Однако последние, по мнению автора текста, так и не поняли до конца сути проблемы. А потому, поданный Кабинетом министров законопроект об "амнистии" только ухудшит положение украинского бизнеса. И никоим образом не будет касаться чиновников, которые по сути заставляли бизнес участвовать в криминальных схемах минимизации налогов. И это заставило автора текста о конвертационных центрах еще раз обратиться к этой теме.
Первую часть текста можно было прочитать на прошлой неделе, сегодня мы публикуем вторую часть.
В 2010 году после победы Януковича на президентских выборах, выяснилось, что Тимошенко оставила после себя пустую казну, а разрыв в бюджете был почти четыре месяца. В тени работало много бизнеса, конверт-центры процветали, где оберталось до 50% бюджета. Нужно было немедленно наполнять бюджет.
Фото: Макс Левин
Налог на три буквы
В 2010-м в налоговой поставили задачу - вывести бизнес из тени, чтобы наполнить казну. Для этого пригласили высококлассных специалистов в области финансов, которые и разработали многоступенчатую схему оживления экономики.
Основной проблемой, как и сейчас, был сложный налог на три буквы - НДС.
Фактически все уклонялись от его уплаты, поступления в бюджет по этому налогу в пределах 2-3 млрд грн. на месяц. через "обнальнные" фирмы можно было оптимизировать его по 2,5-4%. Все контролирующие органы в областях привыкли на этом зарабатывать, в каждой области были свои "конвертаторы", в некоторых регионах этих групп было до 20, а в Киеве - до 100.
Предложение финансистов по выводу средств из тени было следующее: сначала надо было снизить НДС до 7%, и через 2 года поэтапно поднимать по 2-4% в год. За несколько лет можно было вернуться к существующим 16,67%.
Разработка "Программы"
Но правительству Азарова средства были нужны немедленно. Поэтому приняли решение: если "обнал" нельзя отменить то его надо возглавить. Идея была следующая: поскольку все "конвертаторы" на местах были известны местным налоговикам, потому что платили им ежемесячные платежи, то нужно их учитывать, сформировать реестр по оборотам и по отраслям. Реализаторы этой схемы объехали за несколько месяцев всех представителей и владельцев "обвального" бизнеса, почти всем было объявлено новые правила игры. Всего было проведено более 1000 встреч.
Условия были такие: все платят 6,7% на так называемые "Площадки", остальные - это заработок самих "обнальников". Цена услуги для бизнеса составляла 7,3-8%. Рынок начал определяться, работать с "нелегальными конвертами" ("партизанами") или работать с "легальными", которым гарантировали полную безопасность от контролирующих органов. Местные налоговые, СБУ, прокуратура, милиция сначала были против, поскольку получали свои "бонусы". Однако после нескольких месяцев работы все так увлеклись новой схеме, что началась борьба за клиента между контролирующими органами, а в конце на конверты начали загонять принудительно весь бизнес.
Фото: newsru.ua
За переход из "партизанских" фирм на "программные" надо было оплатить 3% от оборота с партизанскими и к тому периоду никто не возвращался. То есть фактически тоже была амнистия для бизнеса, но 3% это было при условии реально действующей экономики (Согласно проекту Закона о налоговом компромиссе при падении экономики в 3-4 раза надо заплатить 4,75%). При условии четкой вертикали власти, легального и нелегального прессинга на бизнес удалось собрать менее 50% планируемых средств по амнистии.
После ввода на полную мощность "программных" схем в ГНА Украины разрабатывали дальнейший план вывода средств из тени. Были достигнуты огромные успехи: за первых три месяца работы Программы было полностью перекрыто разрыв в поступлении уплаты НДС, но размер оплаты вырос с 2-3 млрд. грн. до 5-6 млрд. в месяц. Тогдашний глава ГНА Украины даже получил за это очередное генеральское звание.
