"Если бы мы все одновременно по всей Украине поднялись - не хватило бы ни комиссаров, ни войска", - пророчески сказал кобзарь Иван. Конечно он имел в виду СССР и противодействие политике Иосифа Сталина, однако параллель с режимом Януковича и восстанием Еромайдана вырисовывается самовольно. Фильм об Украине и путь украинцев - "Поводырь".
"Самого главного глазами не увидишь". Это цитата из взрослой сказки "Маленький принц" Антуана де Сент-Экзюпери. Однако она имеет отношение как к Украине, так и к фильму "Поводырь". Лозунг этой ленты - "Закрой глаза, смотри сердцем". Режиссер заявляет о том, что его кино - сопереживание, лента, которой, словно иглой, будет пронизан каждый зритель, ведь речь идет о родном и близком: о нашей истории, о насильственном уничтожении наших предков, об искоренении и перелицовке нашей культуры.
Олесь Санин снимал свой второй художественный фильм (первая работа - "Мамай") более семи лет. Премьеру фильма на широких экранах планировали еще прошлой осенью, однако переносили из-за ситуации в Украине. Украинский оскаровский комитет выдвинул "Поводыря" бороться за "Оскара" в номинации "лучший фильм на иностранном языке". Список номинантов на премию объявят 15 января.
Это историческая лента: в основу кинокартины положено реальное событие - всесоюзный съезд кобзарей в 1934 году в Харькове. В фильме ярко очерченный время допросов НКВД, голодомора и коллективизации. Конечно, тему Голодомора режиссер вспомнил бегом и несколько кадров голодных детей не идут в сравнение с экранизацией книги Василия Барки "Желтый князь" - впечатляющей работой Олеся Янчука "Голод 33" о жизни восточного украинского села без еды.
Начинается кинолента кадром движения поезда - аллюзия к одному из первых фильмов в истории кино ("Прибытие поезда" братьев Луи и Огюста Люмьеров): когда поезд начинает ехать в зрительный зал, ты имеешь возможность пережить страх и испуг первых людей, кто увидел "движущиеся кадры". Также поезд - символ смерти. Отчасти и потому, что в XX веке он стал им буквально: сколько людей на поездах перевозили в трудовые лагеря. Мы понимаем, что этот черный поезд - смерть, и все, кто в нем - погибнут.
ЧИТАЙТЕ: "Семейка монстров": не стоит бояться коробок
Фильм про американского мальчика Питера Шемрока (Антон Святослав Грин, который живет в США), отца которого убили сотрудники НКВД и начали разыскивать и его самого. Он пытается убежать и встречает кобзаря Ивана. Вместе они преодолевают трудности, однако не достигают цели - попасть в Москву и передать секретное письмо иностранному журналисту. Розвинчевальное послание скрыто в книгу - символ борьбы Украины - "Кобзарь".
Отец Питера - Майкл Шемрок (Джефф Барел) попал в СССР, чтобы помочь развивать "машиностроение". Кадры трактора в селе напоминают "Землю" Довженко, где украинский режиссер показал впечатления крестьян от первого трактора.
Путешествие кобзаря Ивана Кочерги (Станислав Боклан) и Питера (который сменил имя на Андрей и притворяется немым из-за своего американского акцента, чтобы уберечься от преследования НКВД), происходит на фоне разнообразной украинской природы и красоты, убийства, смерти, коллективизации и контроля жизни людей властью. Украина в ленте показана, как маленькое село, где кобзарь с поводырем не имеют возможности убежать от советской машины смерти - везде их преследует враг.
ЧИТАЙТЕ: "Гамер" Олега Сенцова: кто-то хочет, а кто-то получает
Фильм - воплощение Украины и того, что ей присуще: кордоцентризм, вера, архетип матери, песня. Все это уничтожает режим Сталина. Религиозность в ленте демонстрируется антиподами: кобзарь Иван, который учит посреди поля Питера молиться, и свадьба двух влюбленных с празднованием и танцами, однако без венчание (церковь закрыли). Кордоцентризм - черта, которая характеризует украинцев, умение видеть не логосом или разумом, а прежде всего душой и сердцем. Герои ленты сердцем различают добро и зло и действуют вопреки здравому смыслу. Архетип матери оказывается в изображении дома Ивана Кочерги, где его ждет женщина: там тепло и уютно, но оставаться там кочевники не могут. Песня кобзаря - то, что российская власть хотела уничтожить больше всего, ведь в ней кроется душа народа.
"Поводырь" - пример качественного украинского кино, которое с начала было рассчитано именно на массового зрителя: тут тебе и экшн, и горе, и смерти, - все для того, чтобы аудитории не было вдруг скучно. Также кинокартина завершается "по-голливудски", каким-не-каким после такого количества смертей, но все же happy end. Приключения и экшен в этом фильме все-таки преобладают драму, исторический контекст и национально- идентичные нагрузки.
Герои - это не живые люди, а типажи. У них нет эволюции характеров, однако есть разделение на почти сказочных добрых и злых персонажей: энкаведист Владимир (Александр Кобзарь) - который является подлецом до конца ленты и Иван Кочерга - воплощение добра и справедливости, который однако имеет свою драму жизни. Эволюция характера есть только у Ольги (Джамала): которая с мечтательницы и легковерной девушки поступается своими убеждениями и превращается в жену работника НКВД.
Фильм характеризуется искусной съемкой и композицией кадров - работа Сергея Михальчука. Также все сцены ленты - правдоподобные: режиссер переносит нас в прошлую эпоху, где старые телефоны, домики с крышами, печки и вышиванки. Среди актеров больше всего правдиво поражает исполнитель роли Ивана Кочерги Станислав Боклан, который воспроизводит внутреннюю драму слепого мужа.
Добавим, что фильм в будущем будет иметь четырехсерийную телеверсию. И на протяжении ленты трижды гаснет экран - что видимо и является тем разграничением между последующими телесериями.
Идея фильма "Поводырь" достойна внимания, прежде всего как заслуга перед Украиной, как воплощение достояния нации. Даже несмотря на то, что лента создавалась сразу же для массового зрителя, она стоит просмотра, хотя бы для того, чтобы иметь возможность убедиться, что украинское кино не хуже голливудского, но гораздо ближе к сердцу.
"А знаешь почему цветы всегда возвращаются к солнцу - потому что цветы имеют глаза", - это слова завершения кинокартины. Именно с таким впечатлением покидает нас лента. С теплым солнцем, которое греет Украину. "Поводырь" - это напоминание о нашей истории, нашей сущности и достоянии. Чтобы больше никогда так не было, как в далеком, но все же и очень близком 1934.