Украинский комплекс России
Майдан и крах режима Януковича напугали Путина, ведь он уже видел, к чему привела " Арабская Весна". "Когда Путин увидел бывшего президента Египта Хосни Мубарака на скамье подсудимых, то подумал, что то же самое может случиться с ним. Последним сигналом для него стала бегство Януковича из Украины. Он представил киевский Майдан на Красной площади. Поэтому нынешняя политика Путина направлена на то, чтобы сталинскими методами задушить малейшую возможность такого развития событий. И не только в России, но и в ближайших странах", - говорит Адам Михник.
Россия, по его словам, тяжело переживала евроинтеграционный выбор Польши. Когда же на этот путь стала Украина, особенно ярко проявился великорусский имперский комплекс, который даже российским демократам иногда мешает воспринимать действительность.
"Была такая пословица: “курица не птица, Польша не заграница”. Сейчас в России увидели, что Польша - таки заграница. Но чтобы Украина стала заграницей... Там просто не понимают, что Украина - не Россия", - комментирует польский журналист. Однако, по его словам, политика Путина не должна делать из нас русофобов. Не следует забывать, что Россия - это богатая культура и немало добрых людей.
"Путин - не Гитлер. Но до определенного момента и сам Гитлер не был Гитлером"
Раскола Украины нельзя допустить ни в коем случае, считает Адам Михник, и вспоминает о событиях, предшествовавших Второй мировой войне. Правда, по его словам, исторические параллели между действиями Путина и Гитлера не является до конца объективными, как и любые другие.
Фото: АFР
"Впервые эта аналогия прозвучала не в Украине и не в Польше. Ее использовал российский историк Андрей Зубов. Конечно, Путин - не Гитлер и не Сталин. Но до определенного момента и сам Гитлер не был Гитлером. Тогда тоже никто не представлял, что будет дальше. Если бы мне кто раньше сказал, что Путин аннексирует Крым и вторгнется в Донбасс, я бы ответил, что это невозможно, это противоречит логике. Но он это сделал!", - комментирует Михник. Теперь, по его мнению, на востоке Украины пролилось достаточно крови, чтобы Европа переоценила политику Путина и прекратила ее терпеть.
"Идея, что ты можешь быть патриотом Украины, лишь говоря на украинском, - это абсурд"
В том, что происходит на Донбассе, виновата отчасти и украинская власть - нынешняя и бывшая. По словам Михника, после Оранжевой революции 2004 года украинская власть - Ющенко, Тимошенко, а потом и Янукович - не понимали, как надо говорить с Востоком. А после Майдана 2014-го большой ошибкой новой власти была попытка отменить закон "Об основах государственной языковой политики", что дает общинам право предоставлять языкам национальных меньшинств статуса регионального. Часть общества восприняла эту инициативу крайне негативно.
"Идея, что ты можешь быть патриотом Украины, лишь говоря на украинском, - это абсурд. Украина - многоязычная страна. Слава Богу, Александр Турчинов ветировал этот закон. Он играл на руку российским спецслужбам. Что бы вы не говорили про Кучму, Кравчука и даже про Януковича, но в Украине не было межэтнической войны, как, например, в Югославии. Это большой успех, и это надо продолжать", - говорит Адам Михник. Сейчас украинцев, говорящих на разных языках и имеют разное этническое происхождение, может объединить стремление к независимости и свободы. А практическим воплощением объединительной стратегии мог бы стать проект децентрализации (а не "федерализации"), который учел бы интересы всех регионов.
В то же время он напоминает, что независимость, которую Украина получила 23 года назад, была следствием коалиции демократов с коммунистами, которые стремились не столько создать государство, как сохранить власть. За это Украина платит сегодня большую цену. Поэтому Адам Михник советует украинцам задуматься, воюют они на Донбассе за то, чтобы Ринат Ахметов сохранил все свои заводы, или за что другое.
"Каждый имеет гражданское право на ошибку и глупость"
Большинство польских медиа, по словам Михника, поддерживают Украину. Путинофили даже обвиняют их в проукраинской пропаганде. Михник с этим не соглашается: "То, что мы пишем об украинско-российский конфликт, не является пропагандой. Мы пишем то, что говорят сепаратисты, объясняем, чего они хотят, описываем их менталитет. Но вместе с тем мы - редакция GazetyWyborczej - высказываем свои мнения об этом конфликте. И это не пропаганда, а наша точка зрения. Никто из украинского правительства не диктует мне, что я должен написать".
Адам Михник. Фото: Тарас Малый
Эта разница между пропагандой и точкой зрения очень четкая - "даже если точка зрения является глупостью". Адам Михник приводит в пример материал Анджея Романовского, который GazetaWyborcza 26 августа: "Мы напечатали совершенно глупую статью моего друга из Кракова про Украину и Россию. Я стопроцентно уверен в том, что он сошел с ума, когда это писал. Но это не пропаганда, ему никто не платил за это денег. Каждый имеет гражданское право на ошибку и глупость. Но журналист, который занимается пропагандой, - это проститутка".
"Для французов и немцев Украина - это зона Путина"
Убеждать государства Евросоюза в необходимости поддержки Украины - миссия и ответственность Польши, считает Михник. "Для французов и немцев Украина - это экзотика, они считают ее зоной Путина, где только он может создать стабильное государство. Мы же сотрудничаем с Украиной для того, чтобы все было спокойно и мирно. Мы понимаем, что украинцы на Донетчине и Луганщине и защищают нашу безопасность", - объясняет редактор GazetyWyborczej.
ЧИТАЙТЕ: Германия нас не защитит
Отказ канцлера Германии Ангелы Меркель и французского президента Франсуа Олланда продавать оружие Украине Михник считает большой ошибкой. "Напомню, что сказал Черчилль по возвращение Чемберлена из Мюнхена, где было подписано соглашение с Гитлером о разделе Чехословакии: “Мы имели выбор между войной и позором. Выбрали позор, а войны нам не избежать”, - комментирует он. - Я понимаю логику Меркель и Олланда: если мы не хотим войны, не надо продавать оружие, надо искать дипломатические пути решения проблемы. Но таких путей уже нет! В конце концов конфликт придет. Россия постучит в дверь и к госпоже Меркель, а может, и к Олланда. По моему мнению, они делают большую ошибку. Сейчас можно дать серьезный ответ России в Донецке, Луганске, Новоазовске. Но без помощи Запада это невозможно". Спрогнозировать, как далеко должны зайти российские войска, чтобы Мероприятие все же начал оказывать Украине военную поддержку, Михник не берется.
"Обязанность поляков - говорить в Брюсселе, что надо защищать Украину даже вооруженным путем, - резюмирует польский журналист. - Ведь открытые двери для Путина - это наш путь в ад".
Автор: Елена Марченко