Впервые в истории ученым удалось полностью "расшифровать" человеческую Х-хромосому

Впервые в истории ученым удалось полностью
Фото: из открытых источников
Группа из 53 исследователей впервые в истории осуществила полное "расшифровки" Х-хромосомы человека - иными словами, описала ее первичную структуру

Об этом говорится в их исследовании в научном издании Nature, отмечает "Общественное".

Речь идет о секвенирования - это срок молекулярной биологии, обозначает "разложения" полимера на мономеры (то есть описание сложного состава, состоящего из большого числа повторяющихся частей, "цепочкой" этих повторяющихся частей). Как правило, речь идет о биополимеры - они состоят из аминокислот или нуклеотидов.

В 2003 году ученым удалось полностью секвенировать человеческий геном - совокупность всей ДНК организма вместе с генами. (Гены - участки ДНК, отвечающие за наследование, - составляют менее 25% ДНК в геноме.) Вышла последовательность в 3 миллиарда букв. Важным это открытие стало в первую очередь для улучшения понимания генома: это приблизило человечество к лучшему пониманию человеческой биологии и генетики.

Теперь же, спустя 17 лет после этого открытия, ученые заявили о первом успешном полное секвенирование человеческой хромосомы. Сделать это удалось с помощью новой методики - нанопорового секвенирования, которое, в отличие от других его разновидностей, позволяет "расшифровывать" большие участки ДНК. А хромосома по структуре содержит более 90% ДНК клетки.

Нанопорне секвенирования предусматривает использование белковой нанопоры ( "дырочки"), которая помещается в мембрану с электрическим сопротивлением. На нее действуют током, то передает ее в нанопоры. Когда через нее пропускать генетический материал, сила тока меняется - и это и дает ключ к его "расшифровки".

Для расшифровки хромосомы исследователи взяли редкий вид доброкачественной опухоли матки - хорионаденому. А для обеспечения точности результата прибегли и к другим методик секвенирования. Секвенирован Х-хромосома - это набор из 3,1 миллиона пар оснований ( "устоявшихся" пар нуклеиновых кислот в ДНК).

Полную последовательность нуклеотидов хромосомы изложены на портале GitHub по этому ссылке.

Читайте также:  Развитие трансплантации органов в Украине может стать частью медицинской реформы