Один из последних громких случаев - скандал с попыткой "Укрзализныци" приобрести через ProZorro 250 комплектов туалетов по 1,08 млн грн.
При этом в соседних странах такие комплекты продают примерно на 200 тыс грн дешевле. Однако, требования к тендеру "железнодорожники" сформулировали таким образом, чтобы принять в нем участие смогли только "свои", в данном случае - компания, которой обладают дети бывшего заместителя гендиректора "Укрзализныци".
Это, к сожалению, типичная ситуация: в тендерах часто побеждает не тот, кто предлагает оптимальный (дешевый) вариант товаров или услуг, а "свои" фирмы, чьи услуги обойдутся государственному бюджету намного дороже. И за это все конечно же заплатим мы - обычные граждане, налогоплательщики из своих карманов.
"Тендеры для своих"
iPress.ua уже писал, что в большинстве случаев во время тендеров заказчики тратят определенные законом 5-20 дней на то, чтобы сбить с предпринимателя так называемый "откат" за присуждение победы. То есть, после того, как предприятие победило в системе ProZorro, его владельцам или руководителям звонит заказчик, приглашает на встречу, где прямо предлагает "закрепить победу", заплатив чиновникам определенную сумму. Если же победитель отказывается, то его просто выбрасывают с торгов в связи с несоответствием "техническим требованиям тендера" и проводят переговоры с теми, кто занял более низкие места на открытых торгах, предложив более высокую цену. Но даже после того как предприниматель согласится заплатить "откат", его нередко продолжают шантажировать, утверждая, что конкуренты предложили еще больший взятку.
Еще один вариант - фиктивный конкурс, при котором победитель предопределен. То есть, по итогам торгов в системе ProZorro "своя" компания может появиться на пятнадцатом месте по ценовым предложениям, однако оферты всех отвергают - опять же из-за якобы "плохо оформленной документации".
И хотя в статье двадцать второго Закона Украины о публичных закупках говорится, что технические ошибки не могут быть основанием для отклонения предложений, однако на практике эта статья очень часто не действует, обычно предприниматели получают отказ из-за неправильно поставленной подписи или описки в тексте, которые никоим образом не влияют на цену или качество предложения.
"Победители тендеров, в свою очередь, аргументируют высокую цену тем, что другие претенденты ошиблись, неправильно провели расчеты, а они - единственные, кто профессионально подошел к делу. На самом деле в их цену уже заложен "откат".
Власть новая, схемы старые:
как работает система "откатов" в Минэкологии
После Революции Достоинства в Министерстве экологии и природных ресурсов изменилось уже четыре руководителя, однако "система", которая приносила прибыли "правильным людям" в ведомстве во времена Януковича и экс-министра Злочевского, работает до сих пор, даже несмотря на внедрение ProZorro.
Скажем, несколько лет назад, тендерный комитет Минэкологии принял решение о закупке спутниковых снимков территории Украины в австрийской фирмы Austroplan Austrian Engineering GMBH по цене 49,38 млн грн тогда, как Харьковская национальная академия городского хозяйства предлагала продать эти фото всего за 250 тыс грн.
Самый масштабный же скандал случился в мае прошлого года, когда детективы НАБУ задержали секретаря комитета по государственным закупкам госпредприятия "Украинские экологические инвестиции" (входит в сферу управления Минэкологии) по подозрению в растрате государственных средств, полученных по Киотскому протоколу. Госпредприятие собиралось потратить почти миллиард гривен на замену ламп накаливания в сетях уличного освещения и школах на энергосберегающие. Финансирование проекта должно было осуществляться за счет средств, предоставленных Японией по Киотскому протоколу. При этом, акцепты на 480 млн грн получила фирма-прокладка ООО "АГРОТЕХБУД", ради которой из всех тендеров были сняты все дешевые предложения от других компаний. В ходе более тщательного расследования выяснилось, что "АГРОТЕХБУД" является фиктивным предприятием, которое располагалось на одной из квартир в Донецке. Собственно, из-за этого дела, в январе 2016 года было уволено исполняющего обязанности министра экологии Сергея Курыкина.
Уже в этом году, 7 апреля 2017 года состоялись тендеры на уборку и инженерные услуги для Минэкологии. И снова заработала старая система. Тендеры на уборку выиграли фирмы, которые предложили за свои услуги самую высокую цену.
В частности, Министерство объявило тендер на услуги по обслуживанию административных помещений. В нем приняли участие 5 компаний: ООО "ФМ СЕРВИС ПРО", которое предложило 1170000 грн за свои услуги, ООО "Импел Гриффин Групп" - 1404 633.61 грн, ЧП "Клининг-Про" - 1420400 грн, ООО "РУСТЛЕР НЕДВИЖИМОСТЬ СЕРВИС" - 1656660 грн и ООО "Алма Фасилити групп" 1692000 грн. Было бы логично, если бы Министерство в условиях экономии государственных средств и постоянного выпрашивания миллиардных траншей в МВФ, должно выбрать оптимальное и самое дешевое предложение. Но логикой наши чиновники пользуются редко, они любят старые схемы, на которых можно "заработать".
