Русская военная промышленность оказалась критически зависимой от Украины
Для российских вооруженных сил и оборонной промышленности разрыв связей с Украиной и санкции западных стран стали трагедией, пишет обозреватель русской редакции "Радио Свобода" Владимир Воронов.
По его данным, зависимость российского военно-промышленного комплекса от украинских предприятий в ракетно-космической, авиационной и кораблестроительной областях критическая.
Так, ракетный комплекс РС-20 (Р-36М, он же по натовской классификации SS-18 "Сатана") разрабатывался в днепропетровском КБ "Южное" и производилась в том же Днепропетровске на "Южмаше". Системы управления к нему разработан на харьковском НПО "Электроприбор" (ныне ПАО "Хартрон"). Тот же "Хартрон" - разработчик и поставщик систем управления межконтинентальной баллистической ракеты УР-100Н и ее же шахтной установки, систем управления космических ракет "Энергия", "Днепр", "Стрела", "Рокот", "Циклон", "Циклон-4", разгонного блока "Бриз-КМ", целого ряда других космических аппаратов и спутников. Ракеты-носители "Зенит" для российской космической отрасли вообще производил только "Южмаш". Систему прицеливания для ракетного стратегического комплекса "Тополь-М" разработан на киевском заводе "Арсенал".
Российские военные судостроители оказались в поистине критической зависимости от николаевского научно-производственного комплекса газотурбостроения "Зоря" - "Машпроект": это один из трех мировых монополистов в производстве корабельных газотурбинных двигателей, в первую очередь для военных кораблей. Именно под николаевские газотурбинные двигатели было спроектировано несколько серий советских боевых кораблей (например, большие противолодочные корабли проектов 61, 1135 и 1135М, 1134-Б, 1155 и 1155.1, ракетные крейсеры проекта 1164, эсминцы проектов 956, вартовики проектов 11540, 11661), многие из которых и поныне находятся в составе флота. Под ГТД производства "Зоря" - "Машпроект" было спроектировано и серии кораблей для российского ВМФ: вартовики проекта 11356, фрегаты проекта 22350. Под них же изначально спроектировано и перспективные многоцелевые эсминцы проекта 21956.
В авиационной сфере основной головной болью российского ВПК также были украинские двигатели - вертолетные двигатели ТВ3-117, ВК-2500 и Д-136 различных модификаций, которыми оснащаются боевые, военно-транспортные, транспортные и гражданские вертолеты Ми-8/Ми-14/Ми -17/Ми-171, Ми-24/Ми-35, Ми-26, Ми-28, Ка-50/Ка-52, Ка-27, Ка-29, Ка-31, Ка-32. Основной их производитель - запорожский концерн "Мотор Сич". Кроме этого, тот же "Мотор Сич" производит двигатели для целой когорты самолетов, находящихся на вооружении российских ВВС: самолет радиоэлектронной разведки и радиоэлектронной борьбы Ил-18/Ил-20, противолодочных Ил-38 военно-транспортных Ан-8, Ан-12, Ан-24, Ан-26, Ан-32, Ан-72, Ан-124, самолетов-амфибий Бе-200 и Бе-12, самолета аерофоторозвідки Ан-30. Также двигателями от "Мотор Сич" оснащен "летающие парты" российских ВВС: старая - учебно-тренировочный самолет еще чехословацкого производства L-39 Albatros, и Як-130, который должен заменить "Альбатрос". А если еще учесть гражданские "борты", к этому списку добавятся Ан-74, Ан-140, Ан-148, Як-40 и Як-42.
Кроме того, именно "Мотор Сич" - основной производитель различных авиационных вспомогательных двигателей: для подачи воздуха, питания электроэнергией бортовой сети, обогрева салонов, запуска основных двигателей.
В сфере авиационных вооружений киевский завод "Арсенал" производил инфракрасные (тепловые) головки самонаведения (ГСН) для российских ракет ближнего боя класса "воздух-воздух" Р-73, которые являются штатным боеприпасом основных российских боевых самолетов: Миг-29, Су-27 , Миг-31, Су-30, Су-34, Су-25 и др.
Проблемы из-за прекращения поставок украинских комплектующих в России начались практически сразу. Так, уже в марте 2014 года киевский "Арсенал" прекратил поставки в Россию ГСН для ракет Р-73, и к началу 2015 года их запасы у производителя, по данным СМИ, практически иссякли. В марте 2015 года был сорван намеченный запуск с космодрома Плесецк ракеты-носителя "Рокот" с тремя спутниками "Гонец-М" системы связи "Гонец". Формально запуск отменили по "техническим причинам", но в прессу тогда просочились данные, что проблема возникла из-за запрета украинских властей на поставки комплектующих для "Бриз-КМ" - разгонного блока ракетоносителя: системы управления этим блоком производит харьковский "Хартрон". Более того, поскольку заменить украинские комплектующие ничем, Россия вообще может отказаться и от самой ракеты "Рокот", хотя эти ракеты относительно дешевые и считаются надежными.
Проблемы за комплектующие украинского производства возникли и в производстве торпед. Завод "Дагдизель", один из ведущих производителей торпед для подводных лодок, даже оказался на грани банкротства именно из-за потери кооперации с украинской промышленностью. Причина - комплектующие, блок приборов управления (БПУ) производит НПО "Киевский завод автоматики им. Г.И. Петровского". Этот завод производил также для российских систем морского вооружения комплекс аппаратуры управления К-10 "Шквал", очевидно, для одноименной "скоростной подводной кавитувальной ракеты". Там же делают комплексы аппаратуры управления и приборы курса для целого ряда торпед - противолодочных, противокорабельных и универсальных, автопилоты для авиационных противолодочных ракет, рулевые машинки (тоже для торпед).
"Но, не "самое пикантное", что Россия полностью зависима от Украины в поставках... титана. Все 100% титановой руды Россия получает именно с Украины! Это очень странно: на территории России есть огромные месторождения титана, но, как оказалось, они не разрабатываются, да и вообще, как сообщают специализированные источники и издания, "сейчас в России полностью отсутствует собственная эксплуатируемая сырьевая база титанового сырья. Все действующие сырьевые объекты бывшего СССР остались в Украине", - говорится в статье.
При этом поставленное Россией задачи импортозамещения в оборонной сфере, по данным издания, крайне далека от выполнения.
Напомним, с 10 января вступил в действие закон о запрещении ввоза на территорию Украины российских товаров.