На самом деле власть отнюдь не требует публичных подсказок и советов и для этого существует несколько оснований. Во-первых, режим Виктора Януковича неоднократно доказывал и всячески намекал на то, что предложения общественных активистов, экспертов и просто авторитетных людей ему, мягко говоря, неинтересны. Собственно, они для них просто не являются никакими авторитетами. Во-вторых, эти люди могут советовать в законной плоскости и помогать рациональной аргументацией. Зато власть куда больше волнует, совсем не это, а как бы кого-то в очередной раз «развести, как котят».
Однако попробуем пойти против мейнстрима и все же поискать, какие возможны пути для выхода из кризиса в государстве будут лучшими для власти. Рассмотрим разные варианты развития событий, ведь режим и так запустил параллельно несколько сценариев, из которых два наиболее четкие и понятные.
Сценарий № 1: Эскалация конфликта
Уже все привыкли к тому, что никакие боевые действия на Грушевского не ведутся. Продолжаются переговоры с обеих сторон, даже состоялись уступки. Несмотря на это, перемирие довольно хрупкое и в любое время оно может разрушиться, в том числе, если власть попытается предлагать на должность Премьера кого-то из своих рядов. Такая ситуация вполне вероятна, ведь спикеры из ПР постоянно подчеркивают, что новым главой правительства должен быть регионал. Данное развитие событий может привести к эскалации конфликта и возвращения активных протестующих на улице. Власть это понимает, поэтому все еще не исключает вариант с введением Чрезвычайного положения в стране. На это указывают сразу несколько факторов:
Фото: AFP
- Упрямство Януковича в переговорах с оппозицией (принятие т.н. «Закона о заложниках», нежелание идти на компромисс и вернуться к Конституции 2004 года, продолжение давления на активистов, провокации etc.).
- Давление на фракцию Партии регионов в парламенте (приход больного гаранта в парламент, чтобы дожать своих депутатов проголосовать за закон об амнистии в варианте Мирошниченко и Администрации президента).
- Желание перевести конфликт «народ-власть» в плоскость «народ-народ», то есть превратить восстание против себя в гражданскую войну, где можно будет вмешаться, как законная сила и стать над процессом.
- Заявление на внешней арене (поведение с послами иностранных государств).
Третьего пункта режим добивается сразу по нескольким каналам:
а) по заявлению МВД и СБУ (обвинения в экстремизме, обыски, информация на сайтах силовиков о взрывчатке, теракты, угрозы безопасности, похищение милиционеров и их избиение и т.д.);
б) через исполнительную власть на местах (истерики председателей ОГА и областных советов на Юге и Востоке о прибытии в их города «вооруженных западенцев, которые собираются штурмовать администрации»; замуровывания в помещениях ОГА; создание «Украинского фронта», само название которого уже как будто намекает на военные действия);
в) через подконтрольные СМИ, которые пугают украинцев выдуманными угрозами, гражданской войной, усиливают ненависть жителей одной части страны к другим, поляризуя лагеря.
Каковы возможные последствия таких действий?
Такие действия направлены на то, чтобы легитимизировать в глазах социума введения чрезвычайного положения в стране. Если власть действительно решится на этот сценарий, то это будет большой глупостью, ведь она не имеет достаточно ресурсов для борьбы. Режим не имеет достаточной поддержки как со стороны армии (о чем свидетельствует изменение заявления оперативным командованием «Север»), так и со стороны лояльной части населения, ведь немного наберется тех, кто готов положить голову за нынешнюю власть.
Положительной возможностью для Януковича и компании может стать физическое уничтожение врагов и запугивание других несогласных, что позволяет закон военного времени, однако это лишь в случае уверенной и быстрой победы, а она маловероятна.
Риски: падение власти, физическое противостояние, хаос, физическое уничтожение или попадание под суд или народный трибунал. Превращение страны в новую Югославию, ввод иностранных войск, потеря целостности или даже суверенитета государства.
Что нужно сделать, чтобы избежать такого развития событий:
- Ослабить позиции «ястребов» в Партии регионов;
- Пойти на уступки протестующим;
- Приструнить «украинских фронтовиков» и сепаратистов из Верховной Рады Крыма;
- Подать в парламент фигуру, согласованную с оппозицией;
- Вернуться в правовую плоскость.
То, что с экранов исчезли или уже реже появляются харьковские фронтовики Геннадий Кернес и Михаил Добкин, а также одиозные Вадим Колесниченко и Олег Царев, может подтверждать готовность властей снизить температуру противостояния и отказаться от дальнейшей эскалации. С другой стороны, возможно, эти люди уже просто сыграли свою партию и их отвели на исходные позиции, чтобы использовать при случае. Назначение кого-то из регионалов главой Кабмина, особенно, если это будет кто-то из крыла «ястребов», будет иметь негативные последствия для процесса переговоров и страны в целом, поэтому от этого хода точно нужно отказаться, ведь это приведет к неконтролируемым последствиям. Контролировать процесс не сможет ни оппозиция, ни власть, что уже показали предыдущие стычки на улице Грушевского. Поэтому такой сценарий нужно отбросить и заняться мирным решением проблем внутри страны.
