Прошло более восьми недель после того, как новое правительство Украины и пророссийские сепаратисты с Востока Украины договорились о прекращении огня, но война продолжается и дальше. Ее ведут пушками и ракетами в зоне конфликта, и предупреждениями и санкциями за столом переговоров. Но почти незаметным есть третье измерение, в котором также идет война: разведка. На этом фронте и Украина, и Запад вовсю пытаются уравновесить огромное преимущество России.
Для новых киевских лидеров, что до сих пор пытаются навести порядок в своей стране после того, как народные протесты сбросили пророссийское правительство президента Виктора Януковича, решающее значение имеет точная и надежная информация о боевиках на востоке страны. Но получить разведывательные данные о целях, намерениях и возможностях боевиков - не говоря уже о целях, намерениях и возможностях российского правительства, которое их поддерживает - почти невозможно. Пытаясь отреагировать на инициативы России и боевиков, как военные, так и политические, Киев часто имеет лишь слабое представление о том, являются ли они серьезными ходами или такими, что намеренно вводят в заблуждение, и в каком конечном результате они заинтересованы. Даже данные о численности боевиков и количестве оружия, которое они получили из России, часто не более чем слабые предположения. Тем временем, Москва имеет значительное преимущество над Киевом в сфере разведки - украинские структуры связи и оперативного управления насквозь пронизаны русскими агентами - и использует это преимущество для дальнейшего изменения ситуации в свою пользу.
Время работает против Украины. Чтобы переломить опасную для себя ситуацию, Киев должен не только усилить свою разведывательную и контрразведывательную деятельность, но и сделать это, одновременно реформируя украинский аппарат безопасности. Полагаться на помощь Запада здесь мало: Западу тоже не хватает надежных источников информации в Восточной Украине и он проигрывает там России, которая предварительно хорошо подготовилась. Непрекращающиеся политические изменения в Украине и парламентские выборы, которые состоялись в конце октября, дают украинскому правительству окно возможностей для того, чтобы вернуть себе контроль над этим ключевым инструментом политики безопасности. В противном случае, доверие к украинской власти и суверенитет самой Украины и дальше будут ставить под сомнение.
Задворки Москвы
Четыре фактора дали России фору в нынешней войне разведок. Во-первых, Россия уже давно готовилась к тому типу конфликта, что сейчас идет в Украине - тому, который сочетает в себе шпионаж с огневой мощью, экономическим давлением, информационной войной и политическим маневрированием. Российские разведывательные службы используют все эти инструменты без лишних усилий - этот навык они унаследовали от своих советских предшественниц и усовершенствовали его в соответствии с требованиями современного мира, в котором для воздействия важны как экономические рычаги, способность рассказать свою версию событий, так и реальное состояние дел. Показательно, что даже руководитель генштаба ВС РФ, генерал Валерий Герасимов, признал в прошлом году, что "невоенные средства" стали незаменимыми для России, и они иногда даже превосходят по своей важности традиционную огневую силу.
ЧИТАЙТЕ: В ноябре российские войска начнут прорыв, - заместитель командира батальона "ОУН"
Во-вторых, российские разведывательные службы в течение десятилетий уверенно сохраняли свое присутствие в Украине - преимущественно благодаря советским корням украинского аппарата безопасности, ведь при СССР он был просто местным отделением КГБ. Российскими агентами, чаще всего работают на Федеральную службу безопасности (ФСБ) РФ, преемницу КГБ, пронизаны украинская милиция и разведывательные службы. В рядах украинской армии есть сторонники России и российские агенты, многие из которых работают на ИГРУ, орган военной разведки России, что возвращает себе сейчас влияние. ИГРУ имеет в своем распоряжении множество инструментов (от шпионов на важных должностях к средствам перехвата сообщений), благодаря которым выполняет задачи, заключающиеся в определении мест размещения украинских военных подразделений, раскрытии их планов и проведении против них операций силами боевиков. Служба внешней разведки РФ и Министерство внутренних дел РФ так же построили собственные сети информаторов в Украине. В частности, давние и тесные отношения МВД России с МВД Украины облегчили первому задачу по определению украинских коллег, склонных к сотрудничеству с ФСБ.
