КСУ признал законной отсрочку внесения изменений в Конституцию в части децентрализации
В статье 155 Конституции написано, что законопроект о внесении изменений в Основной закон, предварительно одобренный 226 депутатами, считается принятым, если за него проголосовали не менее 300 депутатов на следующей очередной сессии.
Об этом говорится в решении КСУ, в котором он дает официальное толкование положения ст. 155 Конституции "следующая очередная сессия", информируют "Украинские новости".
В КС заявили, что в данной статье речь идет о возможности принимать изменения к Конституции именно на очередной, а не внеочередной сессии. Относительно слова "следующая" КС отметил, что в законодательстве оно употребляется в разных значениях.
В связи с этим, КС отметил, что Рада может установить в регламенте, на какой именно следующей сессии можно принимать в целом изменения к Основному закону.
28 января Рада прописала в регламенте абзац следующего содержания: "Если законопроект о внесении изменений в Конституцию Украины был предварительно утвержден Верховной Радой и не был рассмотрен на следующей очередной сессии после предварительного утверждения, то такой законопроект рассматривается Верховной Радой на следующей за ней очередной сессии".
Напомним, это решение КС является ключевым для процесса изменений к Конституции в рамках мирного процесса на Донбассе. Один из пунктов Минских соглашений предусматривал проведение конституционной реформы в Украине со вступлением в силу к концу 2015 года новой конституции, которая предусматривает в качестве ключевого элемента децентрализацию (с учетом особенностей отдельных районов Донецкой и Луганской областей, согласованных с представителями этих районов), а также принятия постоянного законодательства об особом статусе "ДНР" и "ЛНР".
31 августа 2015 года проект изменений к Конституции, разработанный во исполнение данного обязательства, был принят в первом чтении.
Согласно процедуре, прописанной в самой же Конституции, итоговое голосование 300 голосами должно произойти на "следующей очередной сессии" парламента, которая закончилась в конце января 2016 года. В противном случае, процесс изменения Конституции должен начаться заново.
Однако, в Администрации Президента, чтобы обойти этот дедлайн, организовали представление 51 депутата Рады в Конституционный суд с просьбой разъяснить понятие "следующая очередная сессия" в контексте изменений к Основному закону. Авторы обращения просят КС растолковать, может ли понятие "следующая сессия" означать другую, не обязательно буквально следующую по хронологии сессию ВР. Фактически депутаты просят предоставить им возможность проводить итоговое голосование за реформу Конституции на четвертой сессии, которая продлится с 2 февраля по 2 сентября текущего года.
На заседании Трехсторонней контактной группы в Минске на этой неделе представители террористической организации "ДНР" выдвинули собственные условия реформы Конституции Украины.
В частности, боевики требуют закрепления на конституционном уровне квоты "ДНР" в Верховной Раде Украины. Также они хотели получить право согласования всех принятых законов и право вето на решения в области внешней политики.
Параллельно, чтобы не зависеть от решения Конституционного суда, депутаты приняли поправки в регламент Верховной Рады, дополнив его предложением следующего содержания: "Если законопроект о внесении изменений в Конституцию Украины был предварительно утвержден Верховной Радой и не был рассмотрен на следующей очередной сессии после предварительного утверждения, то такой законопроект рассматривается Верховной Радой на следующей за ней очередной сессии".