Facebook iPress Telegram iPress Twitter iPress search menu

Досрочные выборы в Верховную Раду могут состояться в сентябре-октябре, - Колиушко

Ярослав Іваночко
Досрочные выборы в Верховную Раду могут состояться в сентябре-октябре, - Колиушко
Фото: rada.gov.ua
Сегодня в парламенте зарегистрированы постановления о досрочном прекращении полномочий Верховной рады 7 созыва. Однако ни одной из трех предусмотренных Конституцией оснований для прекращения полномочий рады нет - коалиция существует, Совет регулярно проводит заседания, а правительство предназначено.

На эту тему iPress.ua общался с известным украинским юристом, основателем и председателем правления Центра политико-правовых реформ Игорь Колиушко. 

На основании чего объявлять перевыборы? 

Напрямую эта ситуация не определена Конституцией. Не надо отождествлять эту инициативу со случаями определенным статьей 90 Конституции Украины, которая устанавливает случаи, когда Президент по собственной инициативе может досрочно прекратить полномочия парламента. В данном случае речь идет о желании самого парламента, если это постановление будет принято, пойти на досрочные выборы. Это не предусмотрено нашей Конституцией. Но это политическое решение, которое я считаю, имеет сегодня очень много оснований. Во-первых, в связи с тем, что в стране произошли определенные события и состав сегодня не соответствует политическим настроениям общества и волеизъявлению избирателей.


Игорь Колиушко. Фото: espreso.tv

Во-вторых, если Президент и большинство парламента хотят перевыборов, то они может искусственно организовать какое-то из оснований предусмотренных 90 статьей Конституции. Возникает вопрос: нужно ли организовывать искусственное основание, когда есть нормальная политическая воля большинства парламента и Президента на досрочные выборы. Я считаю, что нужно. Если большинство в парламенте хочет перевыборов, я не считаю, что кто-то может этому противодействовать основании формальных правовых предписаний. 

В одном из постановлений депутаты предлагают заявить о самороспуске - досрочное прекращение полномочий ВР и обратиться к Президенту с предложением принять решение о досрочном прекращении полномочий парламента и назначить внеочередные выборы в Верховную Раду в сроки, определенные Конституцией Украины. На каком основании Президент должен это сделать, если депутаты не создали правовых оснований - не вышли из коалиции, не обнулили списки

Обнуление списков, как это было в 2007 году сегодня невозможно - внесены изменения в законодательство, что сделало невозможным этот шаг. Тогда вопрос стоял иначе. Досрочных выборов тогда хотела меньшинство парламента, а не большинство. И это меньшинство пыталась создать правовые основания для президента распустить парламент и объявить досрочные выборы. Если этого хочет большинство парламента, то нет необходимости в таких трудных поисках. Если идти формальным путем и искать простого способа распустить парламент, то это можно сделать воспользовавшись частью 1 статьи 90 Конституции. 

Когда одна из фракций выходит из коалиции? 

Конечно. Даже сегодня можно сказать, что у нас нет коалиции депутатских фракций в смысле 83 статьи Конституции. И это так и есть. депутаты сделали смешанную большинство - "фракционно-тушено". А 83 статья Конституции прямо этого не предусматривает. И решение Конституционного суда 2010 больше опиралось на регламент, а не на норму Конституции. После того, были внесены изменения в регламент. Сегодня можно говорить, что коалиции уже нет. Но, если бы это была инициатива Президента, то он должен сегодня объявить, что он считает, что коалиции в ВРУ не существует. А то, что существует не отвечает ряду требований. И поэтому Президент предлагает Верховной Раде в соответствии с 83 статьей Конституции в 30-дневный срок создать коалицию. Подождать 30 дней, коалиция не образуется и тогда он должен принять решение. Это, если роспуск парламента проводится по инициативе Президента. Если же этого хочет большинство Верховной Рады и Президент, то для чего ждать 30 дней, играть в формальности, которые были написаны для другой ситуации? 

Но получается так, что депутаты и Президент играют в эту формальность, ведь любая фракция могла сегодня объявить о выходе из коалиции и дать толчок для запуска механизма досрочных выборов. Зато регистрируются постановления, как намерения о намерениях. 

Если это постановление не будет проголосовано, тогда не о чем говорить. Постановление индикатором того, хочет ли большинство Верховной Рады досрочных выборов? И я считаю, что в этом смысле - это нормальный правильный шаг. 

Когда такие выборы могли бы состояться? 

Теоретически это может произойти на границе сентября-октября. Если они это так быстро делают, то выборы могут состояться еще быстрее - даже в сентябре. Но я не думаю, что это был бы разумный шаг - делать в июле и августе избирательную кампанию и в сентябре проводить выборы. Более того, я считаю, что гораздо принципиальнее было бы сейчас не о скорости выборов говорить, а о принятии нового избирательного закона и о внесении изменений в Конституцию. Это намного важнее сегодня для общества. Это позволит запустить децентрализацию власти. Если сейчас все пойдут на выборы, то мы этих изменений в Конституцию не увидим еще год. Если мы еще год их не увидим, то следующие местные выборы в октябре 2015 снова вынуждены будем провести в административно-территориальных единицах. Таким образом вообще невозможно понять, когда у нас может произойти реальная децентрализация. А она нужна для запуска практически всех реформ. Мы не можем существовать в чрезмерно централизованной системе власти, которая есть сегодня. 

На ваш взгляд, за какой избирательной системой сегодня надо проводить выборы, учитывая то, что Крым де-факто уже не в составе Украины, а в восточных областях происходят военные действия

То, что на некоторых территориях не удастся провести выборы, на мой взгляд не препятствует проведению выборов в целом и легитимности их результатов. Для нас оптимальной избирательной системой является пропорциональная система с региональными округами и преференциями или по так называемым открытым спискам. Это избирательная система, которая с одной стороны структурирует общество, заставляет всех обращать внимание на партии. С другой стороны ограничивает возможности партий прибегать к откровенной коррупции к формированию списков путем продажи мест и т.д. Потому попадания в список еще не гарантирует получения мандата. То кто из списка получит мандат зависеть от избирателей.