Facebook iPress Telegram iPress Twitter iPress search menu

Двое, которые выжили из многих миллионов, которые умерли

Оксана Загакайло
Двое, которые выжили из многих миллионов, которые умерли
Им почти по 90 лет. Их можно встретить на улицах Львова поздно вечером - опираясь на трость, улыбчиво направляются домой после работы в Обществе политзаключенных и репрессированных. Как могут, будут стараться для Украины и в дальнейшем. Искренне благодарны молодежи за Революцию и рады, что мы идем в Европу. "Потому что когда женщина в 1932 году похоронила девятерых детей и мужа из-за Голодомора, то как можно любить советское?".

Татьяна Мокрая, 1930 года рождения, родом из Киевщины

В 1932 году был большой урожай. Сталин сделал все для того, чтобы уничтожить украинский народ. В моем селе на Киевщине вымерла половина населения.

В конце 1932 года наша семья была зажиточной. Мы имели четыре морги поля, две лошади, две коровы, шесть свиней, пару волов. Все это забрали в один день.

Папу моего арестовали.

Мама ходила на барщину в колхоз. Там давали на обед кусок хлеба и порцию кандера - постной похлебки из пшена и проса. Ломоть хлеба она несла домой и делила между бабушкой, ее свекровью по первому мужу, который погиб во время Первой мировой войны, и мной. Бабушка кусала один раз и отдавала мне - трехлетнему ребенку, потому что хотела спасти. Себя же не уберегла - опухла и умерла. Мы похоронили ее в гробу, который сделал дедушка.

Так я осталась с мамой вдвоем в нашей сельской хате. Она стелила для меня на пороге маленькое рядно, и вместе с псом и котом я целыми днями ждала маму из колхоза. Однажды вечером мать не вернулась. Я не знала, где она. Замерзла, завернулась в ту дерюгу и переночевала. Утром пошла к соседке. Та имела четырех детей, а муж умер уже тогда с голода. Женщина сказала: "Мы уже позавтракали, иди к деду Дмитрию, может, у него что-то осталось". Побежала к дедушке. Тот дал мне картофелину, сваренную в лушпайке. На огороде рвала паслен и ела. Особенно мне нравилась лобода, которая цвела. Так пробыли еще сутки. На следующий вечер другая соседка дала есть. А позже уже никто ничего не имел, и я пошла селом - останавливалась возле каждой хижины, стояла и плакала. Кто дал, а кто прогнал. И так от дома к дому целый день.


Татьяна Мокра. Фото: iPress.ua

Потом дошла до колхозных яслей. Там дети бегали во дворе - была крайне удивлена. На столы женщина в белой курточке поставила алюминиевые миски и деревянные ложки. Смотрела на все, как на чудо. Вышла вторая женщина и стала наливать кандер. Я схватила первую мисочку и жадно ела. Дети стали меня бить ложками в кандере. Как выдрали из рук ложку, начала жадно пить, потому что была голодная уже два дня.

Потом прибежала женщина из кухни, схватила меня и говорит: "Таня, сиротка ты наша". Это, как оказалось, была жена моего двоюродного брата. Она заведовала яслями. Боевая и смелая женщина на правлении колхоза поставила вопрос о моем существовании. Доказывала, что ребенок родителей не выбирал, поэтому моей вины в суде над отцом нет, что никому не известно, где мать. Правление смилосердилось и приняло зачислить меня в ясли. С тех пор я сама в них ночевала. Помещением детского сада была старенькая хатка. Моя кровать стояла возле окна. Каждый вечер, когда оставался только охранник, перелезала через окно и бегала домой смотреть, нет ли мамы. Ее все не было. Возвращалась и охранник подсаживал меня, чтобы назад попала в помещение яслей. Наконец однажды я застала дома маму.

Оказалось, что она не умерла. Как позже мне рассказали, жена маминого брата увидела ее среди поля. Она лежала опухлая с голода и не могла встать. Дедушка попросил единоличника, что имел коня, привезти мать к его хижине. Так ее спасли. Обо мне никто не вспомнил. Маму через две недели отправили ночным пароходом к сестре в Киев. Там она работала поденницей у состоятельных людей (были такие во времена голодомора) за хлебные отходы, из которых сушила сухари.

Так вот, мама вернулась домой. Она привезла мешок сухариков и хлеб. Дала мне слабый кусочек только за то, чтобы я снова шла в детсад. Дед же говорил ей: "Ребенку не давай ничего есть, она в яслях выживет, блюди себя, потому что ты никудышная".

Мать приняли снова работать в колхозной овчарне.

В сельский совет пришло сообщение, что моего отца, Табачного Макара Самойловича, осужденного на десять лет лишения свободы и отправлено на Соловки. Меня сразу выгнали из яслей, а маму - с колхоза. Мы остались наедине с бедой. Через несколько дней в наш дом приехало три пары волов с телегами, трактор и группа комсомольцев-активистов. Они вытащили маму, которая плакала, из дома и начали разбирать нашу квартиру. Мать просила покинуть помещение для яслей, потому что хата была новой, большой и еще и покрыта жестью. Никто на мамин плач не обращал внимания, дом за неделю разобрали и перевезли во двор колхоза. Из нее хотели построить колхозную контору, но так и сгнила.

Мы с мамой остались без жилья и средств к существованию. Мать пошла в своему отцу, но исполнитель из сельского совета предупредил дедушку, что если примет нас к себе, то есть семью "врага народа", то его вывезут тоже на Соловки или куда-то еще. Вынуждены были ночевать в поле, под стогами сена. Потом мама в соседнем селе за еду помогала людям на огородах. И так бродили. А в нашем селе о нас местная власть уже немного забыла.

