Исследование: Ученые обнаружили, что грибы "умеют" вызвать дожди

Исследование: Ученые обнаружили, что грибы
Фото: Matt Granz
Группа ученых из Университета Майами (Оксфорд, штат Огайо) обнаружила, что базидиоспоры грибов, что отделяются активным способом (так называемые баллистоспоры), могут вновь формировать вокруг себя капли влаги во влажной атмосфере.

Работа была опубликована в журнале PLoS ONE, сообщает N+1.

Репродуктивные споры грибов из отдела базидиомицетов (Basidiomycota) могут отделяться от базидий (спороносных структур грибов) двумя способами - пассивным и активным. Споры, что отделяются активно, называются баллистоспорамы. Механизм их отделения таков: на основании споры образуется гликопротеинових пробка, которая постепенно набухает от влаги, содержащейся в воздухе. Затем ее содержание выделяется через особое отверстие (плакучую точку) и на поверхности у основания споры образуется так называемая капля Буллера.

Параллельно поверхность споры также покрывается влагой, которая конденсируется из воздуха. Когда капля Буллера разрастается, то она в какой-то момент резко сливается с поверхностной водяной пленкой на споре. Происходит смещение центра масс и отстрел споры в воздух.

Фото: Maribeth O. Hassett et als. / PLoS ONE

Долгое время считалось, что после этого влага быстро испаряется. Американские ученые подтвердили этот вывод, однако с помощью средовой сканирующей электронной микроскопии также показали, что, находясь во влажной атмосфере, спора может снова сформировать каплю влаги на себе, причем ее размер будет превосходить тот, который нужен для отстрела от базидия.

Фото: Maribeth O. Hassett et als. / PLoS ONE

Метод средовой электронной микроскопии позволяет делать микрофотографии помощью фокусировки лучей электронов на, например, спорах грибов, помещенных в специальную камеру с газообразной средой (в том числе и с высокой влажностью). Ученые изучили таким способом споры семи видов грибов, включая несколько видов из рода сыроежек (Russula).

Все они формировали на себе во влажном газообразной среде новые капельки, причем в некоторых случаях споры объединяли свои капельки в одну большую каплю, что значительно превосходит их по размеру.

Один гриб из отдела базидиомицетов способен производить до 30 тысяч базидиоспор в секунду. В исследовании 2007 года с использованием маннитола как биомаркера было показано, что ежегодно в атмосферу Земли выбрасывается не менее 50 миллионов тонн спор, что составляет примерно 1000 спор на каждый квадратный миллиметр поверхности нашей планеты. Кроме спор грибов в атмосфере наблюдаются и другие биогенные аэрозоли - из пыльцы и спор растений. Все вместе, особенно в тропических зонах, таких как бассейн Амазонки, они могут становиться основой для формирования дождевых облаков и последующих осадков.

Напомним, что исследователи установили, что наши предки уделяли сну меньше времени, чем современные люди.

Эксперимент микробиолога доказал, что мужская борода по составу бактерий мало чем отличается от унитаза.