Появление всемирной паутины кардинально изменило жизнь всего человечества благодаря практически безграничным возможностям обмена и передачи информации. Это и объем, и формат (текстовый, аудио и видео), и скорость, и доступ, и охват аудитории. Однако этот информационный феномен породил и ряд негативных явлений. В частности, благодаря анонимности или физической удаленности каждый может «вбрасывать» в информационную среду любые данные, при этом безнаказанно, избегая ответственности за содержание этих данных.
Вот эта доступность и анонимность пребывания в интернете и привела к тому, что глобальная коммуникационная сеть была облюбована разнообразными «злыми языками», породив новое явление коммуникации – интернет-травлю (кибертравлю). Любимые же места «обитания» этих субъектов, которые с удовольствием «перемоют косточки», распространят нелепые слухи о человеке или же прибегнут непосредственно к оскорблениям личности, – социальные сети, СМИ с возможностью добавлять комментарии, интернет-журналы. Жертвами таких нападок становятся обычно известные личности – политики, артисты, бизнесмены, общественные деятели.
Есть ли способ защититься от такой травли – лжи, фейков, флуда на своей страничке в соцсети, или же от оскорблений в свой адрес на каком-то портале? Отчасти да, и мы приведем несколько действенных правил, как поступать в случае посягательства на вашу личность в информационном киберпространстве.
Как закон защищает оскорбленных интернет-пользователей?
На законодательном уровне предусмотрена защита чести и достоинства гражданина через обращение в суд, при этом не имеет значения форма или среда злодеяния (в данном случае – сеть Интернет). Самый распространенный способ противодействовать злу – обратиться к руководству определенного интернет-ресурса (соцсеть, СМИ, персональный сайт предприятия и т.п.) с требованием удалить порочащую информацию и разместить официальное опровержение. При этом жертва нападок также имеет право потребовать возмещение морального ущерба, если таковой существенен (обычно это касается публичных людей, ставших жертвами оскорблений и клеветы).
Какие тексты будут признаны порочащими честь и достоинство человека?
Но есть одна проблема – неоднозначность толкования высказываний (или иллюстративного, видеоматериала), которые обиженный человек может посчитать оскорблением. То есть далеко не каждая информация, которую жертва считает оскорбительной по отношению к себе, таковой является. Например, если ученый, артист, политик, госслужащий, да любой человек, становится объектом аргументированной критики, с приведением противной стороной реальных доказательств или научных доводов, то такая критика законна и не является оскорблением. Используя свое право на свободу слова, каждый человек имеет право подвергнуть обоснованной критике или характеристике публичную личность.
Для доказательства в суде фактов оскорбления важно наличие таких деталей в информации, которую жертва считает оскорбительной по отношению к себе:
- сведения носят порочащий характер (например, оскорбления человека, его близких, родных и т.п., необоснованные домыслы и характеристики человека или его окружения);
- сведения ложны (не соответствуют действительности);
- сведения распространены в социуме через разные средства интернет-коммуникации.
Суд откажет в удовлетворении искового требования, если хотя бы один из этих факторов не будет подтвержден стороной-обвинителем.
Таким образом, далеко не каждое высказывание, содержащее в себе негативную оценку или характеристику «жертвы», будет нарушать закон.
Как жертве доказать в суде, что причинен вред ее репутации?
Если предполагается оскорбительной некая текстовая информация, то почти всегда надо ходатайствовать о проведении лингвистической экспертизы, а также (по надобности) привлечь в качестве консультанта психолога. В таком случае будет произведена полноценная психолингвистическая экспертиза, которая выявит, имеют ли место оскорбления, и если да, то в какой мере. Этот шаг значительно увеличивает шансы на победу в суде.
Как защитить свою репутацию, если оскорбительные слова анонимны?
Даже если личность нарушителя установить невозможно (что обычно для социальных сетей), всё равно стоит обратиться в суд с заявлением о признании распространенных сведений, не соответствующих действительности. Это один из способов борьбы с оскорблениями во всемирной паутине: даже если личность нарушителя и не будет установлена, через суд можно добиться удаления порочащей информации собственником информационного ресурса или даже его закрытия (например, определенного аккаунта или анонимной странички в соцсети).
В какой суд обращаться?
Обычно обращаются в арбитражный суд, если оскорбление распространено по отношению к предпринимателю (носит экономический характер). При этом не имеет значения, являются ли участники процесса индивидуальными предпринимателями или юридическими организациями. В данном случае во внимание принимается только содержание спорных сведений.
В иных случаях иск подается в суд общей юрисдикции (районный суд).