Facebook iPress Telegram iPress Twitter iPress search menu

Законопроект Порошенко о незаконном обогащении хуже, чем Януковича, - ГПК

Законопроект Порошенко о незаконном обогащении хуже, чем Януковича, - ГПК
Фото: dpa.com
Законопроект Петра Порошенко о незаконном обогащении хуже, чем норма, введенная в 2011 году во времена Виктора Януковича.

Президент предлагает следующую редакцию: "Приобретение лицом, уполномоченным на выполнение функций государства или местного самоуправления, в собственность активов в значительном размере без законных на то оснований при отсутствии признаков злоупотребления властью или служебным положением или принятие предложений, обещания или получение неправомерной выгоды должностным лицом, а так же передача им таких активов в любой другой способ".

"При такой формулировке, незаконное обогащение невозможно будет доказать в суде", -  заявляют в ГПК.

В Центре противодействия коррупции объясняют, что для привлечения чиновников к ответственности за необоснованные состояния следствию нужно будет доказывать, что такой чиновник не получал взятки или не злоупотреблял властью или служебным положением.

"Проще говоря, прокурор будет обязан представить отдельные доказательства, подтверждающие невиновность чиновника в двух преступлениях (злоупотребление и взятки), а уже потом речь может идти о незаконном обогащении", - отмечает ГПК.

Соответственно, президентский законопроект фактически означает, что следствие будут проводить отдельные следственные действия, чтобы опровергнуть эти два преступления. Однако таких полномочий не предусматривает Уголовный процессуальный кодекс.

"С такой формулировкой невозможно будет привлечь чиновников к ответственности за приобретение имущества, которое не объясняется их официальными доходами", - отмечают в ГПК.

В Центре противодействия коррупции настаивают, что законопроект Порошенко ухудшает формулировки преступления незаконного обогащения, введенные во времена Януковича 2011 года.

"Тогда впервые приняли эту статью, но прописали ее таким образом, чтобы исключить наказание за незаконное обогащение. Тогда под незаконным обогащением понималось получение неправомерной выгоды. Однако, если раньше для наказания чиновника за незаконные состояния необходимо доказать получение взятки, то сейчас Порошенко предлагает довести, что чиновник не получал взятку и не злоупотреблял своей должностью", - заключает ГПК.

26 февраля КС признал неконституционной статью 368-2 Уголовного кодекса, которая предусматривает наказание для чиновников за незаконное обогащение.

Инициаторами представления стали 59 народных депутатов, по словам Найема, 24 из них ранее голосовали "за" внесение статьи 368-2 УК в нынешней редакции.

Среди обратившихся в КС, 23 нардепа от "Народного фронта", по 11 нардепов БПП и группы "Возрождение", 10 нардепов из "Оппоблока", 3 - от "Воля народа", 1 с Радикальной партии.

Как известно, Уголовную ответственность за незаконное обогащение ввели в 2015 году. Это было одним из требований ЕС во исполнение Плана действий по визовой либерализации, а также одним из обязательств Украины перед МВФ, закрепленным меморандумом.

Национальное антикоррупционное бюро расследует 50 уголовных производств по статье 368-2. Более тяжелее предусмотренное наказание - лишение свободы на срок от 5 до 10 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет с конфискацией имущества.

Также, четыре из 18 судей Конституционного суда проголосовали  против отмены статьи  368-2 Уголовного кодекса, которая предусматривает наказание для чиновников за незаконное обогащение.

Впоследствии, Порошенко подал новый закон о наказании за незаконное обогащение.