Приближалась зима. Выхода не было, и мы снова вернулись на свое подворье. Дедушка с мамой выкопали землянку, выложили изнутри кусочками досок, которые остались от разобранной избы. Три ступеньки вниз, дверь с окошком и одним оконным стеклом. Стены земляные, для спанья - настил из досок. Мамина семья помогла с одеждой и продуктами. Многие люди сочувствовали нам, потому что уважали моих родителей.

На правлении колхоза снова встал вопрос о взятии мамы в артели. Она носила фамилию первого мужа. Очевидно поэтому ее и приняли снова к колхозному ярму. Она ходила на работу, но я не могла уже дойти до яслей - болела нога и без помощи не имела силы шагу ступить. Пролежала в землянке целую зиму. Был 1934 год, когда врачи установили у меня заболевание туберкулезом левого тазобедренного сустава.

В землянке мы прожили вплоть до 1937 года. Лечить меня возможности не было, пила какие-то таблетки, но заметно хромала, хотя постепенно начала сама ходить.

В 1937 году с помощью маминой семьи для нас купили половину хижины. Она состояла из одной комнатки, которая имела окошко, без никаких сеней или коридора. Это было большим счастьем. Дедушка сложил печку-плиту.

Из-за болезни я пошла в школу на год позже - в 1938 году. В школу меня на спине носила мать, а домой забирал тоже на спине двоюродный брат. Как поступала в октябрята, то директор рассказывал, какое заботливое советское руководство. Мне было безразлично, потому что еле стояла на одной ноге, опершись на спинку кресла. Но когда раздавали в желтой газетной бумаге по сто грамм конфет, посыпанных сахаром, заплакала, потому что не получила, поскольку была дочерью "врага народа". Хорошо, что прибежал брат, схватил меня и понес домой. Рассказывал, что вся его спина была мокрой от моих слез.

Про 1933 год никогда нельзя было вспоминать. Позже, чтобы после седьмого класса я поступила в училище, директор, который был добрым человеком, сфальсифицировал мою биографию. Я отметила, что отца судили в 1933 году, а он написал, что папа умер в 1932 году и похоронен на сельском кладбище. Очень благодарна тем людям, которые помогли мне выжить и получить образование.

Работала 54 года преподавателем педагогики и психологии. Сейчас являюсь председателем Общества политзаключенных и репрессированных в Галицком районе города Львова. Очень счастлива, что живу среди украинцев, которые хотят добра Украине. Мы пойдем в Европу, ибо таки заслуживаем жить по-европейски.

Лидия Щедрая, 1927 года рождения, родом из Киевщины

Я родилась в 1927 году на Киевщине. Скажу, что даже пережив Голодомор, задурманено верила в доброту советской власти. Во время учебы в школе и институте никто даже не вспоминал о голоде. Во всем разобралась аж в 90-х годах, когда начали публиковать материалы о лихолетье 1932-1933 годов.


Лидия Щедрая. Фото: spadshchyna.org

Голодомор был спланированным и хорошо подготовленным. У меня есть воспоминания из детства на подтверждение этого.

Наша хата в селе Бродок на Киевщине стояла возле нового хозяйства колхоза. Я видела, как женщины в 1930 году брали штурмом конюшню, потому что туда заставили свести всех коров и закрыли их. Женщины разобрали стену и вывели своих коров. Мама привела нашу во двор и сказала: "Детки, теперь мы будем с молочком".

Благодаря корове мы и выжили. Мать вместе с еще одной семьей держала корову за 30 км от нашего дома. Каждую неделю ходила за продуктами.

От голода в моей семье никто не умер. Но мы имели жертву режима из-за других обстоятельств. Сначала нас было трое детей. Тогда запрещали резать свиней - должны были сдать или скот, или кожу. С 1931 на 1932 год перед Рождеством родители, несмотря на все запреты, тайно кололи свинью. Сделали с ряден в садике словно халабуду, и в ней ночью разбирали скот. Мясо приносили в дом. Нас малых положили в соседней комнате, которая не отоплювалась. Старшая меня на два года сестренка простудилась и через неделю умерла от воспаления почек.

В 1932 году в нашем доме все переворачивали, вытряхивали сундук, булавками искали продукты.

Мне запомнилось, как в марте вывозили зерно из колхозной кладовой. Была запряженная телега с красным плакатом. Опять женщины очень кричали и перевернули телеги. Мой отец тогда работал бухгалтером в колхозе. Он засмеялся вместе с женщинами. Они все очень громко захохотали. Это стало основанием для того, чтобы его арестовать.

Наше село было бедное. Моя мама имела платки - красная, зеленая, синяя с большими кистями стоят у меня в глазах. Отец отвез их на Кубань и выменял на хлеб. Я это помню, потому что платков не осталось - только одна черная, в которой ходила и в школу, и в институт. Отец также обменивал подушки, рядна на зерно. Однажды он возвращался примерно в час ночи. Потому что село глубокое. Железная дорога была аж в Белой Церкви. У него в дороге украли мешок. И в этот раз, когда так долго ждала отца с куском хлеба, мне на печь не подали ломоть. Этот хлеб был, как пасха. Мама долго плакала.

Во время Голодомора мамина сестра Тодоська похоронила пятерых детей и сама умерла с голода.

Наша соседка очень не любила советскую власть. Как начнет говорить про режим - мы только осматривались, чтобы никто не слышал. Она от голода похоронила девятерых детей и мужа. Осталась баба Одарка только с немного младшим меня ребенком. То как она могла любить советскую власть и ее порядки?

Воспоминания собрала Оксана Загакайло