Если говорить о так называемой "Луганской народной республике" ("ЛНР"), то это – несоизмеримо большие разгул насилия, произвол местных "царьков" и российских "гастролеров"; большие масштабы обнищания населения. И – во многом совершенно другая психология – одноэтажная. Находящиеся под контролем боевиков Стаханов, Алчевск, Брянка, Антрацит и другие города Луганской области (всего 12 городов с численностью населения свыше 50 тыс. чел.), разумеется, уже давно не одноэтажные в буквальном смысле. Но люди там в большинстве своем, увы, остались "одноэтажными".
Обратить внимание на ситуацию на других территориях, контролируемых "ЛНР", заставил тот факт, что в большинстве публикаций на эту тему идет речь о Луганске – "столице молодой республики", самом крупном на Луганщине и втором по величине после Донецка городе, контролируемом террористами. Однако в городах поменьше ситуация куда хуже и куда страшнее.
Как недавно заявил председатель Луганской ОГА Геннадий Москаль, под контролем так называемой "ЛНР" находится территория, где проживает 64,4% от всего населения Луганской области.
ЧИТАЙТЕ: Кому в "ЛНР" жить хорошо
"На 1 сентября этого года все население Луганщины составляет примерно 2 миллиона 225 тысяч человек (точные данные привести невозможно, учитывая значительную миграцию с территории, подконтрольной "ЛНР")", - сказал губернатор. – 26,1% населения области находится на территории, контролируемой украинским правительством, еще 9,5% - на территории, которая частично контролируется украинским правительством".
Подконтрольная Украине территория Луганщины почти вдвое больше территории "ЛНР", однако боевики удерживают под контролем крупные города области – Луганск (полностью кроме города Счастье, который входит в Луганский горсовет, но фактически находится под контролем Украины), Краснодон, Лутугино, Перевальск, Алчевск, Антрацит, Брянка, Кировск, Красный Луч, Первомайск, Ровеньки, Свердловск, Стаханов. Кроме того, "ЛНР" контролирует Антрацитовский район, Перевальский район, Славяносербский район и частично Попаснянский район.
В СМИ и в социальных сетях сообщается, что наиболее крупные незаконные вооруженные формирования (НВФ) сосредоточены в городе Стаханове (в том числе около 900 человек под командованием некоего Павла Дремова, называющего себя "военный комендант Стаханова" и около 600 – в группировке некоего Павлова, использующего позывной "Леший"), в районе Красного Луча насчитывается 5 отрядов ориентировочно по 500 боевиков в каждом. Один их них, батальон "Август" под командованием некоего Олега Костина (позывной "Батя"), недавно перебрался в окрестности Дебальцево. Численность так называемого "казачьего" формирования в городе Антраците под командованием россиянина Николая Козицына, скорее всего, постоянно колеблется из-за стихийной "ротации": некоторые "казаки" просто убегают в Россию, или не найдя общего языка с сослуживцами, или, решив, что заполучили достаточно "трофеев"; на смену им прибывают новые "солдаты удачи".
ЧИТАЙТЕ: ЛНР: Луганская народная резервация
"Казачьи" формирования также контролируют город Свердловск, и ситуация с "ротацией" кадров там такая же, как и в Антраците. Отличие лишь в том, что контролировать Свердловск (как и Краснодон и Ровеньки) пытаются еще и структуры олигарха Рината Ахметова, в сферу бизнес-интересов которого входит угледобывающее предприятие "Свердловантрацит". Это и еще более решительные, нежели в Антраците, попытки "ЛНР" перехватить инициативу, не позволяет "казакам" чувствовать себя в Свердловске полноправными хозяевами.
Недавно Луганская ОГА обратилась к жителям Украины и иностранным гостям с просьбой воздержаться от поездок на территории, контролируемые "ЛНР", поскольку гарантировать безопасность граждан там невозможно.
Да, от поездок в такие места лучше воздержаться. Но в Луганской области есть более миллиона человек, которые не могут воздержаться от жизни в том аду. По простым до неприличия причинам: там они родились, там – их дома, там – родные и близкие люди, там – могилы предков.
