Facebook iPress Telegram iPress Twitter iPress search menu

Украина: новая диктатура

Украина: новая диктатура
Американский историк и исследователь тоталитаризма Тимоти Снайдер в своей статье в The New York Review of Books размышляет над особенностями нынешней политической ситуации в Украине и возможностью появления в Восточной Европе новой диктаторского государства.

Формально Украина теперь является диктатурой. Президент Украины Виктор Янукович, заставив депутатов своей Партии регионов поддержать ряд чрезвычайных законов, забрал себе всю политическую власть. После того, как сотни тысяч украинцев провели несколько недель на морозе, требуя соблюдения основных прав человека и более тесных отношений с Европой, президент ответил им нарушением прав человека и довольно печальным подражанием России.

За процедуром, и по содержанию, законы, "принятые" украинским парламентом на прошлой неделе, нарушают основные права современных конституционных демократий: свободу слова, свободу собраний и право на представительство. Хотя и эти законы касаются фундаментальных основ политической жизни и трансформируют конституционный строй украинского государства, они были приняты без соблюдения самых элементарных парламентских процедур. Не было никаких общественных слушаний, не было никаких дебатов в парламенте, и не было никакого настоящего голосования. Было просто поднятия рук в парламенте и приблизительная оценка, сколько рук были подняты. Не была использована стандартная электронная система для голосования, по которой фиксируют результаты рассмотрения повестки дня.

Депутаты - те, кто, очевидно, поднимал руку - проголосовали практически за потерю своего статуса. Если бы депутаты от Партии регионов Виктора Януковича прочитали эти законопроекты, чего они, как сообщают украинские сми, не делали, то поняли бы, что теперь существует угроза и их собственному положению. Их депутатская неприкосновенность больше не является гарантированным, и это означает, что если они проголосуют неправильно, то их могут лишить иммунитета и привлечь к ответственности. Главный политический оппонент Януковича, Юлия Тимошенко, находится в тюрьме. Ее адвокат уже был лишен депутатского мандата.

Говорить вообще о деле Тимошенко теперь будет рискованным делом. Действия, которые могут быть квалифицированы как "вмешательство в работу судов", были запрещены. Делать заявления, имеющих оскорбительный характер в адрес судей является правонарушением. Маловероятным представляется предположение, что можно будет избежать наказания, если говорить исключительно правду. Правдой, например, является то, что новый председатель высшего украинского суда (речь идет о Конституционный Суд Украины - iPress.ua) когда руководил судом, что потерял документацию о предыдущие судимости президента Януковича за изнасилование и грабеж. Но именно это, кажется, людям больше не позволят говорить. Что касается прошлого Януковича, то нечетко сформулированные нормы об ответственности за "клевету", вероятно, будут использовать для наказания за неприязни заявления в адрес президента.

Это, к сожалению, только начало. Публичные протесты - вот что остается гражданам, когда не работает ни одна другая форма коммуникации с властью. Своими удивительно большими и мирными публичными протестами против политики властей, которые длятся с конца ноября, украинцы дают положительный пример европейцам. Теперь за нарушение установленного порядка проведения массовых сборов предусмотрена (административная - iPress.ua) ответственность. Поскольку такого порядка самом деле нет, то любые массовые сборы могут признать противоправными. Теперь ответственность предусмотрена за "экстремистскую деятельность", к которой отнесены также высказывания "экстремистских" взглядов в прессе, в интернете и в телефонных разговорах. Интернет-провайдеры и телефонные компании теперь обязаны хранить информацию, которая позволит прокурорам открывать уголовные производства.

Пожалуй, больше всего угнетает копирования действующего в России законодательства об "иностранных агентов". Организации, которые получают в любой форме прямую или косвенную финансовую поддержку из любого источника за пределами Украины, должны заклеймить себя, добавляя срок "иностранный агент" до собственного названия. Они также будут обязаны публиковать регулярные отчеты о своей деятельности, а их доходы будут облагаться налогом.

Естественно, что при таких условиях невозможно в нормальный способ вести деятельность, политическую или неполитическое. Если бы такие законы существовали в США, мой работодатель был бы "иностранным агентом", поскольку Єйльський университет получает деньги из источников, находящихся за пределами Соединенных Штатов. Так же и лучшие университеты в Украине - Киево-Могилянская Академия и Украинский Католический Университет, существование которых теперь под угрозой. Это, конечно, касается и самой Католической церкви, будущее которой в Украине сейчас является неопределенным. Проблема является комплексной: впечатляющее возрождение еврейского образования и культуры в современной Украине, конечно, также финансируется из-за рубежа.

Станет ли Украина и на практике диктатурой? Украинцы имеют веские причины для сопротивления. Эти законы, теперь подписаны президентом, кладут конец той украинской республике, к которой они привыкли. Они также существенно подрывают перспективы европейской интеграции, к которой стремятся люди во всей стране, и если уж речь идет об этом, то и представители элит и политического класса. Никто в Брюсселе или европейских столицах не собирается лоббировать в пользу заключения торгового соглашения с руководством страны, которое четко выбрало авторитарный курс. Если эти законы начнут действовать, то будущее Украины таким образом будет вместе с Беларусью и Россией, из-за отсутствия других вариантов. Это не имеет никакого экономического смысла, поскольку рынок Европы является большим и важным. Это имеет только политический смысл, поскольку президент знает, что он имеет слишком слабые позиции в собственном обществе, чтобы выиграть еще одни демократические выборы.

В последнем десятилетии украинцы были одними из самых впечатляющих защитников собственных прав. Последние недели украинцы защищают идею Европы, вдохновляя самих европейцев. Или кто-нибудь защитит гражданское общество в Украине?

Источник: nybooks.com

Перевод: iPress.ua