Распустить украинский парламент!
Экономист Андерс Ослунд, в своем блог на сайте Института международной экономики Питерсона, где он является старшим научным сотрудником, предлагает будущему президенту Петру Порошенко распустить парламент. Этот шаг должен помочь достичь "политической стабильности" в условиях российской агрессии в Восточной Украине.
Ослунд приводит как минимум пять причин, почему Верховную Раду следует переизбрать.
Первой есть "отсутствие четкого разрыва со старой коммунистической элитой". По его мнению, внеочередные парламентские выборы способны заверить "полный демократический прорыв".
Второй является то, что последние парламентские выборы в 2012 году прошли со значительными нарушениями и баланс сил, сформировавшийся в Верховной Раде после выборов, не соответствовал настоящему волеизъявлению избирателей.
Третьей является то, что нынешний состав парламента считают глубоко коррумпированным и неспособным поддерживать курс на борьбу с коррупцией.
ЧИТАЙТЕ: Военное положение на Донбассе: вводить или подождать до инаугурации Порошенко?
Четвертой причиной является необходимость сформировать новый состав парламента, который бы отражал новые взгляды избирателей, которые изменились после последней демократической революции. Речь идет о том, что старая партия власти дискредитировала себя, и, в то же время, появились новые политические "звезды".
Пятой есть предыдущий опыт Украины, который свидетельствует о потребности в обновлении состава парламента для достижения демократического прорыва. Старый состав парламента в 1991-1994 годах, который не был демократическим, поскольку был избран еще при СССР в 1990 году, причинил значительный ущерб стране. Аналогичным образом после Оранжевой революции украинские лидеры упустили время.
Фото: rada.gov.ua
Болезненные линии раскола в Украине
Самуэль Чарап, старший научный сотрудник, директор программы исследований России и Евразии в Международном институте стратегических исследований, в статье в The New York Times настаивает на поисках политического решения" кризиса в Восточной Украине, пугая читателей перспективой "гражданской войны" в Украине.
Поэтому он рекомендует западным правительствам убедить украинскую власть работать над поисками несилового решения, что уменьшило бы поддержку идей сепаратизма среди населения Донецкой и Луганской областей.
Несмотря на высокую поддержку, которую получил Петр Порошенко на выборах 25 мая, и его победу во всех регионах, Чарап утверждает, что линии раскола в Украине не исчезли. По его мнению, США следовало бы осудить "кровопролития" на Востоке Украины, и не забывать, что тамошнее население преимущественно негативно настроено к правительству в Киеве. Он убежден, что АТО, которую проводит правительство в этих регионах, укрепила негативное восприятие центрального правительства. Обычно, антитеррористические операции могут иметь последствия противоположные ожидаемым, особенно, когда гражданское население больше сочувствует територистам, чем военным, которые с ними воюют.
Исходя из этого предположения, Чарап предлагает украинскому правительству и его западным партнерам сосредоточиться на трех приоритетах, что могут сделать больше для стабилизации и объединения Украины, чем недавние президентские выборы: 1) прекращение антитеррористической операции и искренней попытке договориться с сепаратистами на Востоке Украины; 2) формирование более репрезентативного правительства; 3) конституционной реформе, что приведет к децентрализации полномочий.
ЧИТАЙТЕ: Что стоит знать о президенте Петре Порошенко
Во-первых, Чарап предлагает Киеву остановить антитеррористическую операцию и попытаться открыто договориться с повстанцами. Продолжить ее следует, только если правительство сможет убедительно продемонстрировать местному населению, что сепаратисты отказываются заключить расчетливую компромиссное соглашение.
Во-вторых, Чарап считает, что в украинском правительстве должно быть больше представителей Востока и Юга. По его оценке, почти две трети всех должностей министров и других важных портфелей получили выходцы из западных областей, на которые приходится лишь 12% населения Украины. В то же время, непропорциональную к своей поддержки количество должностей в правительстве (одну треть) имеет партия "Свобода".
В-третьих конституционная реформа должна привести к формированию "децентрализованной политической системы", в которой ни один гражданин не почувствует, что его жизни может угрожать смена власти в Киеве. Чарап упоминает лишь о расширении полномочий регионов и прямые выборы губернаторов.
Он также недоволен тем, что США и ЕС готовы помочь Киеву в "скорой институциональной интеграции с Западом", а это, по его мнению, грозит серьезным обострением разделений между Востоком Украины и Западом, которые имеют противоположные взгляды на отношения с ЕС или НАТО проблему.
Как Россия и Украина могут примириться
Метью Роджанскі, директор Института Кеннана в Международном центре поддержки ученых им. Вудро Вилсона, в статье в журнале The National Interest выражает осторожный оптимизм относительно будущего отношений Украины и России.