План состоял в том, чтобы сначала вывести всех из тени и завести на "программные" фирмы. Месячный теневой оборот экономики составляет 60-65 млрд. 80% этого объема удалось переключить на "программные" фирмы. Следующий шаг, который планировался, - поэтапное снижение НДС до размера тех же 7%, чтобы бизнесу было интересно работать с обнальними схемами. Дальше - поднятие стоимости "обнала" и НДС вверх сначала до 10 а потом 12-14-16%, до момента, пока снова не начнется переток капитала в тень. Поскольку "обнальный" бизнес уже был бы фактически легализованным. то потом контролировать его было бы легко, и закрыть тоже.
ЧИТАЙТЕ: "Стиральная машина" для "Семьи"
Однако за определенное время "семейная" команда Януковича просто подняли цены на покупку налогового кредита до 10,5%-12%. В бюджет должно поступать 8,5%, остальное делили между собой контролирующие органы и реализаторы "Программы". Сначала начало поступать дополнительно 3-5 млрд. грн. в бюджет по сборам НДС. То есть фактически получилось, что весь реальный сектор экономики готов был платить 12% по НДС. Но очень скоро власть поняла, что весь этот поток дополнительных средств можно перевести в наличный поток. И с 8,5%, которые должны были поступать из "программных" фирм в бюджет, стало поступать 1,5%, а остальное шло на "Семью". В месяц это выходило в 3-4 млрд. грн наличными. Только по одной этой схеме "Семья" получила наличными 20-25 млрд. грн.
Фото: glavcom.ua
Финансовые "партизаны"
Параллельно с "Программой" работало много "партизанских фирм" - "обнальных" структур, которые прикрывались или прикрываются местными главами налоговых, прокурорами, УВД. Из них "кураторы" получали большие в несколько раз проценты, чем из "легальных программных фирм", которые в отличие от "партизан", часть средств все же направляли в бюджет. Плата за "покупку" налогового кредита на них была значительно меньше, в пределах 4-6%. Они работали только в определенных регионах, где были сильны позиции председателей ГНА. Кроме того почти каждый владелец «программной лицензии» параллельно делал свои "партизанские" схемы. Это было особенно заметно во Львовской, Одесской, Донецкой областях и Киеве. В определенные периоды "партизаны" из Днепропетровска, Николаева, Полтавы, Житомира, Херсона даже выходили на общеукраинском уровне. В конце правления Януковича "партизанские" схемы тихонько даже начали параллельно курировать руководство Миндоха, через некоторое время был даже конфликт с Александром Януковичем.
ЧИТАЙТЕ: Яценюк освободит от криминала компании, которые принимали участие в теневых схемах
"Программа" Януковича закрылась в январе-феврале 2014 года, зато появилось много "партизан" - экономика не терпит вакуума. Актуальная цена на "обнал" - от 4,5% до 8%. Все зависит от того, кто "крышует". Если ноги растут из прокуратуры, Миндоходов или СБУ, то дороже. Если это от местных руководителей этих структур то дешевле. "Обнальные" структуры работают 2-3 месяца, после чего их ликвидируют - чаще всего через банкротство. И открывают новые.
Импортное НДС продается от 2 до 8%, внутреннее НДС - от 4 до 10%. "Нарисованное" НДС можно купить от 2,5 до 4%. Наверное нет предпринимателя в Днепропетровске, Одессе, Донецке, Львове или Киеве, который не знал бы 2-3 организаторов "конвертов" и цен на их услуги. И параллельно, все знают в каждом ведомстве представителей контролирующих органов, которые «крышуют» эти схемы, и сколько за это получает прокурор, председатель местной налоговой, милиции или СБУ. Это всем известные факты. Что мы пытаемся скрыть? От кого? От пенсионеров или детей?
ЧИТАЙТЕ: Яценюк отчитывается за 100 дней работы правительства: падение экономики зависит от событий на востоке
Что делать?
Есть несколько вариантов, как выйти из ситуации.
Вариант первый - самый простой для экономики, самый болезненный для чиновников и самый честный для всех граждан: общая амнистия капиталов.
