Психологи научат беспилотные машины правильно давить пешеходов
Психологи провели три опроса, в которых выяснили мнение аудитории о подобных дилеммах. Результаты изложены в препринт на arXiv.org, сообщает N+1.
Исследователи предлагают участникам (всего около 1000 человек) оценить, насколько моральные или аморальные были последствия нескольких этических дилемм с участием беспилотного автомобиля. При этом в разных вопросах учитывалось, идет ли речь о поведении "вообще" или про тот случай, когда в автомобиле сидел бы сам опрашиваемый. Кроме того, ученые интересовались, готовы были участники эксперимента принять тот или иной сценарий в качестве законодательного требования, и как вообще они относятся к перспективе покупки беспилотного автомобиля.
Оказалось, что в целом большинство респондентов поддерживало так называемый утилитарный подход, то есть в любой ситуации принимать решение, которое приведет к минимальному числу жертв. При этом принятие подобного решения в качестве закона одобрило меньше участников, особенно, если речь шла о собственном автомобиле, а не о ситуации "в целом". Во всех случаях наибольшее влияние на окончательный ответ предоставляло число жертв потенциальной катастрофы (в опросе от 1 до 10).
Авторы отмечают, что новые данные могут послужить отправной точкой в решении вопроса о нормах поведения беспилотников на дороге. Однако ученые уверены, что окончательное решение не будет диктоваться лишь мнением большинства, так как требуется учесть больше факторов, чем пока что удалось вместить в рамки опроса.
Описанная в статье проблема является одной из вариаций знаменитой "проблемы вагонетки", предложенной впервые философом Филиппою Фут в 1967 году. Читателю предлагалось представить себя стоящим возле рычага, управляющего железнодорожной стрелке. До развилки приближается неуправляемая вагонетка, в которой сидит пять человек, несущиеся вперед на свою гибель. Если дернуть за рычаг - вагонетка спасется, однако, по дороге переедет привязанную к рельсам человека. В итоге выбор - спасти одного человека или пятерых?
Этот мысленный эксперимент позже встречался в различных вариациях, однако, очевидно, в нем не существует "правильного" ответа. В новой работе авторы также, хоть и не предлагая окончательного решения, отмечают, что искать его следует в области экспериментальной этики.
Как сообщал iPress.ua одной из наиболее обсуждаемых американцами тем во время визита папы Римского в США стало его маленькое черное авто - Fiat 500L. Оно очень отличалось в стране внедорожников, пикапов и других больших машин с мощными двигателями.