Facebook iPress Telegram iPress Twitter iPress search menu

Кризис в Украине убивает польские города: украинцы не едут на закупы, поляки считают убытки

Кризис в Украине убивает польские города: украинцы не едут на закупы, поляки считают убытки
Фото: Agencja Gazeta
Для жителей Львовской области закупы в Польше уже стали обыденным делом. Люди несколько раз в месяц ехали в приграничные польские города и покупали все - от продуктов питания, бытовой химии до телевизоров, стиральных машин, холодильников. Генеральное консульство Республики Польша во Львове пошло навстречу жителям западных областей и ввело шопинг-визы, которые было очень легко получить. Однако после начала Майдана, а затем войны с Россией стремительное падение гривни сделало экономически невыгодным шопинг в Польше. Gazeta Wyborcza пишет о том, как отток украинцев ударил по польскому бизнесу в пограничные.

В круглосуточной "Бедронке" (на польском - "Biedronka" - божья коровка и название сети супермаркетов) гуляет ветер. Фирмы, которые жили с пограничного движения начали увольнять работников. Кризис в Украине добивает города Люблинского воеводства. Например, такие как Томашов-Любельски. 20-тысячное лежит за 20 километров от пункта пропуска Гребенное и лишь в 80 км от Львова. Работу там дает больница, администрация города, но прежде всего - фирмы, которые живут с границы.

Бургомистр Войцех Жуковски закончил историю в Католическом университете в Люблине, был учителем, Люблинским воеводой, депутатом Сейма от партии Право и справедливость.

"На протяжении последних четырех лет поступления по налогам в бюджет города увеличились с 8 до 12 млн злотых. Безработица упала до 10%, то есть намного ниже средней величины в Любельском воеводстве. В городке есть зарегистрированных вплоть 1627 хозяйственных субъектов, что в пересчете на количество жителей дает один из лучших результатов в стране. Каждое третье рабочее место дает предел", - говорит Жуковски.

Пункт пропуска в Гребенном впечатляет - шесть полос в одном направлении, оформление документов под огромной крышей размером в спортивную площадку. В декабре прошлого года надо было выстоять сутки, чтобы проехать границу, сегодня - 15 минут.

В городе есть аж три "Бедронки". "И, что расположены в центре мы называем городскими, ту, которая при выезде из города - сельская, а при самой границе - украинская", - рассказывает Жуковски.

Магазин еще недавно хвастался наибольшими оборотами в государстве. Божена (имя изменено) два года работает в "Бедронке".

"Когда магазин трещал по швам. Девять клиентов из десяти - были украинцами. Все полные тележки товаров: стиральные порошки, пакеты с молоком, коробки со сметаной, каши, макароны, сыры. Счета - 200-300 злотых. От опрокидывания всего на кассе приходила домой без сознания. Как сегодня? Тоненько. Только поляки и пустота. В корзине минеральная вода, несколько помидоров и йогурт...", - говорит Божена.

На паркинге возле магазина 23 автомобиля. Среди них один микроавтобус с украинскими номерами. Мирон - коренастый водитель автомобиля, имеет 40 лет, приехал в Томашово из Жовквы (райцентр во Львовской области). В "Бедронке" оставил 20 злотых - купил пол килограмма колбасы и селедку.

- Почему перестали к нам ездить?

- Шеф платит мне две тысячи гривен. В прошлом году за зарплату я получал 800 злотых (Мирон имеет в виду сумму в пересчете на польские злотые. 1 злотый - 4,5 грн - ред). Сегодня после того, что Путин с нами сделал, меньше 400 злотых. То есть все, что у вас есть для меня наполовину дороже. Сегодня мы приехали с братом к знакомым. Покупки мы сделали кстати, для ребятишек, потому что украинская колбаса им не вкусная.

В сети RTV AGD (сеть торгует бытовой техникой - ред), что находится в единственном в Томашове торговом центре - пустота. Томаш Цяпа управляет в городе двумя магазинами. 30-летний мужчина разочарован таблицами продаж.

"Половина наших клиентов - граждане Украины. Еще в декабре каждый день мы продавали по пять, шесть телевизоров. Среди них те самые дорогие, 55-дюймовые за 10 тыс и более злотых. Хорошо продавались стиральные машины, холодильники, микроволновые печи, пылесосы. А сегодня? Жаль болтать, драма. Если один телевизор я продам украинцам на протяжении двух недель, то есть неплохо...", - говорит Томаш.

"Наверное кто-то скажет, что в конце концов и без Путина все бы так сложилось и украинцы сами начали бы делать телевизоры или холодильники. Это ошибочное мнение. Они уже имеют монтажные цеха известных фирм. Однако в течение всего времени считают, что оборудование, которое производится в Украине, есть худшего качества от того, что из Евросоюза. Украинцы всегда хотели немного доплатить и иметь холодильник на годы. Я не знаю, идет ли речь о холодильниках, но это уже не имеет значения, потому что сегодня им наши холодильники уже им не по карману", - добавляет Томаш.