Роджанскі считает, что конфронтация Украины и России не может продолжаться долго из экономических соображений. Украина страдает от рецессии, а Россия может понести ее через санкции Запада. По его мнению, соглашение между Путиным и Порошенко вполне возможна, особенно учитывая высокие личные рейтинги обоих лидеров, и заявления Путина, что он готов иметь дело с будущим украинским президентом.
Сделка, вероятнее всего, будет включать обещание Украины погасить свои долги перед "Газпромом", обещание не национализировать российские активы в Украине после аннексии Крыма, и обещание допустить желаемую для России сторону к переговорам относительно конституционной реформы. Путину не надо много обещать: пожалуй, он может только пообещать не оказывать дальнейшую материальную помощь сепаратистам, не перекрывать газопроводы и отказаться от очередных провокаций в этот чрезвычайно уязвимый период в украинской внутренней политике.
ЧИТАЙТЕ: Выборы в Украине: европейский выбор и первые трудности Порошенко
В долгосрочной перспективе России и Украине придется договариваться насчет "красных линий", которыми являются ступени развития отношений Украины с ЕС и НАТО, а таком относительно чувствительного вопроса децентрализации полномочий, в частности, в сфере внешней торговли и безопасности. В этот момент между Москвой и Киевом нет достаточного доверия, поэтому добиться содержательных соглашений относительно этих проблем невозможно.
Ангела Меркель, Петр Порошенко, Владимир Путин. Фото: AFP
На отношения между Россией и Украиной неизменно влияет внешняя политика США и стран-членов ЕС. Вашингтону и Брюсселю не стоит определять успех Украины как "поражение России". Западу следует вести долгосрочную игру с Украиной, эксплуатируя зависимость нынешнего правительства от западных займов для того, чтобы заставить его добиться конкретного прогресса в сфере институциональных реформ, на который не были способны предыдущие украинские лидеры. В то же время, нынешние лидеры должны иметь четкие положительные стимулы, включая быстрым переходом к свободной торговли и безвизового режима с ЕС.
Украина до сих пор имеет сомнения относительно выгод соглашения об ассоциации с ЕС
Иена Дрейер, главный редактор интернет-издания Borderlex.eu, посвященного проблемам внешней торговли ЕС, в недавнем прошлом аналитик Института исследований безопасности ЕС, в статье для интернет-издания Business New Europe объясняет, почему, по ее мнению, соглашение об ассоциации Украины с ЕС не столь выгодной для Украины, и почему Петр Порошенко, как сообщают, высказал желание не спешить с подписанием ее экономического блока.
Соглашение, безусловно, может совершить революцию в управлении государством, которой так нуждается Украина. Но она может также навязать стране слишком строгие нормы права ЕС, которые могут замедлить так необходим экономический рост.
Одной из самых горячих проблем является вопрос технических стандартов. Создания глубокой и всеобъемлющей зоны свободной торговли требует принятия Украиной стандартов ЕС для своего внутреннего рынка и отказ от стандартов советской эпохи, которые идентичны тем, которые применяет Россия.
Как пишет Дрейер, неизвестным есть график внедрения стандартов и остается вопрос, Украину заставят блокировать импорт из третьих стран, которые не применяют стандартов ЕС, например, из России. Это критический вопрос для будущего торговли Украины с Таможенным Союзом.
ЧИТАЙТЕ: Последний самый перспективный шанс Украины
Соглашение предусматривает, что с тех пор, как Украина начнет применять технические стандарты ЕС на своем внутреннем рынке, обе стороны заключат дополнительное соглашение о предоставлении импорта из Украины такого же статуса, как и товарам из других стран-членов ЕС: их больше не будут проверять или випробуватимуть.
Несмотря на яркие перспективы, в целом, будущая зона свободной торговли между Украиной и ЕС не является настолько инновационной, как те зоны свободной торговли, которые ЕС планирует создать с удаленными от себя странами. Правила происхождения для промышленных товаров, например, есть очень рестриктивними. Большинство этих норм предусматривают, что для того, чтобы украинский экспортный товар пересек без пошлины границу ЕС, доля добавленной стоимости в цене товара, созданная за пределами Украины, не должна превышать 30-40%. Эти нормы совместимы с теми, которые содержатся в соглашениях с Египтом, Марокко или Туниса. Но в 2010 году ЕС заключил соглашение о свободной торговле с Южной Кореей, в которой доля добавленной стоимости, созданной за пределами страны, должна составлять не более 50-55%. Но в соглашении с Украиной нормы о 50-55% нет. Сомнительно также, что эти правила происхождения помогут интегрировать украинскую промышленность в мировые производственные сети.
Перевод: iPress.ua