Менял жене машину. Продал её Polo жене друга, а покупал Auris у своей сестры. Шило на мыло, но сейчас не об этом. Спешки не было и решил заняться вопросом лично, чтобы выяснить, что там и как в этих новых сервисных центрах без той старой справки-счета. Результаты меня удивили, отписываюсь подробно. Рекомендую прочесть и поделиться.
Начал с того, что обзвонил друзей, которые совсем недавно делали то же самое. Услышал 100 версий “зрады” под разными соусами - кто-то отдал “решалам” 2000 грн, кто-то - 3000, кто-то “был вынужден идти к нотариусу” и там отдал не меньше, кто-то просто “имел все эти мрэо, там все пропало”, кто-то никак не может очередь выстоять… Короче, везде "зрада", нет реформы, стало хуже. Ни от одного не услышал доброго слова о ситуации и о реформе - коррупция, бюрократия и т.д. В основном у всех информация от “друзей-барыг-решал”, которые собственно и “согласились” любезно решить нерешаемые проблемы за деньги.
Нет уж, не за то стояли, чтобы продолжать поддерживать коррупцию и раздавать по 100 баксов на право и налево! Послал подальше очередного “помогайку”, взял в одну руку свою жену , во вторую - жену друга и пошел в субботу в МРЭО на Усенка. Задача - оформить сделку купли-продажи и еще и провернуть перестановку “красивого” номера жены со “старой” машины на “новую”. Каюсь, за номер когда-то "башлял".
11 утра, суббота, ул. П. Усенка. Открыты 3 окошка. Рядом с озадаченными лицами бродят “клиенты”, но очереди как таковой вообще нет.
Подхожу к первому окну:
- Подскажите, пжлст, как оформить продажу машины?
На меня с явным недовольством смотрит типичный работник МРЭО - смесь рыночного барыги и гаишника (простите, но именно такие люди мне там обычно встречались по жизни), но как-то странно по деловому одет - брюки, жилетка (видимо новые требования).
Получаю ответ в стиле:
— И без вас тошно, все пропало, мать её реформа, ничего не работает, не мешайте ничего не делать ...
Не добившись моей деморализации и уходы восвоясе, “сотрудник” таки начинает недовольно и невнятно объяснять:
- Договор… платежка ... снять с учета...экспертиза … техпасспортов нет … будете стоять неделю … все стоят ...
Реально ничего не ясно, но посыл такой - все плохо, виновата реформа, ничего не получится быстро сделать, нет бланков
Я не сдаюсь:
- Давайте с чего-то начнем, давайте договор купли-продажи по-новому оформим, что делать пошагово?
“Сотрудник” задействует План Б:
- Это очень долго, перед вами уже куча народа занимало, это минимум по 2 часа мне каждый договор оформлять и т.д.
Тут на ухо мне падает второй интересный персонаж - такой же барыга, но по мою сторону окна. Человек начинает с назойливым участием без моей просьбы делиться горьким опытом, как он стоит тут вторую неделю и опять “мать её реформа, без справки-счета только хуже...”. Совпадение? Не думаю…” (с) - подумал я и продолжил теребить “сотрудника”.
Тот сдался:
- Идите в кассу, платите, снятие с учета, экспертизу, потом занимайте очередь на оформление договора, но все равно - нет техпаспортов и все будет очень долго...
Иду в кассу, и начинаю терроризировать кассира. Как вы знаете, кассиры в МРЭО не хуже остальных знают все схемы и как все работает. После ряда прямых вопросов выясняю, что заказывать и оплачивать экспертизу на самом деле не обязательно, как и снимать автомобиль с учета перед продажей.
- А сколько за само оформление договора?
- Нисколько
Тихо офигеваю ... Я мог бы ничего не заплатить в МРЭО! Ничего!!!
Но все же в моем случае таки плачу 240 грн за снятие с учета, чтобы сохранить за собой свой “красивый номер” (по-другому никак). От экспертизы отказываюсь. Плюс доплачиваю около 45 грн за хранение своего номер в МРЭО в течении двух недель, пока не приду ставить на учет новую машину.
