Изначально от Отца рожденному нетленно Сыну, что в последнее время безсименно от Девы телом родился, Христу Богу призовет: Ты, поднял нашу силу, свят еси, Господи! (Канон Рождества).
Христос рождается!
На голос ангела, который прозвучал пастушкам среди темной ночи, спешим мы сегодня к убогой стаенки в Вифлееме. Здесь мы видим на руках Пречистой Девы Марии Сына Божьего, который пришел в наш мир как человек. Вместе с ними радуемся и удивляемся, воспеваем и созерцаем живого и истинного Бога, который родился в человеческом теле и отдает себя в руки человека как маленькое, нежное и беззащитное Дитя.
Рождество Спасителя нашего открывает нам глубины Божественной жизни, как всю правду о человеке. Тот, кто сегодня явился в человеческом теле, существовал еще до сотворения мира, потому как предвечный Бог изначально от Отца родился нетленно как Сын! Это таинство Божьего сыновства Иисуса Христа - что само по себе является невыразимым и необъяснимым! - сегодня открывается и проповедуется человеку. Это праздник делает доступным нам божественное сыновство, провозглашает, что наш Бог-Отец любит нас как своих сыновей и дочерей. В Его новорожденному Синие мы переживаем сегодня нашу близость к Богу, такую же теплую, сильную, реальную и животворную, которой является трепетная близость любящего отца к своему единственному первенца.
Вглядываясь в лица Божьего Ребенка и Его Матери Марии, осознаем, что праздник Рождества дает нам познать правду о нашей человечности, о собственной человечности, которая стала знаком Божьего присутствия: «И вот вам знак, - говорит ангел пастушков. - Вы найдете дитя пеленали, что будет лежать в яслях» (Лк. 2, 12). Это Дитя - сам Бог Израилев, что в последнее время безсименно от Девы телом родился. Это Дитя вдруг поручает человеку, в лице Иосифа Обручника, странную роль своего опекуна. В Рождестве Христовом мы принимаем вечного Бога таким, какими являются сами. Потому что обычно люди хотят, чтобы ими кто-то занимался. А здесь, в Вифлееме, сам Бог, как дитя, является тем, кем занимается человеческая семья!
Человечность, чувство святости человеческой жизни и уважение к нему - это и трогательная и спасительная дорога, по которой в эту таинственную ночь Божий Сын, как Сын Марии, приходит к нашему дому, нашей семьи, нашего народа. И эта божественная человечность - боголюдство воплощенного Сына Божьего, открывает нам сегодня рождественскую дорогу любви к Богу и ближнему. Празднуя Рождество вместе с путниками и беспризорными, солидаризируясь с тем, кого презирают и чье достоинство отрицают, мы, христиане, как настоящие опекуны и благовестники присутствия Бога среди нас, делаем наш мир, наше общество более человечным и достойным самого Человека.
Рождение Сына Божьего, Исконного Слова Отца, обнаруживает рядом с величием и славой нашего Бога - Творца и Спасителя, величие и славу человека как венца всего сотворенного. В своем воплощении Бог проявляет особое достоинство человека, потому воплощается именно в него - в свой образ. Святой Ириней Лионский говорит: «Когда Слово стало плотью, став тем, кто был Его образу... то поступило человека подобной невидимого Отца через видимое Слово» (Adv. Haer 5, 16, 2).
Прославляя достоинство человеческой личности, Христова Церковь сегодня поет: «Христу Богу возопим: Ты, что поднял нашу силу, Свят еси, Господи!» Подобно как пришествие на Землю Сына Божия через воплощение стал центром всемирной истории, так же уважение к достоинству человеческой личности является основой истинного, действительно человечного общества.
Церковь учит, что общественные институты и их лидеры должны уважать каждого человека и их первейшей задачей является способствовать целостному его развитию. Человек не может быть средством реализации экономических, социальных или политических планов, навязанных властью светской. Эта власть должна пристально следить, чтобы ограничения свободы или любое бремя, возложенное на личную жизнь человека, никогда не причиняли вреда его достоинства. (Компендиум социальной доктрины Церкви, п. 131-133).
Каждое общество, в котором презирают человека, не имеет будущего. Источником справедливого законодательства и общественного устройства должна быть достоинство человеческой личности. Потому что именно человек является сердцевиной сочетания досрочного и вечного Божьего и человеческого, она является дверью к вечности, что их открыл в своей человечности Сын Божий в день своего Рождества. Поэтому праздновать Рождество означает держать открытыми двери наших сердец к достоинству человека, особенно немощной и беззащитной, которым есть Божественное Дитя на руках Пречистой Девы Марии.
Сегодня украинское общество в очередной раз в своей истории свидетельствует, что стремится строить собственное будущее на основе христианской веры. Новорожденный Спаситель является исполнением надежды всего человечества на приход Царства Божьего царства справедливости, мира и добра. Рождения именно такого предвечного Царя мира возвещал ангел, когда говорил пастырям: «Не бойтесь, я возвещаю вам великую радость, которая будет радостью всего народа: сегодня родился вам в городе Давидовом Спаситель» (Лк. 2, 10-11). Как важно нам в этот исторический момент, на слово благовестника, почувствовать, что именно Христос является источником нашей радости, и перестать бояться! В Рождестве Христовом пусть наша тревога превратится в надежду, растерянность и неуверенность - переменится на дорогу к Господня вертепа. В этот рождественский день, когда, по словам ап. Павла, сила Божья проявляется в человеческой немощи (сравн. II Кор. 12, 9), наше ощущение бессилия превращается в осознание собственного достоинства. По деяниям Святого Духа, это осознание собственного достоинства становится силой, что поможет нам построить общество, достойное человека. Вот почему мы сегодня, величая силу божественной человечности, поем: «Ты, что поднял нашу силу, Свят еси, Господи!»/
Дорогие во Христе! В этот радостный день Рождества Христова приношу всем вам сердечные поздравления. Поздравляя вам добром и миром, согласием и благосостоянием, стремлюсь постучать в двери каждой украинской семьи! Голосом древней коляды желаю развеселить каждое украинское сердце! Возвещая великую радость о рождении нашего Спасителя, хочу собрать всю нашу Церковь - как в Украине, так и за ее пределами - вокруг Вифлеемского вертепа в единую Божью семью!
Давайте же услышим себя единственной христианской семьей, в которой сегодня рождается наш Спаситель. Дорогой человечности и христианской солидарности коснемся всех, кто отстаивает свое достоинство, достоинство своей семьи и своего народа! Поділімося нашей рождественской радостью с теми, кто находится далеко от родного дома, на больничной койке или тюремных нарах. Все вместе, за светом звезды, спешим к ближнему, чтобы увидеть в теле - Невидимого, в Его нищете - Источник всякого добра, в скорбном - Всемогущего, - Новорожденного Христа-Бога в объятиях Богородицы.
Христос рождается!
Славимо Его!
& Dagger СВЯТОСЛАВ