Другой тендер Минэкологии объявило на услуги по уборке админзданий, участие в котором принимали следующие компании: ООО "ФМ СЕРВИС ПРО" с дешевой предложением в 675 000 грн, ЧП "Клининг-Про" - 796000 грн, ООО "Благодарочка" 796800 грн, ООО "Алма Фасилити групп" - 865000 грн и ООО "Импел Гриффин групп" - 872 436.18 грн. Победителем было признано ООО "Благодарочка", которые предложили сумму 796 800,00 грн, что на 121 800,00 грн превышает ценовое предложение ООО "ФМ СЕРВИС ПРО".
iPress.ua удалось получить комментарий у директора компании "Клининг-Про", которая участвовала в обоих тендерах и проиграла их, Сергея Козолупа, который согласился рассказать об интересных деталях и особенностях отечественного тендерного рынка.
"Формально, члены тендерного комитета приняли решение отклонить ценовое предложение ЧП "Клининг Про" поскольку в тендерной технической документации выявлено техническую опечатку: в одном предложении в представленной документации указано старое название Закона "Об осуществлении государственных закупок", а в другом предложении уже новое название закона "О публичных закупках". Разве это влияет на сумму расходов бюджетных средств? - логично спрашивает предприниматель. - Хорошо, но, в самой тендерной документации была утверждена форма для описания и примера формальных ошибок. Среди этих формальных ошибок отмечалось, что заказчик, то есть Министерство экологии не может отклонять ценовое предложение участника, если там содержатся технические ошибки. Это их документация, там четко это прописано. Другое основание к отклонению, что у нас нет разрешения на высотные работы. У нас есть разрешение на высотные работы, но мы его не оказывали в связи с отсутствием в тендерной документации таких требований. Хотя мы предоставили удостоверение наших сотрудников, которые имеют такое разрешение вместе с другими работниками. Это же можно для соблюдения процедуры сделать запрос и получить копию нашего разрешения. Конечно мы подали жалобу, но скорее что ее отклонят, потому что мы не заложили "коррупционный бонус".
"Ладно, в случае с обоими тендерами наша компания предложила не самую низкую цену. Но объясните, почему не выбрали предложения например ООО "ФМ СЕРВИС О" или "Импел Гриффин Групп"? Ведь разница существенная в обоих случаях: полмиллиона гривен плюс почти 122 тыс грн. Неужели Министерству некуда больше тратить бюджетные деньги? У них лестницы на входе в помещение разваливаются", - возмущается бизнесмен.
В то же время, интересная история с победителем первого тендера, где была разница в 500 тыс грн. Фирма ООО "Алма Фасилити групп", которую выбрали победителем, только несколько месяцев назад созданная в январе 2017 года получила свидетельство плательщика НДС и перерегистрируется в Киев из Харькова и теперь уже выигрывает с наибольшей ценой конкурс на инженерное обслуживание Министерства экологии.
"В общем, в Украине, к сожалению, очень распространена практика прописания документации под определенную компанию. В одном из тендеров было написано что для уборки необходимо иметь трактор МТЗ-82 с шириной отвала 2.85 м. А по одному из аэропортов вообще после того как мы по цене стали победителями торгов, мне позвонили и спросили готов ли я давать "откат" 400 тыс грн. Я ответил что мы так не работаем и соответственно через несколько дней победителем была названа другая компания с более высокой ценой, которая наверняка была "готова". Или еще случай недавно по Верховной Раде. Был тендер на химическую чистку ковролина, кресел и гардин. Стартовая цена, то есть та которая была заложена в бюджет и, насколько мне известно была в предыдущие годы - 580 тыс грн на 8 месяцев. Торги выигрывает компания "Бонафортуна" (которая обслуживала ВР в предыдущие годы больше как за полмиллиона) с ценой 150 тыс. грн. Мы остановились на предложении 199 тыс грн. Скажите пожалуйста, у нас что цены на рынке упали, подешевели комплектующие, импортные химические средства или расходные материалы с прошлого года? Будет ли какая-то компетентная структура проводить расследование почему в предыдущие годы это Управление Верховной Рады перерасходовали наших налогов на 430 тыс больше? Там вообще никаких работ в таком объеме никто никогда не проводил раньше?", - добавляет Сергей Козолуп.
Старая коррумпированная "Укрзализныця"
Директор "Клининг-Про" рассказал также о другом, не менее вопиющем факте тендерной коррупции. На этот раз отличилась "Укрзализныця", а именно ее региональный филиал "Юго-Западная Железная дорога", которая объявила открытый тендер на уборку внутренних помещений и прилегающей территории вокзала станции Фастов.
"Наша компания приняла участие в открытом тендере на торговой площадке который входит в систему ProZorro. Было подано предложение в состав которого входили все необходимые документы, которые требовались заказчиком, в том числе банковская гарантия. 23 марта мы получили акцепт нашего предложения", - рассказывает Сергей Козолуп.
Как мы уже отмечали выше, в законе о госзакупках существует пункт, согласно которому договор должен быть подписан не позднее чем на 20 день от даты акцепта. Именно он и создает "благоприятные условия" для коррупционных действий.
