Facebook iPress Telegram iPress Twitter iPress search menu

Россия готовит ответ на аресты ее имущества за границей, - СМИ

Россия готовит ответ на аресты ее имущества за границей, - СМИ
Фото: interfax.ru
Москва рассматривает возможность ограничения юрисдикционного иммунитета иностранного государства и его имущества на принципе взаимности, если такие ограничения будут введены в отношении России.

Юрисдикционный иммунитет иностранного государства и его имущества может быть ограничен на основе принципа взаимности - если такие ограничения будут введены в отношении России. Об этом говорится в законопроекте, который подготовил Минюст РФ, - сообщают "Ведомости".

Нововведения не наносит ущерба привилегиям и иммунитетам, которые предоставляются главам государств, дипломатическим представительствам, консульским учреждениям, специальным миссиям, воздушным судам и военным кораблям. Но российские суды вправе исходить из того же юрисдикционного иммунитета, которым в этой стране пользуется Россия. Давать заключение о предоставлении юрисдикционных иммунитетов будет МИД. Вчера МИД не смог дать комментарии, готов ли он к новой функции.

Авторы законопроекта пишут, что российское законодательство базировалось на концепции абсолютного иммунитета: предъявление в национальных судах исков к иностранному государству, арест его имущества или принудительное исполнение вынесенного против него судебного решения допускаются лишь с согласия государства.

Но в своей внешнеэкономической деятельности Россия вынуждена признавать юрисдикцию иностранных и международных судов, что означает частичный отказ от иммунитета, и это требует обеспечить баланс юрисдикций. 

Следует отметить, что подобный проект правительство вносило в Госдуму в 2005 г., он был принят в первом чтении, но попал под сукно и в 2011 г. был отклонен – из-за концептуальных недостатков, которые невозможно устранить.

Однако, как отмечает издание, исков, предъявленных к России и ее органам в иностранных судах, все больше, а согласия России на участие в деле не спрашивают. Актуальность законопроекта резко выросла в связи с обеспечительными арестами активов российских учреждений в Европе по искам акционеров ЮКОСа.

Согласно концепции ограниченного иммунитета государств, на которой основана конвенция ООН, государство и его органы, а также их собственность не пользуются иммунитетом в отношении требований, связанных с их коммерческой деятельностью. Такой подход позволил немецкому бизнесмену Францу Зедельмайеру добиться ареста зданий бывшего советского торгпредства в Кельне в счет компенсации за утраченные в России инвестиции. А в начале 2015 г. Арбитражный суд Санкт-Петербурга по иску ГУП «Инпредсервис» вынес решение о выселении генконсульства Польши и взыскании с него задолженности по арендной плате.

"Принимая законопроект об иммунитете, государство выставляет своего рода табличку с предупреждением: "Имейте в виду - мы сделаем то же самое!", - говорит заместитель председателя комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Константин Добрынин.

Но принципиально нового здесь нет, уверен сенатор: правительство реализует концепцию функционального иммунитета, которая в России и так действует.

Особенность данного законопроекта - принцип взаимности признания иммунитета иностранного государства, но сама по себе эта норма не позволит в случае ареста российского имущества в иностранном государстве автоматически арестовать активы этого государства в России. Очевидно, речь идет о том, что в случае предъявления в российском суде иска к иностранному государству, который не признал иммунитета России, российский суд также откажется признать иммунитет этого государства.

В данном случае речь следует вести не о принципе взаимности, а о правомерных и принудительных действиях государства, совершенные в ответ на недружественный акт другого государства, если в результате пострадали наши граждане или юридические лица, - утверждает Добрынин.

В любом случае пока России придется отвечать на каждый конкретный случай и доказывать, что по аресту имущества нарушены базовые принципы международного частного права и национальный закон. Есть гораздо более простой выход из ситуации: России необходимо разработать новую международно-правовую конвенцию, которая позволит государствам самим определять пределы юридического иммунитета имущества. Желающих присоединиться к ней будет достаточно, уверен сенатор, а возможностей странных арестов квазигосударственного имущества практически не останется.

Как сообщал iPress.ua, Арбитражный суд в Гааге приговорил России выплатить компании Group Menatep Limited, которая представляет интересы бывших акционеров ЮКОСа Леонида Невзлина и Владимира Дубова, крупнейшую в истории компенсацию в $50,2 млрд. Судьи единогласно постановили, что российские власти экспроприировали активы ЮКОСа в нарушении Энергетической хартии. Среди стран, где GML добиваться ареста активов РФ, назывались США, Франция, Великобритания, Нидерланды, Бельгия и Германия.

Как сообщалось ранее, российские учреждения на территории Бельгии получили сообщение судебных приставов о наложении ареста на государственное имущество РФ, которое находится в их распоряжении, и на их долги российскому государству.

20 июня судебные исполнители Франции заморозили счета около 40 банков и арестовали 8-9 зданий, принадлежащих РФ, в связи с делом ЮКОСа.