Для рядовых граждан жизнь в провинциальных городах и поселках, контролируемых "ЛНР", - это отсутствие зарплат (за исключением шахтеров на предприятиях Рината Ахметова: горняки получают деньги на карточки и обналичивают их в России), пенсий, пособий; отсутствие нормального обеспечения продуктами, медикаментами и товарами первой необходимости.
Словом, жить не стало лучше, но жить стало "веселее". Ответственные за "веселье" - боевики вооруженных формирований "ЛНР", "казачьих" банд, других "ополчений", "отрядов", "батальонов", которые без устали выясняют отношение между собой, прекрасно сочетая это с разграблением недоразграбленного.
Кстати, мародерство для боевиков – куда более привлекательное занятие, чем участие в боевых действиях. Так, с луганских шахт и с угольных складов вывезено и продано в Россию около 500 тысяч тонн угля, в том же направлении "испарилось" оборудование нескольких предприятий, например, краснодонского завода "Юность".
ЧИТАЙТЕ: Луганский синдром
В то же время в размещенной в прессе информации о недавних боях, когда террористы безуспешно пытались захватить село Бахмутовка Новоайдарского района, чтоб "прорубить окно" на север области и далее на Харьков, шла речь об участии "казаков", воевавших на стороне сепаратистов. Но, как утверждают информированные источники, на самом деле воевали российские "добровольцы", переодетые в "казачью" форму. Сами же "казаки", набранные преимущественно из местных и российских маргиналов, оказались неважными воинами. Впрочем, они, провозгласившие себя властью, оказались неспособными не только воевать, но и наладить хотя бы относительно сносную жизнь населения на подконтрольных территориях.
Почти обычным явлением на контролируемой "ЛНР" территории Луганской области, стали голодные бунты жителей, многие из которых не получали зарплаты, пенсии и пособия уже четыре месяца.
Недавно в городе Брянке, контролируемом боевиками, местные жители пытались провести митинг. Люди вышли на площадь возле горсовета, возмущаясь четырехмесячной невыплатой пенсий. К митингующим приехали боевики с нашивками "ЛНР" и открыли огонь в воздух. Люди убежали с площади.
В конце сентября митинговали жители города Стаханова. Того самого, где совсем недавно похороны террористов, погибших в боях с вооруженными силами Украины, превращались в многотысячные митинги с призывами "мстить", "убивать фашистов", "бороться до последней капли крови", "ни шагу назад"…
Похороны в Стаханове
Но вскоре оказалось, что в бедах стахановчан виноваты почему-то не "фашисты". На центральной площади города собралось порядка десяти тысяч местных жителей, которые потребовали выплатить им зарплаты и пенсии, а также прекратить терроризировать население и отбирать у него имущество. На что террористы ответили: "Сейчас не время требовать всяких благ, пока идет война".
На том митинге присутствовал председатель "Народного Совета ЛНР" Алексей Карякин. Он пообещал, что ЛНР выплатит стахановчанам пенсии, но не более 1800 грн., и то не сразу, а в три этапа. А тем, у кого пенсии были выше, гарантировать выплаты не может. Пообещали и выплачивать пособия по уходу за ребенком, но только... позже.
ЧИТАЙТЕ: Закон о "криминальной революции"
"Прошу, пожалуйста, терпения наберитесь, у нас сейчас очень, очень тяжелая ситуация, по той причине, как наши деды в 45-м восстанавливали, вот так практически у нас, только меньше строить надо. Но финансовую систему всю полностью надо строить заново", - заявил на митинге Карякин.
А "гвоздем программы" на том митинге стал конфликт между Карякиным и "военным комендантом" Стаханова Павлом Дремовым, который был "в ударе": матерился с трибуны, обозвал "Народный Совет ЛНР" пид***ми и настоятельно порекомендовал не пугать его… Путиным.
