Где начинается и заканчивается равенство?
Дискуссию начал модератор Владимир Беглов с мыслью о том, что в украинском медиа или любом другом публичном пространстве, традиционно, меньшинство - это либо ЛГБТ, или этнические меньшинства, такие как ромская или еврейская община. Иногда меньшинствами называют тех, кого в Украине большинство - женщины.
В фильмах зритель увидел разные истории разных людей. В последние годы, в Украине обостряются радикальные настроения. И когда мы говорим - радикальные, то не имеем в виду только неонацистов или праворадикалов, но и леворадикальный движение, укрепляет свои позиции. Где найти общий знаменатель для таких разных числительных?
Что такое равенство?
Андрей Гринчук - юрист, Почетный консул Королевства Нидерландов во Львове, управляющий партнер юридической фирмы "Гринчук и партнеры":
Я не ошибусь, если скажу, что все мы находимся в плену своего предыдущего опыта: жизненного, профессионального. На мне очень отражается то, что я юристом-практиком и вырос в украинской системе юридического образования и практики. Это означает, что нас не приучали думать над такими категориями как "равенство" и другими имеющимися в определенной степени философскими. Поэтому мне трудно ответить на вопрос: "что такое равенство?", Не обращаясь к тем вещам, которые уже были сказаны и сделаны ранее. Над вопросами равенства человечество на уровне юридических документов начало заморачиваться 200-300 лет назад. Мы бы называли их сейчас "городские сумасшедшие" или "другие". Они начали поднимать вопрос, потом стало "мейнстримом" в виде понимания равенства как понимание юридических возможностей. Юридический дискурс трансформируется с пониманием равенства как юридических возможностей фактическим. Наверное этот процесс никогда и не закончится. И, пожалуй, это прекрасно. Мне кажется, что фактическое равенство невозможно. Мы слишком разные и многогранные.
Наталья Отрищенко - кандидат социологических наук, исследователь Центра городской истории:
Я буду ссылаться на многих британцев. Как-то так сложилось, что готовясь к этому разговору, встречалась с работами, научными (или не очень) трудами мужчин - британцев. Это, пожалуй, тоже о многом говорит: кто творит науку и кто более присутствует в публичном пространстве. Я очень не люблю категорий "меньшинств", ведь все мы меньшинствами в тот или иной способ. Большинству не существует. Первый британец, которого я бы хотела упомянуть в контексте разговора - писатель Мьевиль и в своем произведении "Станция утерянных снов" говорит о двух типах индивида: абстрактный - человек, который ориентируется на собственное "я", не зависит от других людей. И индивид конкретный - связан системой связей с другими людьми.
Равенство - это социальная категория. Мы не можем говорить о равенстве используя категорию только собственного "я", а помнить, связанные с другими людьми. И уважение к этим другим людям, к их инаковости и разности является основополагающей и очень важной, когда мы говорим о дискурс равенства.
Британский философ Исайя Берлин выделял две категории свободы: "свобода от" насилия и вмешательства в свою жизнь и "свобода для" самореализации себя в пределах определенной социальной рамки. Он определял эти две свободы как взаимоисключение и его за это критиковали позже. И по моему мнению критиковали справедливо, потому что эти две свободы взаимосвязаны. Однако, возвращаясь к первой тезиса моя собственная свобода заканчивается там, где начинается нос другого человека. Поэтому я должна помнить о других людях, которые вокруг.
Я бы не была социологинею, если бы не сослалась на социолога. Энтони Киденс говорит о том, что мы как люди не вполне детерминированы той средой, в котором мы живем, но также мы не абсолютно свободными в тех выборах и возможностях, которые у нас есть. Возможна это равенство? Очевидно, что мы все рождаемся в очень неравных условиях: различные этничность, пол, доход, капитал. Наши фактические возможности очень отличаются. Вопрос в том будет юридическая рамка, минимизировать стартовые возможности для того, чтобы "свобода для" могла бы быть реализована в том или ином контексте.
Сейчас мы можем видеть, как в Европе слаженный маятник может отклониться в другую сторону, даже в тех обществах, где уважение к правам человека казалась данностью.
Я верю в образование. Образование как социальный институт очень много может дать. Образование неформальная, формальная, в семье, через СМИ.