Нужно поставить точку отсчета. Как может налоговая полиция или антикоррупционное бюро контролировать расходы чиновника или бизнесмена, когда фактически каждый из них тратит больше чем задекларировано, или декларации купленные в налоговой за прошлые периоды по 4% (это можно было реализовать до 31.12.2012). Если у каждого чиновника машина на маму-пенсионерку, квартиру подарила троюродная сестра из Америки, бизнесом занимается жена, кредитная карточка случайно зарегистрирована на английский оффшорную компанию и др. а в предпринимателя задекларировано исключительно заработная плата, а он инвестирует миллионы в развитие своего бизнеса - то мы никогда не сможем доказать их незаконную деятельность. Потому что когда приходит с обыском СБУ к высокопоставленному чиновнику то оказывается что 2 млн долл. в сейфе это заемные средства в 20 его друзей на лечение, а 5 часов - это ему подарили много лет назад, а 122 документа подтверждающие право собственности на недвижимость это его подчиненные и знакомые оставили в сейфе на хранение. Иногда во время обыска СБУ "находит" в сейфе только 1,5 млн. долл. а остальные 0,5 млн. "испаряется" в карман местного руководителя СБУ. После представления чиновником всех подтверждающих о займах документов, дело закрывается. И чиновник дальше работает.
Фото: Макс Левин
Поэтому только тотальная амнистия капиталов. Все должны задекларировать свои доходы, имущество, хранения и т.д. Оплатить 3-5% от суммы. Вот это будет адекватный компромисс. Потому что налогом облагается не оборот, а нелегализованный доход! Но за это не проголосует Верховная Рада, потому что при предлагаемой налоговой амнистии большинства депутатов-бизнесменов придется заплатить 10-20 тыс грн, при амнистии - все 20-50 млн. грн.
Вариант второй - двигаться исключительно в направлении налогового компромисса для тех кто работал с "Программой".
Тогда правительство должно взять на себя смелость выйти и сказать: "Отныне мы работаем честно. Все кто работает с "новыми программами", "партизанами" будет наказан. Все чиновники, которые в этом задействованы, также будут наказаны. Дорогие предприниматели - поднимайте цены на ваши товары и услуги, но не пользуйтесь схемами. Дата отсчета 01 мая 2014 года. Продавайте всех чиновников кто это организовывает, строим честную страну. И каждую неделю Кабмин должен отчитываться перед налогоплательщиками о задержанном чиновнике или предпринимателе.
Уплата в бюджет за налоговый компромисс не должна превышать 0,5% от оборота с "программными" фирмами. На сайте Миндоха должен быть список всех программных фирм за весь период, оборот каждого предприятия с ними и сумма уплаты каждой фирмы в бюджет. Эту информацию можно легко сгенерировать из базы налоговой. Все открыто, прозрачно. Все платят в течение 6 месяцев. Не уплатил - штраф, оплатил - никто не возвращается к этим операциям. Все остальные "партизаны" во внимание не берутся и уплачивается в полном объеме - 16,67% НДС.
ЧИТАЙТЕ: Бизнес сегодня платит налоги на полтора года вперед, - предприниматель
Сейчас налоговая полным ходом на местах взялась показывать перед правительством свою преданность делу. По "программных" фирмах возбудили ряд уголовных дел и начали соответственно проводить обыски, доначисления в бюджеты и т.д. То есть зачем искать новые экономические преступления, когда ты четыре года контролировал и получал из "программы" ежемесячно "кассу", а теперь снова можешь "кошмарить" клиентов той же "программой", получая от этого выгоду!
Опять же - почему это делается выборочно? Почему по одних "программных" фирмах заводят уголовные производства с августа 2013 года а по другим с января 2014 года? Почему по одним "площадкам" заводят, а по другим нет?
***
Власть наконец должна сделать четкий посыл бизнеса о честных правилах игры. Или и дальше делать видимость "реформ", "амнистий", оставляя все по-старому - "схемы", коррупцию налоговиков и правоохранителей, которые паразитируют на бизнесе. Тогда нужно принимать законопроект "О налоговом компромиссе" и ждать, когда начнется Великая Буржуазная Революция и к власти придут люди из реальной экономики, а не "схемные" олигархи.
Оригинал: LB.ua.