Facebook iPress Telegram iPress Twitter iPress search menu

Кризис - уникальный шанс для прорыва

Кризис - уникальный шанс для прорыва
Виктор Пинзеник. Фото: Роман Балук/ZIK
Сегодня украинское правительство одновременно с проблемой войны должно решать проблемы экономики, считает Виктор Пинзеник. Несмотря на сложную финансовую ситуацию, украинское общество как никогда готово к переменам. О причинах дисбаланса украинской экономики и путях их решения, бывший министр финансов обсудил на закрытой встрече со львовским бизнес-сообществом.

Причины упадка украинской экономики

В украинской экономике есть два фундаментальных дисбаланса. Первый из них - платежный. Отсчетной точкой этой проблемы Пинзеник называет 2009 год, когда правительство искусственно удерживало валютный курс.

"Сегодняшняя девальвация гривны является неизбежной, поскольку дефицит в бюджете частично покрывался за счет новых внешних заимствований и частично за счет потери внутренних резервов. В середине 2011 года, резервный фонд государственного бюджета составил 38 млрд грн. На первое октября 2014 года, Украина имеет 16 млрд грн резервных денег. Государство потеряло 22 млрд грн на содержание искусственного курса валюты. Мы бы никогда не имели нынешней ситуации с курсом, если бы было принято простое профессиональное решение, например в 2009 году: слезть с курса, дать возможность курсу реагировать на дисбаланс, если бы курс дышал - у нас бы никогда не было бы скачков курса на 10, 20 или 50%. Потому что курс не только реагирует на ситуацию, он ее лечит. Что раньше было бы принято профессиональное решение, то было бы легче пережить этот удар".


Фото: Андрей Поликовский / iPress.ua

Второй фактор, который дестабилизирует экономику, по мнению экс-министра финансов, лежит в плоскости расходов правительства.

"Мы впервые имеем инфляцию в 16%. Это очень большой показатель. Украина живет с недопустимыми вещами. В 2009 году, впервые, дефицит бюджета вырос до огромного размера - 104 млрд грн. В этом году дефицит бюджета составит 190 млрд грн. Впрочем, читая бюджет, мы не можем понять реальный состав проблем. Не знаю, какие мотивы были у правительства, но госбюджет содержит вещь, которая для нас не понятна: часть расходов бюджета идет вне бюджета и поэтому дефицит бюджета искажен", - добавляет Пинзеник.

Положительные последствия соглашения с ЕС

Благодаря девальвации гривны, на рынке сбыта происходят сдвиги, говорит Пинзеник.

"Я сравнил дефицит товара за прошедшие полгода с показателями этого полугодия: впервые за 10 лет торговый баланс является положительным, у нас экспорт превышает импорт. В прошлом году мы имели баланс минус $5,6 млрд, в этом году имеем плюс $0,8 млрд - разница составляет почти $7 млрд. Эту ситуацию оказала девальвация, а частично - соглашение об ассоциации с ЕС. То есть, Украина использует те возможности, которые открыли новые рынки. Во втором квартале этого года, экспорт в страны ЕС вырос на 25%, чем перекрыл экспорт в Россию".

Удачное время для реформ

Пинзеник считает, что сегодня можно осуществить то, чего не удавалось сделать в течение десятков лет, поскольку украинское общество как никогда готово к реформам.

"Одна из вещей, которую я планирую сделать - изменить процедуру принятия законов. Депутаты большинства не могут делать законопроекты. Ибо это 450 мыслей. Когда я слышу, что парламент в год принимает две тысячи законов, мне становится плохо. Бундестаг в год принимает 6 законов. У нас на 1 закон отводится 5 минут. Вы ждете грамотных законопроектов? И их не успеют прочитать. А самое главное, что одни идут вопреки другим. Премьер-министр вносит проект закона, и тут же в него вносится альтернативный проект - депутатом той же фракции с которой происходит премьер-министр. Если правительство воюет само с собой, то его нужно менять. Это разрушает экономику", - говорит Пинзеник.

