Первый миф "Украинского выбора" саморозвеялся, потому что Ассоциация с ЕС подписана, а о "интересах гомосексуалистов" никто не говорит. Но не изменится ли эта ситуация после дальнейшего сближения Украины и ЕС?
Юридическая база
Законодательство Украины в вопросе однополых браков и гомосексуализма неоднозначное. Наша страна первой из постсоветских республик отменила уголовное наказание за добровольные половые отношения между мужчинами по статье 122 Уголовного Кодекса УССР.
Статья 3 Конституции Украины говорит: "Человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются в Украине наивысшей социальной ценностью. Права и свободы человека и их гарантии определяют содержание и направленность деятельности государства. Государство отвечает перед человеком за свою деятельность. Утверждение и обеспечение прав и свобод человека является главной обязанностью государства".
В Ст. 21 читаем равенство всех людей в достоинстве и правах. Права и свободы являются неотчуждаемыми и нерушимыми. Ст. 22 указывает, что перечень прав и свобод, закрепленных в Конституции, не является исчерпывающим, то есть государство защищает и другие права человека и гражданина, не упомянутые конкретно в Основном Законе страны. Ст. 23 гарантирует право на свободное развитие личности, если при этом не нарушаются права и свободы других людей. В Ст. 24 читаем: "Граждане имеют равные конституционные права и свободы и являются равными перед законом".
То есть, любые привилегии за этническими, религиозными, расовыми принципами невозможны в Украине. Относительно однополых браков, то "Кодекс о браке и семье" неоднозначен. Ст. 15 "порядок заключения брака", ст. 16 "брачный возраст" и ст. 17 "препятствия к заключению брака", которые содержат исчерпывающий список причин, которые препятствуют заключению брака, не вспоминают, а следовательно, не запрещают заключения однополого брака. А в ст. 1 говорится: "Задачей Кодекса о брак и семью Украины является дальнейшее укрепление семьи, построение семейных отношений на добровольном брачном союзе мужчины и женщины...". То есть регламентируется, между кем может заключаться брак.
Год назад "Украинский выбор" спекулировал на законе Украины "О принципах предотвращения и противодействия дискриминации в Украине". Тогда партия Виктора Медвечука подчеркивала, что любые законопроекты, которые могут стать противодействием распространению гомосексуализма, однополых браков в Украине невозможно будет принять после подписания Соглашения об Ассоциации: "Сопредседатель Всеукраинской общественной организации "Родительский комитет Украины" Александр Скворцов заявил, что рассмотрение в Верховной Раде во автором о чтении законопроекта № 8711 о запрете пропаганды гомосексуализма было заблокировано, а после подписания Соглашения об ассоциации с ЕС станет невозможным..." - говорилось в одной из статей на сайте партии.
Как видим, миф № 2 также развеялся.
Опыт Литвы
Перед прошлогодним саммитом ЕС в Вильнюсе, где нам удалось побывать, мы решили проверить закономерны ли такие опасения "Украинского выбора".
Литва восстановила независимость 11 марта 1990 года и до того страна не имела той политической традиции толерантности сексменьшинств, которая присуща, скажем, Нидерландам или Швеции. Негативное отношение к этим группам населения формировалось еще и страхом уголовного преследования во времена Советского Союза. Собственно смесь советского прошлого и нового опыта пребывания в составе ЕС делает Литву интересной для нашего расследования.
45-летний экономический аналитик из Вильнюса Деймиус Бутатас говорит, что в толлеровании сексуальных меньшинств Европейский Союз не оказывает никакого принуждения, поэтому решение этого вопроса - сугубо национальная проблема.
"Я не думаю, что Украина должна принять все, что несет с собой Европейский Союз. Как мы віршуємо и принимаем то, что лучше для нас, так и Украина должна".
Двадцатилетний литовец Мартинас думает совсем по-другому. Он считает, что проблема сексуальных меньшинств в Литве обострилась после вступления страны в ЕС.
"Европейский Союз этими идеями просто разрушает традиционную семью. Они говорят, что это толерантность, а для меня - это уничтожение семьи".
Пенсионерка Виргиния отрицает и говорит, что не чувствует никакого давления со стороны ЕС. Она добавляет, что силой литовцам ничего не навязывают, и они все решают самостоятельно в пределах буквы закона.
"Этот вопрос надо решать помаленьку. Вы как и мы были долгое время закрыты и это было неизвестное людям, мы о нем мало знали"
В целом литовцы по-разному оценивают ситуацию с либерализацией статуса сексуальных меньшинств в их обществе. Эта проблема - не из приоритетных, общественного консенсуса здесь нет и быть не может. Литва - страна постсоветская, в которой доминируют христиане, прежде всего римо-католики, оценка которых этот вопрос однозначно негативная.
В Литве тематика сексменьшинств - дело политиков-маргиналов, таких как депутат литовского Сейма Петрас Гражулис, который на эту тему говорил взволнованно и помпезно: "У нас было чтение закона по либерализации, который разрушает традиционную семью, все эти вопросы идут из Европы, они разрушают наши традиции и религию. Духовные блага выше материальные и мы должны защищать их"
Он настаивает на том, чтобы Украина вступила в ЕС и помогала литовцам бороться с либералами, которые хотят уничтожить всю мораль в Европе.
Как видим, распространение идей толерантности к сексуальным меньшинствам. Либеральные идеи из Западной Европы задувает и к Вильнюсу, однако никакого насильственного навязывания нет. Евросоюз оставляет эти вопросы на решение каждому государству отдельно. Страна, подписывая договор о вступлении в ЕС, защищает свои интересы и не обязана принимать все, что ей дают. Польша, когда становилась членом ЕС, включили в соглашение пункт о том, что они никогда и ни при каких обстоятельствах не легализуют гомосексуализм, он будет запрещен. Евросоюз за это ничего им не сделал, соглашение было подписано и Польши спокойно живется в Европейском семействе. Возможно и нам не стоит раньше времени переживать?