Яна Пекун - общественный деятель, координатор кластера образования и креативности, основательница и руководитель благотворительного фонда "Dreamers":
Проблема буллинг является первым сигналом, когда мы говорим о неравенстве и неприятие детьми разных инаковости у нас или в других людях и в конце концов в самих себе. Для меня равенство - это толерантность, возможность говорить о своем "я", возможность заявлять о себе и не бояться мнения окружающих. Что достаточно сложно и даже невозможно в неидеальном обществе. Я верю в то, что можно правильно начать в этом направлении и достичь правильных результатов. Работать нужно в образовательной среде, начиная с очень маленького возраста.
Спасти детей от ангажированных мнений - реально, их родителей - маловероятно. Очень трудно говорить о равенстве ребенку, слышала другие истории от родителей.
Во Львове мы пытаемся интерпретировать наше образование уроки толерантности от 1 сентября.
Владимир Беглов, в ответ на вопрос из зала о том, почему именно такое соотношение тем меньшинств в увиденных фильмах, предложил выполнить упражнение.
Поднимите руки, кто носит очки? Меньшинство.
С рыжими волосами? Еще меньше.
Люди, у которых есть зеленую одежду на себе? Вас также меньшинство.
Люди, которые когда-либо лгали? Вас большинство.
А теперь поднимите руки, кто ни разу не попал в меньшинство во время упражнения. Поздравляю, вы не принадлежали ни к одной из меньшинств, должны быть большинством, но вас сегодня меньше всего.
Владимир Беглов. Фото: Wiz-Art
Угрозы для равенства
Наталья: Можем говорить об идеальном обществе, но на самом деле мы заземлены в очень конкретных социальных реалиях. Возможна равенство во Львове? Это возможно в любом городе. Социологи достаточно часто оперируют шкале Боґардусова, которая измеряет социальную дистанцию до тех или иных групп. Часто это этнические группы, но сейчас добавляют и ЛГБТ сообщество, людей с инвалидностью. Чаще всего в топе этого списка у нас есть ромская группа. Те люди, которые присутствуют, существуют рядом, но в то же время существуют и вне. Даже имея опыт постоянного взаимодействия с цыганском группой, мы стереотипизированные в оценке этой этнической группы.
Мы заложники и заложницами наших биографий и социальных обстоятельств. Сейчас это также война на Востоке и оккупация Крыма. Очень много разных вещей, которые казалось бы не имеют ничего общего с темой равенства, однако влияют на ситуацию в которой мы сейчас.
Андрей: Говоря о равенстве юридических возможностей, о равенстве фактических возможностей, мы должны давать себе ответ на вопрос о том, как в уплате налогов нами отражается равенство. И отражается она. Равенство имеет и обратную сторону - обязанности, которые это равенство могут обеспечить. А не декларативно. И мы готовы их нести.
Яна: Украинское образование отличается. У меня есть надежды для новой украинской школы, возлагает надежды на всех детей. Инклюзивные классы являются переломным моментом для наших школ. У каждого ребенка с особыми образовательными потребностями должен быть свой ассистент. Это сложно, учитывая скоротечность этих людей, которые не могут за мизерную плату быть ассистентами постоянно. Они меняются каждый раз и это невероятно большой стресс для каждого ребенка, который работает в основном только с ассистентом.
У нас во Львове на 5% увеличилось девочек в хиджабах в Львове за последний год. Их объединяет одна тенденция: они все сидят за последней партой. Некоторые из них не ходят на физкультуру. Они могут сидеть у ребят только на определенном расстоянии. Они значительно реже выходят к доске. Мы думали, что с этим делать и это осталось сложной задачей.
Интегрировать детей значительно труднее, чем просто поговорить о толерантности. Иногда нужно давать немного больше внимания особым детям, но не так много, как иногда думают в инклюзивных классах. Нельзя их вызвать к доске, нельзя делать будто их не существует и повышать им оценки. Это утопический путь. В условиях инклюзивного образования, принимает всех, это должны быть условия, удобные для восприятия информации именно этим ребенком, но в итоге не ограничивая норму типичных детей в этом.
Спикеры также отметили фильм "Вверх тормашками" о людях с синдромом Дауна. Короткометражный фильм еще будет возможность посмотреть во Львове 9 августа в 19:00 на официальном открытии "Wiz-Art 2018".