, изображения под микроскопом да и живых людей рассказывает об особенностях женской и мужской репродуктивных систем . Передача не имеет возрастного ограничения.

Привлекает к системе сексуального воспитания телевидения также и Швеция 3-6-летним детям показывают как устроены их тела. Страна делает акцент на здоровом образе жизни и на сдержанности в отношениях с противоположным полом. Однако ученикам, начиная с 7-ми лет, рассказывают об отношениях, любви, представления о себе, первый секс, мастурбацию и использования противозачаточных . Более того, в Швеции аборты только разрешены, но и бесплатные с 1975 года и подростки для такого решения не требуют разрешения старших.

Германия взялась за развитие сексуального образования еще в 1970-х годах. Программа, которая включает объяснение за половые отношения, венерические болезни, отношение к ЛГБТ, нежелательные беременности, сексуальные домогательства, является обязательным во всех школах. Однако даже в Германии многие родители как-то устроили скандал по поводу учебника, который раздавали 5-летним детям, где изображено, как главная героиня надевает презерватив на половой орган своего партнера.

Однако комплексный подход страны к теме сексуального воспитания демонстрирует успешные результаты: более 90% немецких подростков используют контрацепцию ( исследования ВОЗ ).

Дания в этом вопросе пошла еще дальше. Ученики некоторых школ, согласно программе, имеют возможность прямо на уроках ознакомиться с порнографическими материалами , однако учителя считают это лишним в школе. Тем не менее, система сексуального образования в Дании оказалась успешной в предотвращении нежелательной беременности и пропаганде безопасных сексуальных практик. Зато правительство начало побуждать граждан создавать семьи в более молодом возрасте.

Как результат, Нидерланды имеют низкий уровень подростковых беременностей (14 на 1000 девушек в возрасте от 15 до 19 лет). Лучший показатель только в Швейцарии (8 на 1000). Исследователи связывают эту статистику с давно действующими в странах программами полового воспитания, бесплатными услугами по планированию семьи и низкой стоимостью средств экстренной контрацепции.

В Америке же наоборот руководствуются политикой "к браку нельзя", однако никто не объясняет как правильно после брака. Поэтому в США самые высокие показатели заболеваний, передающихся половым путем, и самый высокий уровень подростковой беременности среди всех промышленно развитых стран.

Психолог отмечает, что прямое копирование опыта других стран может иметь негативные последствия и нести разрушительное воздействие на детскую психику. "Надо очень хорошо изучить проблему и настоящий исторический опыт наших предков, а не выхолощенный и извращенный, но и не искаженный непомерным слишком ранним интересом, потому что психика ребенка является хрупкой, а психосексуальная энергия либидо, которую описывал Фрейд (работы которого в Сюзи перкручено подавали ) является колоссальным мощным, дразнит Ее уводить из глубин подсознательного преждевременно совершенно не нужно - всему свое время - это не просто хорошее выражение " , - отмечает педагог.

Понятно, что просмотр порно на уроках в украинских школах обсуждать не стоит, однако изменения в специализированной литературе, в том числе и для педагогов, необходимы. А это требует внимания как минимум двух официальных ведомств: Министерства образования и науки и Министерства здравоохранения. Ведь, если искаженное и пошлое восприятия понятия сексуальности во взрослом возрасте сложно исправить, то, начиная с детства, это можно предотвратить. Как и увеличению случаев заражения венерическими заболеваниями и снижению количества подростковых беременностей.