Facebook iPress Telegram iPress Twitter iPress search menu

Война и выборы-2

Война и выборы-2
Ілюстрація: Український медіа сервіс
Я вчера писал о неуместности сочетания этих двух понятий, о сущностном взаимоисключении боевых действий и нормальных выборов. Вчера же это случилось, и волею судьбы украинцы определились

Потому что вынуждены были это сделать. Как должен, несмотря на войну, кто-то сеять пшеницу, собирать урожай, принимать роды, отпевать покойников. То есть выяснилось, что потребность (что интересно, в этот раз общая, общественная необходимость, а не прихоть отдельно взятой личности или политической силы) выше обстоятельства, и она, эта потребность, воплощается буднично и, я бы сказал, даже как-то приземленно, как насущность, неотвратимость, самоуверенность.


Мне, честно говоря, не слишком важна фамилия избранника, мне расходилось на другом, на том, справимся ли мы с этой сверхсложной задачей: легитимизировать власть с первого раза. Сложность ситуации заключалась именно в ее обыденности - выборы же - не Майдан, не революция с ее страстями, эмоциями, с ее четким разделением на «черное» и «белое». Здесь отсутствует эффект сопереживания, коллективного мировосприятия, здесь нужны собственные мозги, умение сесть и развлечь, примирить мечту с данностью, оценить желаемое с точки зрения того, что есть на самом деле. И я радуюсь, что мои соотечественники справились с таким ребусом, доказав, что школа революции для каждого из них не прошел зря.


Кое-кто прибегает даже к довольно таки патетическим метафорам, приравнивая результаты вчерашнего волеизъявления с повторным референдумом о независимости Украины. Как на меня, вчера произошло то, что должно произойти - априори независимые граждане рассказали миру о том, что никому не под силу отнять, украсть у них независимость и свободу. Это урок не только для агрессора и его вдохновителей. Это - прозрачный намек Европе на то, что хватит уже говорить о «специфичность» восточной политики, о «незрелости» посткоммунистических обществ, о испытательном сроке для Украины. Мы прошли его экстерном, заплатив немалую цену и за освобождение от диктатуры, и за свободные выборы для свободных граждан.


К слову, о посткоммунизме. Вчера же ушел из жизни последний диктатор советской эпохи - экс-президент ПНС Ярузельский. Знаки, знаки... А лидер КПУ Симоненко вчера же стал политическим трупом с одним процентом симпатиков (по данным экзит-полов). В конце концов, Симоненко не сам. С этими выборами начался сумерек досегоднешнего политического ландшафта с его адептами «совка», автократии, «русского мира» etc.


И еще одна важная деталь. Украинцы сумели пройти между понятиями «война» и «выборы», не нарушив при этом стандартов демократии. Многие опасались, что не удастся, другие вспомнили об опыте Великобритании времен Второй мировой (так называемая военная демократия), третьи говорили о американский «закон о патриотизме», принятый после террористических атак 11 сентября. Нам этого не понадобилось. Результат - потрясающий, но он отнюдь не свидетельствует, что украинцы не имели выбора. Ассортимент был богатым, как никогда до сих пор.


Кто-то из моих друзей написал в Фейсбуке, что выбрав Порошенко с первого раза, сообщество сразу перешла в оппозицию к нему. Я бы не торопился с выводами. Во всяком случае - первых сто дней. Теперь, как на меня, объектом общественного внимания и оппозиционной настройки должен стать парламент. Его формат отнюдь не отражает фактических настроений общественности.


Только бы, - когда список козлов отпущения иссякнет, - мы не забыли и о собственной ответственности за страну. Иначе все наши достижения пойдут прахом...


Игорь Гулык, главный редактор "Львовской газеты"