Всемирный банк описал возможный сценарий нового финансового кризиса
Всемирный банк прогнозирует в 2018 году сохранение темпов роста на уровне 3,1%, как и в 2017 году.
Прогнозы на 2019 и 2020 годы подтверждены на уровне 3% и 2,9% соответственно.
С одной стороны, кажется, что мир только что окончательно оправился от последствий глобального финансового кризиса 2008-2009 годов, а долгосрочные прогнозы (на 10 лет вперед) в этом году были повышены для большинства экономик, отмечает ВБ. С другой, за последние полвека глобальные рецессии происходят практически каждое десятилетие (1975, 1982, 1991 и 2009), а теперь "прошло как раз десять лет от последнего кризиса", констатирует исполнитель обязанности и главного экономиста Всемирного банка Шантаянан Девараджан.
Риски ухудшения экономической ситуации сильнее, чем вероятность ее улучшения, показывают модели ВБ.
"Возросла вероятность дестабилизирующей волатильности финансовых рынков, повысилась уязвимость некоторых emerging markets и развивающихся стран к потрясениям такого рода. Кроме того, усилились настроения в пользу протекционизма в торговле, сохраняется повышенный уровень политической неопределенности и геополитических рисков", - отмечают эксперты ВБ.
Уровень задолженности как в частно-корпоративном, так и в государственном секторах развивающихся сейчас значительно выше, чем было до кризиса 2008 года, и ужесточение монетарной политики может вызвать существенное увеличение стоимости обслуживания долга в этих странах.
Всемирный банк приводит пример, как совпадение нескольких рисков может привести к глобальной рецессии:
"Например, полномасштабная эскалация ограничительных мер в торговле в сочетании с внезапным всплеском глобальной инфляции может негативно повлиять на доверие и вызвать деструктивные события на финансовых рынках".
Ослабление экономического роста и подъем стоимости заимствований могут "усилить беспокойство по поводу долговой и финансовой стабильности", а рост безработицы может привести к "усилению политической неопределенности и протекционистских тенденций".
Среди других рисков ВБ называет завышенные оценки активов в результате длительного периода сверхнизких ставок: " Завышенные цены активов делают глобальные финансовые рынки более уязвимыми к резким коррекций цен и всплесков волатильности".
Например, в США акции компаний сейчас стоят исторически дорого с точки зрения соотношения котировок и прибылей компаний (price-to-earnings). Эскалация торговых ограничений между США и Китаем приведет не только к экономическим потерям для двух этих стран, но и к "каскадному увеличению торговых расходов в глобальных цепочках поставок".
Наконец, геополитика по-прежнему несет риски для экономик (это и неопределенность на Корейском полуострове, и напряженность на Ближнем Востоке, и проблемы в отношениях России с США и Европой). ВБ также указывает на риски политических перемен, "поляризацию общественного мнения", антиглобалистские настроения и возростающее влияние популистских сил по всему миру.
В текущем году рост экономики в развитых странах, как ожидается, составит 2,2%, а в развивающихся странах и странах с формирующимся рынком - 4,5%, что соответствует январскому прогнозу.
В 2019-2020 годах темпы роста составят в развитых странах, соответственно, 2% и 1,7%, в развивающихся странах - по 4,7%.
Прогнозы роста экономики США Всемирный банк повысил по сравнению с январской оценкой: на 0,2 п.п. для текущего года, до 2,7%, на 0,3 п.п. для следующего, до 2,5%. В 2020 году предполагается ослабление подъема до 2%.
Ожидания для экономики еврозоны не изменились: в 2018 году - рост на 2,1%, в 2019 году - на 1,7%, в 2020 году - на 1,5%.
Также Всемирный банк повысил прогнозы роста объемов мировой торговли в текущем году с 4% до 4,3%, в следующем - с 3,9% до 4,2%, в 2020 году - с 3,8% до 4%.
Нефть, по оценкам ВБ, в 2018 году может подорожать почти на треть вместо ожидаемых в январе 9,4%. В 2019 году среднегодовая цена, вероятно, уменьшится на 1,4%, в 2020 году - почти не изменится.
В долгосрочной перспективе прогнозируемое снижение мирового спроса на сырье может ограничить перспективы роста цен на него и, соответственно, к будущему росту экономики стран - экспортеров сырья.
Напомним, Украине на погашение долгов в 2019 году необходимо привлечь $18 млрд.