Итак, 23 марта - дата акцепта, 12 апреля - дата подписания договора.
"После получения акцепта мы связались с представителями заказчика, хотя это оказалось крайне сложно. Во-первых, в тендерной документации номер и.о. тендерного комитета было указано с ошибками, то есть связаться с ним было невозможно. Далее, было трудно найти человека, который отвечает за дальнейшие действия, было указано несколько номеров, по этим номерам нам говорили: "Позвоните в понедельник, мы этим не занимаемся". В конце концов мы вышли на связь через главного инженера станции Казатин Хованца Виктора Ивановича. Почему именно станции Казатин? Потому что станция Фастов подчинена станции Казатин. После того, как мы смогли с ним пообщаться, он попросил заполнить проект договора, внести реквизиты, мы их внесли и отправили ему на почту. Затем в телефонном разговоре с Комаром Николаем Николаевичем (инженер по договорной работы станции Казатин) мы пришли к тому, что наши калькуляции немного неверные и их надо переделать. Сумма была подана с НДС (1 млн. 48 тыс), но на самом деле это должна была быть сумма без НДС. Мы переделали эти калькуляции и этот договор был направлен ему 11 апреля утром", - рассказывает предприниматель.
На этом приключения его компании не закончились.
"Мы не могли связаться с господином Комаром ни телефоном, ни каким-либо другим способом, он просто не отвечал. Звонили 30-40 раз с разных номеров. Смогли к нему дозвониться только 13 апреля, и он заявил нам, что истек срок и сообщил, что находится на больничном. Логичный вопрос: кто же должен его замещать в это время? Наконец удалось найти правильный номер и.о. тендерного комитета и позвонить 13 апреля. И теперь он сам "удивился", что возникла такая ситуации и спросил: "Почему же Вы не могли мне позвонить раньше, вас просто кинули"... И посоветовал: "Пишите жалобу на ProZorro".
"Понимаете этот замкнутый круг?", - говорит Сергей Козолуп.
Компания "Клининг-Про" отправила два рекомендованных письма с претензиями: первое на канцелярию руководителя "Укрзализныци" Бальчуна, второе - руководителю Юго-Западного подразделения "Укрзализныци", который и был заказчиком тендера.
"Но в пятницу 14 апреля проходило заседание тендерного комитета, на ProZorro мы получили отказ по документации, в связи с отсутствием заключения договора на оказание услуг. Соответственно, сразу же было принято к рассмотрению следующую компанию. Следовательно, разница между нами и следующей компанией составляет около 400 тыс грн за весь объем (10 месяцев). То есть, чтобы вы понимали "Укрзализныця" потратит дополнительно 400 тыс грн только потому что кто-то "ушел" на больничный и некому было подписать с нами договор. А все потому что мы "не те кто должен был выиграть". Это же абсурд", - удивляется предприниматель.
К слову, компания "Эко-Экспресс", которую в итоге назначили победителем, связана с фирмой "Сантаун" - фигурантом громкого коррупционного скандала в Министерстве экологии.
"Эко-Экспресс" на протяжении последних нескольких месяцев оказывала услуги по уборке на Фастовском вокзале и к ее работе было много вопросов.
"В условиях тендера было указано, что минимальное количество персонала должно составлять не менее 47 работников. Мы общались с работниками вокзала Фастов и выяснили, что в "Эко-Экспресс" работало на станции 16 работников. В принципе этого достаточно. Соответственно, количество персонала в тендерной документации завысили. И все начинают считать 47 работников, фонд заработной платы и отчисления налогов на заработную плату ... Соответственно, тендерное предложение у них получается больше, а победителем становится компания с суммой меньшей, которая в "теме". То есть они поднимают количество персонала уже на этапе подготовки тендерной документации", - говорит Сергей Козолуп.
В этой истории трудно не увидеть коррупционной составляющей и личной заинтересованности отдельных лиц, из-за которых "Укрзализныця" переплатит 400 тыс грн - и это только по одному из 118 вокзалов!
Будет ли реагировать власть на тендерную коррупцию
После запуска ProZorro вся информация о ходе торгов стала открытой на 100%, выросла конкуренция. Между тем, сегодня правительство фактически не имеет инструментов для предупреждения хищения бюджетных денег.
Еще в сентябре 2015 года после внесенных изменений в закон о закупках Государственная аудиторская служба была наделена функциями мониторинга тендеров - онлайн-контроля за ходом торгов, который позволяет предупредить нарушения до момента перечисления денег. Однако, сама процедура мониторинга до сих пор не выписана ни в одном документе. Поэтому, коррупционеры, которых хватает как среди заказчиков тендеров, так и среди участников, знают - главное успеть вывести бюджетные деньги в наличные после подписания контракта. А там пусть, хоть десять уголовных дел открывают.
В течение 2016 года Госаудитслужба установила на закупках нарушений на сумму 19,2 млрд грн. Однако, предупреждено подозрительных торгов всего на 4,7 млрд грн. То есть, заказчики торгов реагировали только на каждый четвертый сигнал от аудиторов. О том, сколько еще сомнительных торгов аудиторы не увидели в принципе, статистика молчит.