Facebook iPress Telegram iPress Twitter iPress search menu

Военное кладбище Ужгорода

Военное кладбище Ужгорода
Фото: pauluskp
Верующим в украинский фашизм смотреть строго не рекомендуется – возможен нервный срыв. На восстановление душевного равновесия уйдет, как минимум, два месяца плотного просмотра российских телеканалов и усердных молитв в церкви Гундяева. Я предупредил.

Здесь хоронят погибших на Донбассе украинских героев, но сначала покажу само кладбище.

Место очень ухоженное, красивое. Вокруг частный сектор и обычное кладбище. 

Плиты с именами советских воинов, два танка Т-34.

В центре мемориал, и он не выглядит заброшенным.

"За нашу советскую Родину!" Надпись никому не мешает, никто ее не закрашивает и не расписывает мемориал ругательствами.

Напротив, трогательно украшают цветами.

Обратная сторона. Звезды никого не смущают, их не сбивают, не топчут ногами, не рисуют свастику.

Чуть дальше другой мемориал.

Вечный огонь не горит, но люди приносят лампадки. Меньше официоза и пафоса, больше личного и человечного.

Кстати, вечные огни перед советскими памятниками и в Донецке долго не горели. Их зажигали лишь по праздникам, а на постоянной основе восстановили сравнительно недавно, пару лет назад. Связано ли это как-то с началом разрушительной войны в регионе – решать мистикам.

На военном кладбище сотни могил.

Памятники подкрашены, подправлены.

Могилы не только погибших во время войны, но и переживших ее героев.

Территория буквально вылизана, мусора вообще нет.

Москвич. Лежит спокойно, никто его прах не тревожит, за могилкой ухаживают.

Еще один москвич, капитан Долбилин.

Венгры здесь давно уже не ассоциируются с оккупантами, а закарпатцы с энтузиазмом получают венгерские паспорта. Но осквернять память освободителя от венгерских оккупантов никому даже в голову не приходит.

На кладбище плитка, хотя в самом Ужгороде хороший тротуар – редкость.

Умер в 1966 году, но похоронен вместе с погибшими во время войны.

Если вы поинтересуетесь, есть ли подобное кладбище в Донецке, ответ будет – нет. Ветеранов, даже самых орденоносных, хоронят на обычных кладбищах, не выказывая им персонального уважения. Есть братские могилы, есть огромный пафосный памятник освободителям Донбасса, пригодный для отправления искусственного культа Дня Победы, в котором отдельно взятый человек – ничто. В лучшем случае строчка на камне, одна из сотен, тысяч, миллионов.

Но чем западнее, тем лучше отношение к человеку и лучше отношение к мертвым, вне зависимости от идеологии. Ухоженные кладбища советских солдат я встречал и в Польше, они имеют такой же вид, как и на фотографиях из Ужгорода.

Кстати, в Донецке таки есть ухоженное военное кладбище. Его построили немцы для своих солдат.


Фото: 
Андрей Бутко

Хотите, расскажу, как они находили останки некоторых солдат Вермахта, погибших на Донбассе? Вы будете поражены.

В одном только Донецке около 70 захоронений советских и немецких солдат, но их еще в советское время сравняли с землей и застроили жилыми многоэтажками! Лишь случайность, вроде ремонта канализации и сохранившегося медальона, помогает найти и опознать останки красноармейца, а в немецких архивах до сих пор лежат карты кладбищ, в которых могилы отмечены с точностью до метра, с указанием имен. Немцы иногда берут эти карты, приезжают на Донбасс, с большим трудом получают разрешение и с помощью местных поисковых команд выкапывают своих солдат из оскверненных могил, чтобы перезахоронить в подобающем месте.

Это европейский подход. Современная Германия осуждает фашизм, но уважает мертвых соотечественников, даже если они были оккупантами. Отношение к мертвым – четкий маркер. Если хотите понять, как в стране относятся к живым, сходите на местное кладбище. Сразу всё поймете.

Западная Украина частично впитала (или не успела потерять) европейское уважение к личности, в этом ее главное отличие от так называемого русского мира.

Но вернемся на военное кладбище Ужгорода.

Недавно здесь появились новые могилы. Рядом с героями-красноармейцами, освобождавшими мир от немецко-фашистских захватчиков, лежат украинские герои, убитые такими же захватчиками, но уже российскими.

Они защищали Родину от тех, кто пришел на украинскую землю с оружием в руках и от тех, кто перешел на сторону оккупантов, подобно власовцам или казачьим подразделениям Вермахта.

Российских оккупантов на Донбассе хоронят тайно, а если даже не тайно – могилы бедолаг скоро зарастут, сколоченные наспех деревянные таблички сгниют и через десять лет никто уже не вспомнит где они торчали. Разве что украинцы после освобождения как-то обозначат вражеские захоронения и выкосят рядом траву, демонстрируя присущее им уважение к мертвым.

У власовцев и казаков-предателей были романтические представления о действительности, вот как сейчас у боевиков придуманной Новороссии. Но в историю они вошли предателями и пособниками оккупантов.

Что бы они там себе ни думали – их до сих пор называют фашистами.

Поэтому украинские герои лежат в правильном месте, а память о них действительно будет жить вечно.

Фото: pauluskp