Сценарий № 2: Мирное решение
Похоже, что такое развитие событий режиму менее интересно, а совершенно зря, ведь оно подразумевает куда больше возможностей для маневров и сохранения власти в своих руках. Раскол в рядах бело-голубых временно преодолен, но надолго ли? Чтобы полностью исключить возможность, нужно удовлетворить интересы мятежников. На этот раз не удастся обойтись стандартными процедурами – запугиванием и пряничками в виде денежных бонусов. Тем более, что финансовая ситуация в стране далеко не самая лучшая и экономика находится на грани. Всю ответственность за проколы в этой сфере сполна ощутит именно партия власти.
Почувствовав слабость, те, кто всегда держит хвост по ветру, мгновенно покинут корабль, который идет на дно. Чтобы их удержать, нужно прислушаться к их предложениям. Умеренное крыло ПР призывает к мирному урегулированию ситуации в стране.
Фото: president.gov.ua
Переговоры с оппозицией показали, что тройка лидеров и даже самое радикальное крыло протестов, Правый сектор, вполне настроены на мирный выход из кризиса. Этим власть должна воспользоваться. Страна находится в тяжелом финансовом положении, денег в бюджете не хватает, и с этим что-то нужно делать. В команде Януковича просто нет людей, которые способны «разрулить» эту ситуацию. Поэтому нужно воспользоваться моментом и передать управление правительством оппозиции или независимым специалистам. В первом случае, в случае чего, режиму удастся переложить с себя ответственность на Яценюка и компанию, если он согласится возглавить Кабмин. Во втором существует вероятность, что профессионалы смогут самостоятельно разобраться с ситуацией, тем более, что МВФ и др. готовы помочь выйти из кризиса.
Янукович должен сам просить Запад принять участие в переговорах как посредники, чтобы получить гарантии для отступления. Ценой торга могут стать активы «Семьи», щедро накопленые за время управления страной. Получив уверенность, что Межигорье останется за ним, иностранные счета не будут заморожены, а ему самому не грозит тюрьма, гарант может или сразу подать в отставку, или продержаться до очередных выборов президента. При чем в этом случае уже для бело-голубых будет важным возвращение к Конституции образца 2004 года, что позволит ослабить роль главы государства и увеличить важность парламента, где регионалы имеют почти 200 штыков. При этом Янукович получит возможность через срок попытаться вернуться в кресло на Банковой, если соглашение с международными гарантами переговоров с ЕС и, возможно, России будет это позволять.
На самом же деле, для ПР куда лучшим путем было бы изменение ставки на 2015 год с Януковича на Тигипко. По последним соцопросам, нынешний глава государства проигрывает во втором туре любому из оппозиционных кандидатов. Время Януковича, похоже, уже прошло, и это рано или поздно поймут и сами олигархи. Его авторитет по немногу шатается и, когда он уже окончательно пошатнется - будет поздно для отступления, поэтому над этим нужно подумать уже.
Позитивы для власти: сохранение остатков репутации и активов, перекладывание ответственности, отсутствие кровопролития и возможной потери жизни.
Риски: временная потеря власти и части активов.
Сейчас украинская власть находится в довольно сложной ситуации. Как бы режим не изображал свою мощность и прочность, ситуация очень и очень шаткая. Экономика страны в затруднительном положении. Нужно искать новые кредиты, чтобы погасить старые задолженности. И Европа, и Россия выставляют свои условия, а еще есть оппозиция и Майдан. Однако важнейшими, конечно, есть интересы «Семьи», которые тоже необходимо удовлетворять. И из всего этого нужно сделать выводы. Сравнивая оба варианта возможного развития событий, куда безопаснее и лучше для власти выглядит именно второй сценарий. Он не очень вписывается в нравственный императив бело-голубой команды, но это тот случай, когда следует уступить ограниченными принципами и подумать не только о своем будущем, но и о судьбе всей страны.
Януковичу следует помнить, что однажды у него уже был шанс войти в историю Украины, как президент, который в конце порвал с многовекторностью и сделал смелый выбор в пользу европейского пути. Сейчас у него пока еще есть один шанс запомниться не как кровавому деспоту и тирану, а как тому, кто вовремя понял свою неправоту и ушел. Больше такого случая ему не представится, поэтому не воспользоваться им будет большой глупостью. Выбор остается за ним, только следует помнить, что много времени на размышления нет, с каждой минутой режим становится слабее.
Назарий Заноз, политический обозреватель, публицист