В-третьих, российские разведывательные службы сохраняют значительное присутствие - как открытое, так и скрытое - возле украинской границы. Они в полной мере воспользовались тем свободным потоком людей между двумя странами, который Украина пока не в состоянии остановить. Например, есть свидетельства, что российские разведывательные службы опрашивают украинских беженцев, пересекающих границу с Россией, под предлогом сбора данных о военных преступлениях. Те, кого опрашивают, могут предоставлять россиянам ценную информацию об украинских правительственных силах, которые ведут бои с боевиками - о местах их лагерей, а также методах, которые они используют.
И, наконец, Москва имела "преимущество первого хода" от момента начала конфликта. Непревзойденные возможности ее разведывательных служб означают, что она может позволить себе не ограничиваться определенными вариантами действий, еженедельно меняя свою стратегию и цели. Единственной очевидной целью Москвы является помешать Киеву победить боевиков, и с этой задачей она справилась довольно успешно.
Никому нельзя доверять
Ответ Киева на вызов со стороны Москвы была чрезвычайно медленным. Правительство не могло доверять собственным Вооруженным Силам, милиции и спецслужбам, справедливо подозревая их в том, что они пронизаны агентами Москвы. Украинские чиновники, вероятно, завышали фактическую меру их инфильтрации российскими агентами, но отсутствие уверенности в собственных регулярных силах заставило их на ранней стадии военной кампании полагаться больше на добровольческие военизированные формирования граждан. Тот факт, что часть этих добровольцев имела антироссийские, ультраправые взгляды, лишь разжег конфликт.
Киев с тех пор работает над очищением рядов регулярных сил, но ему тяжело дается это дело. Как не странно, самым слабым звеном является Служба безопасности Украины - та самая организация, которая имеет задачу охотиться за "кротами" иностранных разведок и поддерживать кампанию против сепаратистов на востоке страны. На начало этого года, по данным одного украинского эксперта по вопросам национальной безопасности, до 30% сотрудников СБУ, возможно, были российскими агентами. При режиме Януковича, инфильтрация россиян в структуры СБУ была тайной полишинеля. Бывший заместитель председателя этой службы, например, признал, что в 2010 году в СБУ были не только российские агенты, но и сама организация имела договоренность с ФСБ (в форме протокола о сотрудничестве 2010 года), которая позволяла Москве вербовать агентов в украинском правительстве. В декабре 2013 года команда из 30 сотрудников ФСБ принимала участие в учениях СБУ и встречалась с главой этой службы, который в феврале 2014 года бежал в Россию вместе с двумя бывшими заместителями и двумя бывшими руководителями департаментов.
ЧИТАЙТЕ: Нельзя в условиях войны разогнать армию и сказать: "Мы через пару месяцев соберем новую", - Турчинов
Новый глава СБУ Валентин Наливайченко унаследовал спецслужбу, сотрудникам которой нельзя было доверять и тайны которой уже были разворованы. В нескольких последних интервью он рассказал, что перед бегством Януковича российские агенты уничтожили хранилища украинской спецслужбы - "файлы, архивы, все, что является основой для профессиональной разведывательной службы". С тех пор, в СБУ огромная текучесть кадров, поскольку новые лидеры поспешили заменить старых сотрудников лояльной молодежью. И увольнения еще точно будут продолжаться. В середине октября в Украине вступил в силу новый закон, направленный на отсеивание из всех уровней власти, включая аппарат безопасности, остатков советской эпохи. По словам Наливайченко, около 20% сотрудников СБУ или работали в КГБ, или учились в учебных заведениях.
