Facebook iPress Telegram iPress Twitter iPress search menu

Стратегической целью Путина является не Крым, а превращение Украины в конфедерацию

Стратегической целью Путина является не Крым, а превращение Украины в конфедерацию
Фото: theinsider.ua
Россия не остановится на аннексии Крыма. В этом уверены западные аналитики, которые следят за событиями в Украине. Российскому президенту безразличны осуждения и санкции Запада. У него есть своя цель и он уверенно к ней идет.

Российский ревизионизм

Иван Крастев, президент Центра либеральных стратегий в Софии, в журнале Foreign Affairs, объясняет российскую оккупацию Крыма желанием Путина бросить политический, культурный и военный вызов Западу.

По мнению Крастева, Россия прибегла к применению военной силы потому, что хотела заявить об изменении формата игры, а не потому, что у нее не было уже других инструментов, которыми она могла бы оказывать давление на Киев. Наоборот, этих инструментов было и есть достаточно: Россия могла бы оказывать давление, повышая цену на газ, требуя выплатить ей долг и т.д. Но Путин решил отбросить всякую осторожность. Одной из причин его действий является гнев: он дважды потерпел поражение в Украине - в 2004 и 2014 году, оба раза делая ставку на Виктора Януковича. Эскалация напряжения в отношениях между Россией и Украиной является, отчасти, попыткой Путина скрыть ошибки своей политики в отношении Украины.

Москва сейчас стремится сбросить новый режим в Киеве, который, по ее мнению, состоит из радикалов, которые не продержатся у власти больше нескольких недель. Если Путин будет оказывать на него давление путем вторжения и разжигания страхов русскоязычного населения на юге и востоке Украины, то, вероятно, достигнет своего. Его стратегической целью является не аннексия Крыма, а разжигание конституционного кризиса, который превратит Украину в конфедерацию с очень слабым центром. Восточная часть конфедерации будет более тесно интегрирована с Россией, а западная будет ближе к Польше и ЕС. Путин, осознавая, что он потерял Киев, хочет лишить его влияния. Более того, он знает, что это сойдет ему с рук.


Фото: AFP

Кроме того, сейчас Путин уже не хочет, чтобы Россию воспринимали как "европейскую" страну. Теперь он считает себя последней надеждой на порядок и сохранение традиционных ценностей в России. Путин убежден, что либерализм является заразным, и что западные привычки и институты представляют реальную угрозу для российского общества и российского государства. Видимо, он предпочитает, чтобы Россию воспринимали как отдельную цивилизацию, и поэтому готов пожертвовать экономическими интересами его страны, чтобы достичь собственных целей. Путин отказывается играть по правилам Запада. Похоже, что он не боится политической изоляции, а наоборот, приветствует ее. Его не беспокоит перспектива закрытия границ, он рассчитывает на нее.

В ловушке Путина

Лилия Шевцова, ведущий научный сотрудник Московского Центра Карнеги, в статье в журнале The American Interest описывает, как страны Запада и Украина попали в тщательно расставленную Путиным ловушку. Запад и Украина будут вынуждены смириться с оккупацией Крыма, поскольку готовы заставить Россию отступить. По крайней мере сейчас их тревожит, не захватит ли Россия еще и южные и восточные области Украины.

Как считает Шевцова, оккупация или аннексия Крыма, а также разделение Украины не являются самостоятельными целями Кремля. Это лишь средства для достижения более амбициозной цели. Вмешательство Кремля в Крыму и его причастность в дестабилизации юго-восточной Украины являются последствиями реализации доктрины Путина, сформулированной в 2012-2013 гг. Одной из целей этой доктрины являются поиски способа воспроизведения традиционалистского российского государства и режима Путина, поиски способа ответить на новые внутренние и внешние вызовы.


Владимир Путин. Фото: kremlin.ru

Доктрина основывается на трех предположениях:

1) Россия является "уникальной" цивилизацией и должна сдерживать аморальный Запад;

2) Россия может существовать только как центр галактики, вокруг которого вращаются государства-сателлиты;

3) Россия является столпом цивилизации, миссией которой является защищать "традиционные ценности" во всем мире.

Вторжение в Крым и дестабилизация Украины являются средствами достижения Москвой не только геополитической цели (сохранения влияния), но и цивилизационной: уничтожение самой идеи Майдана как альтернативы российской "Матрицы" (система личной власти в России и подчинения личности государству). С точки зрения Кремля, Майдан является абсолютным злом, которое надо уничтожить навсегда и целиком, с максимальной жестокостью. Поэтому действия Кремля в Украине - это опережающая стратегия, которая имеет целью воссоздать систему личной власти в России и предотвратить любым угрозам для нее.

