Следует ожидать, что в краткосрочной перспективе военно-политическая ситуация в Восточноевропейском регионе и вокруг Украины будет продлеваться ухудшаться. При этом будет усиливаться конфронтационный характер российско-украинских отношений через реализацию нынешним российским руководством неприемлемых для нашего государства внешнеполитических, экономических, военных, гуманитарных и других целей его политики, оккупацию Крыма, постоянные агрессивные действия на Востоке и Юге Украины с целью создания зоны с российским управлением по названием "Новороссия" и другие. Новый уровень угроз военного характера, связанный с масштабным вторжением войск РФ и применением регулярной армии в войне против Украины требует от властей Украины осуществить ряд неотложных шагов. А именно, следующих.
ЧИТАЙТЕ: Потенциал вторжения: какие войска и в каком количестве Россия может бросить на Украину
Первое. Необходимо ввести систему руководства государством в условиях военного времени и обороны Украины. При этом, в частности, в качестве Ставки Верховного Главнокомандующего, что может создаваться в условиях правового режима военного положения, использовать Совет национальной безопасности и обороны Украины (СНБОУ), определив ее рабочим органом Генеральный штаб Вооруженных Сил Украины, и безотлагательно назначив Секретаря СНБОУ. Одновременно необходимо наладить постоянную круглосуточную деятельность Кабинета Министров Украины по решению вопросов всестороннего обеспечения обороны государства, выполнения соответствующих задач Вооруженными Силами, другими воинскими формированиями и правоохранительными органами.
Следует также безотлагательно принять меры по усилению единого эффективного и оперативного руководства всеми силами обороны Украины в районах ведения ими боевых действий. Ведь до сих пор, де-юре, ими руководит заместитель председателя СБУ, что недопустимо в условиях военного вторжения России на Востоке Украины. Упомянутое руководство должно быть немедленно передано Генеральному штабу Вооруженных Сил Украины. При этом министры и руководители других военных формирований и правоохранительных органов могут привлекаться исключительно к планированию их действий, не до управления ими в районах боевых действий.
Кроме того, нужно уже сегодня начать всестороннюю подготовку к введению правового режима военного положения в государстве, в частности, внести необходимые изменения в законодательство, прежде всего в Закон Украины "О правовом режиме военного положения" (перечень рекомендаций относительно таких изменений приведен в приложении к данному Заявлению).
Планирование и проведение военных операций должно прежде всего предусматривать исключения пополнения резервов террористических группировок со стороны Российской Федерации. При невозможности осуществления надежной охраны и обороны определенных восточных участков украинской границы, целесообразно сосредоточиться на контроле и огневом поражении важных коммуникаций и путей попадания в Украину тяжелых вооружений, наемников и российских военных.
Второе. Крайне необходимо в максимально сжатые сроки подготовить население Украины к масштабной агрессии со стороны России и к обороне государства. Главным должно стать ускоренное формирование мощных военных резервов. В этом контексте следует уточнить цель, содержание и меры третьей волны мобилизации, в частности, за ее счет пополнить резервы в центрах подготовки личного состава к вооруженному сопротивлению противнику. Максимально использовать при этом имеющиеся кадровые резервы.
Одновременно в Донецкой и Луганской областях нужно начать формирование новой местной элиты за счет авторитетных, патриотически настроенных местных активистов, бизнесменов, ученых, промышленников, правоохранителей и т.д..
Целесообразно, безотлагательно перейти от применения в районах боевых действий батальонных тактических групп Вооруженных Сил и других военных формирований Украины к применению соответствующих бригад, которым должны быть приданы добровольческие батальоны территориальной обороны. Это не исключает возможность формирования отдельных и добровольческих бригад в составе добровольческих батальонов при условии обеспечения их должным тяжелым вооружением.
Учитывая, что в течение следующих 1-2 недель может произойти применения Россией боевой авиации для нанесения ракетно-бомбовых ударов не только по нашим военным объектам, но и по объектам гражданской инфраструктуры, нужно подготовить бомбоубежища в регионах Южной, Северной и Центральной Украины.
Особое внимание необходимо уделить обеспечению готовности к боевым действиям, особенно в борьбе с разведывательно-диверсионными группами противника в городах и селах указанных регионов. Для этого должно быть ускорено формирование батальонов, рот и взводов территориальной обороны из расчета: батальон - для крупных городов и областных центров, рот - для небольших городов, взводов - для других населенных пунктов.
Важной задачей является разработка и внедрение механизмов мотивационного стимулирования участников боевых действий за счет использования административного ресурса. А именно, в "мотивационный пакет" должны входить возможности на льготных условиях получения жилья (бесплатно для семей погибших и Героев Украины), получение образования, ранней пенсии по выслуге лет (а также пенсии вследствие ранения и пенсии семьям погибших), медицинского страхования, страхование жизни, а также денежные вознаграждения. При этом следует предусмотреть предоставление им соответствующих общегосударственных и ведомственных наград.
Третье. Рекомендуется рассмотреть вопрос о переносе проведения досрочных выборов в Верховную Раду Украины на период после до завершения военной агрессии России против Украинского государства.
Поскольку президент РФ Владимир Путин не принимает во внимание никаких шагов Украины, кроме ее вооруженного сопротивления, санкции западных государств не являются действенными, а дипломатические возможности на данный момент почти исчерпаны. Поэтому только мощное вооруженное сопротивление может позволить изменить намерения Кремля по уничтожению независимости нашего государства. При таких обстоятельствах, единственным путем заставить российскую сторону отказаться от агрессии против Украины и планов оккупации новых ее территорий нанесения агрессору таких поражений, которые приведут к большим человеческим потерям его вооруженных сил. Это становится фактором сохранения Украины как независимого государства.
Под заявлением поставили подписи такие экспертные организации и специалисты, входящие в состав Экспертного совета по вопросам национальной безопасности:
Центр исследований армии, конверсии и разоружения (директор Бадрак В.В.)
Информационно-консалтинговая компания Defense Express (директор Згурец С.Г.)
Институт стратегических исследований "Новая Украина" (директор Ермолаев А.В.)
А также эксперты, участники заседания Экспертного совета:
Бондарчук Сергей Васильевич, генеральный директор ГК «Укрспецэкспорт» (2005-2010 гг.), Член Экспертного Совета ЦИАКР;
Лопата Анатолий Васильевич, начальник Генерального штаба ВС Украины - первый заместитель министра обороны Украины (1993-1996 гг.);
Нещадим Николай Иванович, заместитель Министра обороны Украины (2005-2008 гг.);
Поляков Леонид Игоревич, первый заместитель министра обороны Украины (2005-2007 гг.), Заместитель министра обороны Украины (2014);
Тенюх Игорь Иосифович, министр обороны Украины (2014), командующий Военно-морскими силами Украины (2006 - 2010);
Тютюннык Вадим Петрович, советник Экспертного совета по вопросам национальной безопасности, сотрудник Национального института стратегических исследований;
Шкидченко Владимир Петрович, министр обороны Украины (2001 - 2003 ГГ.), Начальник Генерального штаба ВС Украины -1-й заместитель министра обороны Украины (1998-2001 гг.);
Якубець Иван Николаевич, начальник аэромобильных войск Украины (1998-2005 гг.), Член Экспертного совета ЦИАКР.