Возвращаюсь к окошкам. Поскольку в первом по словам сотрудника “очередь на 2 недели”, иду в другое. Там нет очереди и сидит опрятный парень лет 27-ми. Встречаю дикий контраст - парень спокойно реагирует и отвечает на все мои вопросы, соглашается оформить договор прямо ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС. Дает бланк договора, просит отксерить паспорта (ну, платный ксерокс на первом этаже - это святое, без этого никуда, но это мелочь - 1 грн за копию). Иду ксерить, а жены тем временем заполняют договор, парень визирует и параллельно принимает мои номера на хранение, выдает взамен красные. Все оформление занимает минут 15 и проходит прямо “в окне”. Все это время парень учтиво и компетентно отвечает на миллион однообразных вопросов подходящих “клиентов”. Всё! Сам не верю в происходящее! Я оформил сделку купли-продажи за полчаса и бесплатно (не считаю свои допзатраты на перенос номерного знака).
Но еще ж нужно дождаться техпаспортов и на учет машину поставить. Итак, жене друга настрого запрещаю платить 2000 грн ее “знакомому”, который уже пообещал ей быстро найти техпаспорт. В итоге через пару дней она отчитывается, что без проблем и снова за полчаса поставила машину на учет в том же МРЭО и даже успела получить техпаспорт, пока они снова не закончились.
На следующий день начинаю оформление второй сделки - теперь я покупаю у сестры машину. На этот раз решили ехать оформляться на Туполева (ближе к сестре). Ситуация чем-то похожая, но только без моего героя - опрятного парня Ростислава, и с реальной очередью.
Хамовитые сотрудники МРЭО упорно тормозят процесс, не отвечают на вопросы, не выдают бланки договоров. Короче всеми силами пытаются тормозить процесс. Начинаю наблюдать за происходящим - в одном из окошек очередь, как мне показалось, создана искусственно, похоже, барыгами, которые бегают как-будто по кругу. Около нашей очереди стоит еще пара барыг, которые снова участливо ноют нам, как всё стало плохо и чуть ли не отговаривают стоять в очереди и пророчат кучу проблем, геморроя и недели ожиданий. Снова совпадение? Не думаю.
К тому же в этом МРЭО свои правила - экспертиза уже обязательна, договор уже в трех экземлярах и ксерить еще кучу документов. Бесконечное посылание по кругу и рассказы о том, что “так нельзя, так вам никто не зарегистрирует и т.д.”. Реально до конца рабочего дня не успеваем.
На следующий день решили снова поехать на Усенка. И невероятно - снова оформляем все бесплатно и за полчаса ... Мистика… Кстати уже у другого, но тоже очень учтивого и приятного сотрудника (что ж это за место то такое?! :))
Этот же сотрудник (увы, не зафиксировал его имени) сам предложил начать постановку на учет не дожидаясь техпаспорта. Еще через 10 минут выдал на руки все документы, кроме самого “пластика” и посоветовал заходить почаще, проверять не появились ли бланки. Оплатил около 400 грн (услуги + выдача техпаспорта).
Навёл справки - почти каждый день привозят пару сотен, но они быстро расходятся.
Еще через день жене повезло - получила обратно на руки свои “красивые” номера и новенький техпаспорт практически без очереди.
Всё это время я регулярно пишу короткие посты в ФБ о процессе регистраций и каждый раз читаю сотни комментариев о том, как всё ужасно и как все “вынуждены платить по 2-3 тысячи грн решалам, чтобы хоть как-то поставить на учет машину”. Все жалуются на коррупцию и напевают уже знакомую мне песенку “как же плохо без справки-счет стало жить”. А я уже догадываюсь, кто сочиняет эти песни. В интернете нахожу еще и много заказных статей под такими заголовками “Реформа МВД: справка-счет исчезла, поборы и очереди выросли” (погуглите и найдете).
Короче, у меня 3 обращения.
1. К своим друзьям-лохам.
Коррупция это не только брать взятки, но и - давать их. Если бы вы не были наивными лентяями и не листали решалам по 100 баксов, а хотя бы раз попробовали отстоять свои права, то схема бы давно завяла и никто бы искусственно не создавал для вас очереди, дефицит и другие проблемы.
2. К “керивникам” МВД.
Господа, вашу в данном случае потенциально успешную реформу, похоже, тупо саботируют барыги, отдельные МРЭО и часть старых сотрудников, которые мечтают вернуть все былое. И судя по всему им кто-то помогает, так как у них уж слишком хорошо получается и их вбросы уже добрались даже до интернета. Имхо.
3. Ко всем-всем-всем. Прежде чем верить в зраду или даже ее “поширювати”, попробуйте проверять информацию. Прежде чем заявлять, что ничего не поменялось и без взятки ничего не решается, таки попробуйте решить без взятки. А вдруг что-то таки поменялось?
Павел Кащук, волонтер, главный редактор портала Infocar.ua