Локальные проблемы экс-министр экономики предлагает решать, наполняя местные бюджеты за счет увеличения налогов.


Фото: Андрей Поликовский / iPress.ua

"Дефицитность местных бюджетов заключается в том, что все финансовые поступления в них регулируются Киевом. Собственными источниками наполнения могут стать налог на недвижимость и отчисления от акцизного налога на дороги. Например, в Польше каждый житель, который живет в населенном пункте должен внести долю для решения проблем в местный бюджет."

Децентрализация должна длиться 10 лет

Ярослав Притула, экономический эксперт также видит причины упадка экономики в ошибочных решениях государственного правительства прошлых лет. Притула отмечает, что со времени независимости Украина двигалась в направлении централизации вокруг столицы всего государственного устройства. За годы независимости Киев превратился в черную дыру, которая отнимает ресурсы у других регионов. Впрочем, эксперт предостерегает не рассчитывать на децентрализацию, как на панацею от экономического спада в государстве.

"Население видит в децентрализации определенную панацею от экономического спада. Но это невозможно. Есть три разновидности понятия процесса децентрализации: культурная, административная и экономическая. Культурная - это независимость социально-культурной жизни региона. Административная - когда выборные должности руководителей региона избираются, а не назначаются из центра. Финансовая или фискальная децентрализация - это передача денег в регионы. Когда регионы собирают средства и дают расходы на этот регион самостоятельно, минуя центр. Мировой опыт показывает печальные выводы для этого процесса. Фискальная децентрализация всегда ведет к экономическому наследству. Так было в странах, что развиваются, так было в Центрально-Восточной Европе. Единственное исключение - развитые страны. Если в стране высокий экономический рост, тогда этот процесс, по крайней мере, не ведет к экономическому упадку. В первую очередь надо было бы делать административную децентрализацию, потому что она не несет негативных последствий", - говорит Притула.

ЧИТАЙТЕ: Как можно воплотить польский опыт самоуправления в Украине

Различные аспекты проведения децентрализации надо обсуждать с обществом, считает Притула. Поэтому этот процесс должен длиться годами.

"Много стран показало, что быстрые темпы децентрализации - когда мы это хотим сделать за год, два, три - ведут к существенным дисбалансам местного бюджета. Это процессы на годы. Польша начала этот процесс в 90-м году, а завершала в 2000-м году. Децентрализация должна длиться 10 лет, потому что общество должно участвовать в ее обсуждении", - добавляет Притула.

Украине нужно было бы сократить примерно миллион госслужащих

Эксперт предлагает начинать реформы с увольнения госслужащих.

"За последние 10 лет количество чиновников в Украине выросло на 12%. А экономический рост страны упал на 10%. Есть некий парадокс в том, что количество населения уменьшилось, а количество чиновников увеличилось. Я просчитал, сколько надо было бы уволить госслужащих для того, чтобы сравнить себя с другой развитой страной, например с Соединенными штатами. В Америке на тысячу жителей является 8 правоохранителей, в Украине - почти 14. В соцстрахованнии, медицине и других отраслях у нас 27 человек по сравнению с 16 в Соединенных штатах. Эти показатели свидетельствуют о том, что у нас есть существенные дисбалансы и, если примерить штанишки Америки на себя, то по их квотам нам нужно было бы сократить примерно миллион госслужащих, чтобы уравнять ситуацию. И несмотря на то, что наша экономика значительно проще, потому что у нас нет такой децентрализации, которая требует больше чиновников на местах, то в Украине надо было бы сократить четверть госслужащих. Как по мне, для европейской страны недопустимо, чтобы на государственной службе работали 18 тысяч водителей. Около 10 тысяч журналистов получают средства из государственного бюджета. Мы ощутили влияние этих журналистов в критические моменты истории? Возможно лучше, чтобы была независимая журналистика. Поэтому, не прилагая очень больших усилий, мы могли бы начать очень качественные реформы именно с сокращения количества госслужащих".

Подготовила Юлия Ильченко