Facebook iPress Telegram iPress Twitter iPress search menu

"Хочется жить": внутри растения

Вікторія Кондратишина
"Хочется жить": внутри растения
print screen
Есть два противоположных мира: первый - такой, каким мы его обычно видим - мир здоровых людей, семьи, карьеры и достатка. Однако есть и другой - огороженная высоким забором - мир психически или физиологически больных или умственно отсталых. Мы не думаем о общество за стеной. Фильм "Хочется жить" - это погружение в инаковость, в микрокосм, который не может раскрыться, в сознание больного ДЦП, который не может сказать, что он нас с вами понимает.

Лента польского режиссера Мацея Пепжицы в этом году презентуют во Львове на Фестивале польского кино. Фильм скорее не для поп-корна, а для сопереживания. Режиссер предлагает увидеть зрителям то, на что мы просто закрываем глаза. Это социальная кинокартина о месте человека с ДЦП в мире, в социуме, в собственном теле.

Главный герой фильма - Матеуш (Давид Огродник) больной детским церебральным параличом: он не может говорить, он не может ходить, передвигается только с помощью спины и ноги по полу. Лента начинается с того, как врач советует его матери (Дорота Колак) отдать сына в специальную больницу, ведь он - растение. Мать не соглашается, так как видит в глазах собственного ребенка понимание того, что происходит вокруг. Матеуш (которого в детстве сыграл Камиль Ткач) живет с семьей: мать его растит и учит ходить, папа - настоящий волшебник, и может заставить взрываться звезды на небе, сестра его ненавидит, брат - любит, но почти не заботится.

Однако, сказка волшебника завершается: одного зимнего дня, когда Матеуш невольно толкает мать и сестра отвозит его в больницу для умственно отсталых. Здесь живут люди с психическими заболеваниями (некоторые из актеров - люди с настоящими умственными недостатками), да и врачи воспринимают Матеуша как растение: его унижают, его используют в собственных корыстных целях. Пока, после 25 лет неприятия, он клипнул один раз глазами - дал знак, что понимает.

ЧИТАЙТЕ: Тени несказанных слов

Эта лента основана на реальной истории. Главный актер около восьми месяцев находился с настоящим героем этой истории, чтобы перенять его манеру, понять его мировосприятие. Игра Давида Огродника искусная, но не совершенна. В фильме были моменты, когда у меня было впечатление, что я смотрю на задумчивого мужчину, который сейчас встанет и скажет что-то своей матери. Он не сумел полностью перевоплотиться в человека, который болен ДЦП, что удалось сделать актеру Дэниелу Дэй-Льюису в ленте "Моя левая нога", где он на самом высоком уровне сыграл больного детским церебральным параличом Кристи Брауна.

25 лет жизни Матеуша - жизнь растения, которая не имеет контакта с внешним миром, которую не могут понять. Это комнатное растение, о котором заботилась мать и от которого с легкостью избавляются, когда он сделал что-то не так. В ленте говорится о невозможности самореализации для человека, которые имеет такие физиологические ограничения. Альтернативный взгляд на такую же болезнь предлагает нам кино "Внутри я танцую", где описана история о больном ДЦП муже, который живет другой жизнью: он посещает дискотеки, снимает собственное жилье и путешествует. В конце концов, избыток оптимизма для человека, который даже выпить стакан воды сам не способен - это пожалуй скорее выдумка, а не правда. А история Матеуша - это описание настоящей жизни человека, который прошел все круги ада для того, чтобы получить возможность коммуницировать с окружающим миром. Получить то, что данное большинства людей от природы и чего они не ценят. Когда в больнице для душевнобольных священник перекрестил Матеуша и сказал ему: "Бог тебя любит", главный герой ленты подумал: "А что было бы, если бы Бог меня ненавидел?". Пусть этот вопрос так и останется риторическим.

Режиссер польского фильма разрушает стену между мирами: изображает мыслящего и действующкго человека - такого же как все: с простыми мыслями, с подростковым первым сексом, с любовью к звездам, который заперт в своем теле. Лента гармонично сочетает моменты радости и горя, отчаяния и веры, и, благодаря этому колыхаются в эмоциональном лодке. Правда, лодка таки наклонилась до слез, когда Матеуш сказал свои первые слова матери: "Я не растение". Это больше чудо и счастье, чем первое слово любого ребенка, ведь этот человек до 25 лет только "мычал", а чаще просто молчал.

Несмотря на то, что название фильма - "Хочется жить", главный герой пытался покончить с собой: он бросился с инвалидной коляски с лестницы. Пребывание в больнице и отношение врачей и медсестер осточертели Матеушу: он не мог смириться с тем, что другие имеют право калечить его тело, а у него, как у растения, нет возможности этому помешать.

Это кинолента-намек. Режиссер скрывает наиболее впечатляющие события, и именно этим сохраняет легкие эмоциональные колебания. Мы не видим смерти отца, мы не видим падение матери, нам не показывают того, как сестра собирает вещи Матеуша, чтобы завезти его в больницу. Мы не видим, как врачи вырывают зубы - вместо этого режиссер показывает кресло стоматолога, связаны ноги Матеуша, которые скручиваются от боли. И напоследок - черную улыбку. Режиссер заставляет зрителя думать и анализировать: он выпускает событие из логического ряда "причина-событие-следствие". И если пропустить еще и вторую составляющую цепи - то событие не воссоздашь.

"Хочется жить" - это универсальное кино, из-за отсутствия жестоких или откровенных сцен, его можно смотреть даже вместе с детьми, чтобы показать какая разнообразная человеческая жизнь. Это не слезливая лента, ведь события вызывают множество других эмоций, кроме печали. Кинокартина стремительная, сюжет разворачивается быстро, поэтому около двух часов событий проходят незаметно. Кадры фильма детализированы, а ракурс съемок необычный. К тому же, главный герой нарушает канон классического кинематографа - он пристально всматривается в камеру и рассматривает души зрителей после пережитого.

Кино не оставляет осадка в душе, а наоборот порождает надежду и веру, оно дает крылья, ведь демонстрирует историю того, как даже из самой глубокой безысходности можно найти свой путь. Зритель переживает катарсис, потому что попадает в мир иной, тот, что за стеной, заходит в него и проживает вместе с Матеушом его жизни. Это качественное польское кино, достойное просмотра, которое разрушает преграды между мирами и исполненное веры в Человека.