Facebook iPress Telegram iPress Twitter iPress search menu

Жительница Славянска отсудила компенсацию за разрушенное жилье во время АТО

Жительница Славянска отсудила компенсацию за разрушенное жилье во время АТО
Фото: reporter.dn.ua
Жительница Славянска с помощью юристов Хельсинского союза впервые выиграла в суде дело о компенсации за жилье, разрушенное во время АТО.

387 тысяч гривен за сожженную хату приказал выплатить судья

Апелляционный суд Донецкой области удовлетворил жалобу Валентины М., хата которой сгорела из-за обстрелов в 2014 году. Вместо восьмидесятилетней женщины на процессы ходил ее зять Василий П., говорится на сайте helsinki.org.ua. 

"На Семеновке уже невыносимо было находиться, поэтому мы выехали за шесть километров до поселка Райгородок, - вспоминает он. - Забрали тещу в одних тапочках и халате. Там три дома было. Последний остался целым, а два полностью сгорело. Они были полностью из дерева и построены еще в 1955 году. Даже пожарные уже не смогли помочь".

Валентина М. решила судиться для получения компенсации за разрушенное жилье.

"Все местные суды долго отказывались признавать мой иск, говорили, что я не имею доказательств того, что дом сгорел именно из-за обстрелов, - жалуется Василий П. - Я выиграл, видимо, потому, что начал активно и убедительно доказывать свою позицию с помощью аргументов, которые посоветовал Хельсинский союз. Возле Семеновки стоял блок-пост сепаратистов, и по нему стреляли ВСУ. Именно поэтому такие разрушения в этом районе.

Василий П. защищал себя в суде сам, без адвоката. 

Муж подал более десятка исков в местные суды первой инстанции, и каждый раз получал отказ под различными предлогами. Во-первых, судьи настаивали, что факт разрушения дома в результате АТО не доказан. Вывод полиции и пожарных они просто игнорировали. Во-вторых, судьи не признавали иск потому, что не считали государство Украина надлежащим ответчиком, поскольку, по их мнению она не разрушала эти дома. В-третьих, отказывали из-за того, что якобы не существует механизмов возврата средств. На процесс приезжали представители Кабмина и рассказывали, что в законодательстве четко не прописаны механизмы компенсации. Например, не создано специальных счетов для перевода средств.

"Наконец в апелляционном суде нашелся судья, который расценил решение суда первой инстанции об отсутствии надлежащих механизмов неверным и пересмотрел его, - вспоминает Михаил Нечипоренко, - Сейчас мы пытаемся заставить исполнительную службу выполнить решение судьи".

В своем решении судья апелляционного суда отметил, что "возмещение вреда, причиненного террористическим актом, регламентируется специальной нормой — ст. 19 закона Украины №638-IV "О борьбе с терроризмом", согласно которой возмещение вреда, причиненного гражданам террористическим актом, осуществляется за счет средств государственного бюджета Украины.

В подобных правоотношениях Европейский суд по правам человека указал, что ответственность государства имеет абсолютный характер и объективную природу, основанную на теории социального риска. Таким образом, государство может быть привлечено к ответственности с целью компенсации вреда тем, кто пострадал от действий неустановленных лиц или террористов, когда государство признает свою неспособность поддерживать общественный порядок и безопасность или защищать людей и собственность.

Основываясь на этом и на средней стоимости жилья по Донецкой области судья постановил удовлетворить иск Валентины М. В результате решено взыскать с Государства Украина в лице Министерства юстиции за счет Государственного бюджета 387 000 гривен.

"Компенсация маленькая, но жилье сейчас в Славянске дешевое, поэтому мы надеемся купить хотя бы однокомнатную квартиру для тещи", - говорит мужчина.

Напомним, что по информации ОБСЕ, осенью прошлого года переселенцы начали массово возвращаться в свои дома на Донбассе.

По подсчетам ООН жертвами вооруженного конфликта на Донбассе стали 6,5 тысяч человек, 16 тысяч ранены. В общем, в Украине насчитали 1,5 млн вынужденных переселенцев.

Чтобы оказать гуманитарную помощь переселенцам с Донбасса и Крыма Управление верховного комиссара ООН по делам беженцев планирует получить от стран-доноров $41,5 млн.