В еще одном "городе сепаратистской славы", Антраците, "народным мэром" стал известный и в Луганской области, и за ее пределами человек – Александр Ткаленко – мастер-оружейник, бывший в фаворе у местной власти. Работы Ткаленко (художественно оформленные сабли, ножи) луганские чиновники часто дарили гостям или брали в качестве презентов, когда сами отправлялись в вояжи. Произведения оружейника из Антрацита есть в коллекциях подарков, наверное, всех президентов Украины, большинства премьеров, многих губернаторов, а также – у бизнесменов, артистов, других известных или "нужных" людей. Кроме того, Ткаленко – "Заслуженный мастер народного творчества Украины" (почетный знак ему вручал Виктор Ющенко), неизменный участник самых престижных выставок и форумов мастеров-оружейников.
Александр Ткаленко и Александр Ефремов
Однако профессионального успеха и материального благополучия Александру оказалось мало. Как только в Луганской области начались пророссийские выступления, Александр Ткаленко был замечен среди их наиболее активных участников. И в течение нескольких месяцев сделал головокружительную карьеру. Проявилась еще одна грань его таланта. Грань, о которой ранее никто и не подозревал.
Александр Ткаленко
"Всех предпринимателей, желающих работать в Антраците, - рассказал один из жителей города, частный предприниматель, недавно навсегда уехавший из Луганской области, – Ткаленко обложил данью. У него это называлось "пройти перерегистрацию". Я заплатил пять тысяч гривен. Взамен получил написанную от руки бумагу – разрешение. Мы договорились, что ежемесячно я буду платить "налог" - 20% от выручки. Когда я принес первый платеж, Ткаленко положил деньги в ящик стола и сказал, что я могу идти. Я попросил выдать мне документ, подтверждающий внесение платежа. В ответ услышал: "Какие тебе документы, когда сейчас – война? И вообще, почему ты мне не веришь?!". Спустя неделю ко мне пришли вооруженные "казаки" из ближайшего окружения Ткаленко, потребовали налог. Когда я сказал, что уже все оплатил, ответили: "А мы не видели, как ты платил. И вообще, у тебя торговля бойко идет. Значит, если ты и заплатил, то мало". Я не стал больше пререкаться (спорить с вооруженным АКМ уголовником, согласитесь, сложно), заплатил. А спустя неделю уехал из Антрацита, скорее всего, - навсегда. Вскоре после меня из Антрацита уехал мой знакомый. Он рассказал, что за возможность выехать из города и вывезти имущество через "казачий" блокпост он заплатил Александру Ткаленко две тысячи гривен. Кроме того, в Антраците ходят упорные слухи, что "народный мэр" еще и "творчески" подходит к распределению поступающей в город гуманитарной помощи: примерно половина гуманитарки куда-то "растворяется", едва оказавшись в городе".
Александр Ткаленко с дочерью
Став одиозной личностью, Александр Ткаленко не смог утаить одну очень интересную деталь из своей жизни. Дочь "мэра"-оружейника мечтает о карьере супермодели, участвует в различных показах мод, в том числе и посвященных стилизованной украинской одежде. Так, на одном из последних показов, Ангелина Ткаленко демонстрировала различные модели вышиванок. Но это не мешает ей сочувствовать террористам и, приезжая к отцу, участвовать в митингах, носить георгиевскую ленту.
Дочь Александра Ткаленко в национальном костюме
Если говорить о ситуации в целом, то во всех населенных пунктах, контролируемых "ЛНР", происходит примерно одно и то же: борются за власть вооруженные группировки, попутно грабя население. В то же время – практически в анабиозе – промышленность, сельское хозяйство и предпринимательство. Народ стремительно нищает. Но (парадокс!) в то же время большинство "граждан ЛНР" продолжают считать, что происходящее – временные трудности, и главное, – людей "освободили". От "бандеровцев" и "правосеков", которых в Брянке, Стаханове, Антраците, Краснодоне и других "освобожденных" городах люди отродясь не видели. Зато увидели "ополченцев" с характерным ростовским, чеченским или осетинским выговорами, "поделились" с ними автомобилями, деньгами, имуществом. Но многие жители Луганщины, ставшей "ЛНР", все еще продолжают считать, что в Украине им было бы хуже.
Анатолий Губанов, г. Луганск