С другой стороны, решение Москвы оккупировать Крым свидетельствует о том, что Путин пришел к выводу: Запад готов согласиться с доктриной Путина или его можно убедить согласиться с ней.

Как считает Шевцова, Западу нельзя надеяться на то, что Россия удовлетворится оккупацией и аннексией Крыма. Вполне возможно, что в Кремле верят, что Запад готов к повторению Мюнхенского соглашения 1938 года и очередного Пакта Молотова-Риббентропа. Все разговоры на Западе о санкциях в отношении России укрепили убежденность Путина в том, что Запад на самом деле не осмелится причинить вред его режиму. Немало российских госслужащих, обученных угрозой применения Закона Магнитского, уже нашли способы защитить свои активы. Но ключевые лица из окружения Путина и олигархи вряд ли потеряют свои активы в западных банках - по крайней мере не сразу.

Заманив лидеров стран Запада в свою ловушку, Путин призывает их помочь стабилизировать ситуацию в Украине вместе с Россией. Предложенная им федерализация и референдум по конституции должны облегчить поглощение отдельных украинских областей.

Эксперт надеется, что политика России, ее тактическая победа в Украине, неизбежно приведет к стратегическому поражению. Речь идет не только об экономических последствиях оккупации Крыма, но и об укреплении украинской национальной идентичности вокруг идеи национально-освободительной борьбы.

Украина: не повторяйте старых ошибок

Бывший министр финансов США Лоренс Саммерс в своем блоге на веб-сайте Reuters предостерегает США и Запад в целом от повторения своих ошибок прошлого в отношениях с Украиной. По его мнению, ключевым является внешняя поддержка успешных экономических и политических реформ в Украине.

Саммерс вспоминает, что за последние 25 лет уже было немало случаев отстранения от власти нелегитимных или неадекватных правительств, после которых мировое сообщество пыталось помочь провести экономические реформы и формирование новых, более демократичных и легитимных правительств - как в Восточной Европе, так и в арабских странах. В десятках случаев политики пользовались метафорой "План Маршалла", однако ни в одном из них не удалось добиться такого же успеха.

По мнению Саммерса, любая успешная программа поддержки должна учесть пять уроков поражений мирового сообщества в прошлом. Игнорирование этих уроков однозначно приведет к провалу в Украине.


Арсений Яценюк, Барак Обама. Фото: yatsenyuk.org.ua

Во-первых, необходимы немедленные результаты реформ. Новые правительства не смогут долго продержаться у власти, если не принесут результатов, которые будут ощутимыми для граждан. Условия предоставления должны помочь учитывать как экономические, так и политические реалии. Создание новых или укрепление старых программ социальной помощи, а также поддержка создания новых предприятий, должны начаться еще до ликвидации субсидий из бюджета.

Во-вторых, надо избегать завышенных ожиданий у получателей помощи. Довольно часто доноры объявляют о формировании огромных пакетов помощи, сбрасывая в одну кучу расходы на различные проекты. Как следствие, у получателей помощи позже появляется разочарование, поскольку они осознают, что помощь придет еще не скоро или что она не удовлетворит все немедленные потребности. Украине не надо обещать слишком много, важнее в ближайшие месяцы собрать для нее больше, чем обещали сначала.

В-третьих, надо быть реалистами в вопросе государственного долга. Поскольку соотношение государственного долга к ВВП является относительно низким по сравнению с периферийными странами еврозоны, следует поощрять ее до полного обслуживания своих долговых обязательств. Осторожным образом можно попытаться реструктурировать часть долга, принадлежащего частным кредиторам, которые в течение многих лет получают высокую премию за риск.

В-четвертых, честное управления ресурсами является столь же важным, как и расчетливая политика. Международные финансовые институты проявляют, как правило, на установлении условий, касающихся качества государственной политики. Впрочем, очень часто хищения государственных ресурсов являются важной причиной слабых макроэкономических показателей. Мировое сообщество в случае с Украиной должно сделать все возможное, чтобы вернуть украденное бывшими украинскими чиновниками и принять процедуры, которые сделают невозможным хищения средств в будущем. Выгоды будут иметь значительное как экономическое, так и политическое значение.

В-пятых, страны Запада должны своей политикой учитывать положение Украины и не ухудшать, а улучшать его. Например, Конгресс должен одобрить наконец увеличение квоты США в МВФ, чтобы облегчить кредитование Украины и сохранить влияние на оказание помощи другим странам. Экономика Украины так же окрепнет, если Конгресс США даст разрешение на экспорт американского природного газа и нефти.