Леслав Капка дает работу 80 людям, имеет 17 грузовиков и три рефрежиратори. Пол года назад торговля с Украиной составляла почти половину оборота его фирмы, сегодня только несколько процентов. Еще недавно фирма Точки поставляла в Украину ежемесячно 50 тонн товара. Сегодня в десять раз меньше.

Леслав аж подпрыгивает, когда рассказывает про своего водителя, который уже две недели кочует в Испании, ожидая, пока фирма с Украины пришлет деньги на покупку фруктов. В противном случае грузовик будет возвращаться пустая, а это убытки.

"Имеем в Львове такую толковую директора офиса. Именно она должна была взять со счета фирмы 35 тыс грн, чтобы отправить одному из контрагентов. Однако в одном банке не было денег. Вы верите? В Украине в банках не хватает гривен. В таких условиях бизнесу вести нельзя. Вскоре меня ждет тяжелый разговор с работниками. Нужно посчитать средства и ввести сбережения", - резюмирует Капка.

Анджей Кудлецки, седой мужчина лет 50-ти является уроженцем Томашово. Впервые поехал во Львов в конце 80-ых годов. На художественный пленэр. "Я влюбился в этом городе, я пообещал, что туда вернусь", - говорит Анджей.

"В 90-х годах, основал туристическое агентство Quand. Начал продавать путешествия по Розточчю и Люблинском воеводстве. Десять лет назад добавил к предложению также Львов. "В туризме конкуренция огромная. Из года в год расширил предложение украинскими Карпатами, Подольем, Волынью, катанием на лыжах в Буковеле, наконец Крым", - рассказывает Анджей.

В прошлом году, Quand организовал поездки для 15 тыс человек. В этом году должно быть еще лучше. Кудлацки издал каталог стоимостью десятки тысяч злотых.

"Даже его не берут. Приведу пример. В прошлом году во время маевки мы выслали в Украину несколько полных автобусов, теперь только два, и то лишь малые. При Лычаковском кладбище есть большой паркинг. Не было там как шпильки всунуть. В минувшее воскресенье я был во Львове. Стоял один наш автобус и несколько немецких. Знакомый в конце прошлого года выкупил на целое лето дом в Крыму. Теперь рвет остатки волос на голове", - говорит Анджей.

Он вынужден был уволить двух работников из семи. Разговариваем в офисе турагентства. Во время получасовой беседы консультант получает телефонный звонок. Кто-то спрашивает, Quand поедет на футбольный матч "Легии" и "Металлиста" из Харькова. Матч должен был состояться во Львове 23 октября. Может хоть за это удастся зацепиться?

Еще год назад с Томашово в сторону Гребенного тянулись очереди машин с прицепами гружеными мешками овощей. Торговля происходила тут же на шоссе. Но это лишь воспоминания. Пан Зигмунт хозяйничает на 18 гектарах земли возле границы. Искренняя улыбка, пышные усы, большая ладонь как буханка. Благодаря украинцам выстроил дом и изучил четверо детей.

"То было начало 90-ых годов. Все из месяца в месяц дорожало, на селе совсем ничего не окупалося обрабатывать. И украинцы заезжали под магазин и разметали все. Зачем тебе картошка, спросил я молодого украинца. У нас после распада колхозов даже картошки нет, ответил он", - рассказывает Зигмунт.

Когда о картофельном рынке узнал оптовые продавцы из центральной Польши, село перестроилось и начал сажать лук, после лука - морковь и фасоль. "Я сам насадил им 10 гектаров. Украинцы вырывали себе мешки с рук. Тогда заработал на дом. До сих пор вспоминаем в селе, что за картошку поменяли окна, а за лук - крыши. К сожалению, когда на них напал Путин, они перестали приезжать. Не так, чтобы внезапно, но постепенно все меньше и меньше", - говорит фермер.

Хозяин открывает кладовку. В коробках красный перец, баклажаны и помидоры:

"Вместе полторы тонны. Что мне делать со всем этим? Я не иду на рынок, потому что рынок забит перцем. Как теперь жить без Украины? Наше село питало их в течение двух десятилетий", - сетует Зигмунт.

Чтобы свести концы с концами жена Зигмунта две недели назад уехала в Германию. Там, на границе с Францией она будет ухаживать за старой женщиной.

Перед началом революции на Майдане в томашовських пунктах обмена валюты за одну гривну надо было заплатить 40 грошей. От этого времени гривна постоянно дешевеет. В момент аннексии Россией Крыма гривна стоила 33 гроши, а в начале сентября упала до 21. Сейчас немного поднялась - до 23 грошей.

Гораздо более стабильным является российский рубль. Именно поэтому Труймясто (агломерация на севере Польши в которую входят города Гданьск, Гдыня и Сопот) не фиксируют уменьшение наплыва россиян, которые едут на закупы из Калининградской области. В начале года за 10 рублей нужно было заплатить в польских канторах 90 грошей. Сегодня - от 84 до 85 грошей.

Источник: Gazeta Wyborcza

Перевод: iPress.ua