Эта чистка имеет тяжелые последствия для общего уровня опыта и профессионализма в СБУ. Один из американских разведчиков сказал мне: "Некоторые из этих новичков есть еще детьми. Они хорошо закаляться, но сейчас им приходится выполнять работу, к которой они не готовы или не имеют достаточного опыта". На то, чтобы полностью отстроить СБУ, как надежную спецслужбу, могут уйти месяцы или даже годы. Неизбежным будет пустая трата талантов и опыта, ведь не каждый бывший ученик школы КГБ в итоге стал российским кротом. И среди тех офицеров, что останутся, некоторые, хоть они и кажутся безупречно лояльными и не имеют никаких связей с Москвой, все равно могут не устоять перед подкупом или шантажом со стороны россиян. Хотя и контроль России над СБУ ослабел с тех пор, как к власти пришло новое правительство, он, бесспорно, не исчез.
Преимущество собственного поля
Киев не является единственной столицей, которая изо всех сил пытается уравновесить преимущество Москвы. Военные стратеги в Европе и Соединенных Штатах имеют аналогичные проблемы с приспособлением к новой гибридной войне на востоке Украины. Перед тем, как весной этого года начались военные действия, Запад не прилагал значительные усилия для получения разведывательных данных в Украине, сосредотачивая, зато свои ресурсы на Азии, Ближнем Востоке и России. Эта ошибка стоила западным союзникам Украины драгоценного времени в начале конфликта. Как следствие, им не хватает агентов в зоне конфликта, а сейчас у них мало возможностей для безопасного заброса в Восточную Украину. Кроме того, их аналитический потенциал, который нужен для интерпретации и оценки тех незначительных разведывательных данных, которые можно получить, чаще всего минимальный.
Инструменты, которые таки Запад имел в своем распоряжении, оказались совершенно недостаточными. Например, хотя и Запад, и Соединенные Штаты, в частности, действительно имеют гораздо более развитые технологии, к которым относятся спутниковое наблюдение и электронный перехват информации - России все равно удалось захватить их врасплох своей оккупацией Крыма. Это потому, что Москва приняла меры для минимизации разоблачения своих намерений, распыляя свои силы и маскируя их вплоть до момента готовности к развертыванию [в Крыму]. Кремль также ввел в заблуждение наблюдателей, устроив военные учения, притупили их подозрения относительно его истинного намерения, и передавали важные приказы курьерами или линиями фиксированной связи - вместо уязвимых каналов радиосвязи.
После того, как в Восточной Украине разразился конфликт, Запад оказался еще более беспомощным. Задачи по забросу западных агентов в регион, который сейчас находится под контролем сепаратистов, оказались очень сложными, поскольку любые такие источники не могут создать себе там правдоподобные "легенды", то есть прикрытие. Один сотрудник британской разведывательной службы сказал мне: "Это не та среда, в которую можно запросто забросить агента без твердого прикрытия - и создание такого прикрытия занимает много времени". Кроме того, в регионе нет иностранных посольств, которые могли бы предоставить убежище агентам или заняться организацией прикрытия для их работы.
Более того, лидеры сепаратистов непредсказуемы. Любому шпиону грозит избиение, заключение или того худшее отношение в руках местных боевиков, которые часто являются просто бандитами и которые устанавливают собственные правила. Работа шпиона там, другими словами, совсем не такая, как в полноценной стране, с четкой иерархией и правилами. Невыносимо трудно даже определить, лидеры боевиков действуют самостоятельно или же они являются агентами Москвы, поскольку правильный ответ часто лежит где-то посередине.
ЧИТАЙТЕ: Порошенко будет "тереть" со всеми, - Сергей Рахманин
Однако, без таких данных политика Запада будет оставаться такой же нерешительной, какая она есть сейчас. Тем временем, Москва использует преимущества, которые она имеет в сфере разведки, чтобы сохранить в зоне конфликта кровавую и катастрофическую патовую ситуацию, которая, как она надеется, заставит президента Украины Петра Порошенко предложить серьезные уступки сепаратистам - такие условия, которые позволили бы Путину заявить о победе без формального вступления в войну. Однако, даже без полноценного мирного урегулирования Москва будет находиться в положении победителя, если Киев будет нести потери.
Источник: foreignaffairs.com
Перевод: iPress.ua