Facebook iPress Telegram iPress Twitter iPress search menu

Лев негордый

Отар Довженко
Лев негордый
Фото: Владимир Бородин/epochtimes.com.ua
Готовность львовян поддерживать рублем российские компании и защищать право российского бизнеса зарабатывать в Украине - неприятный симптом национального мазохизма.

Если упростить, то все однозначно и просто:

- Представьте, что какой-то человек ворвалась в вашей хаты, побила ли убила ваших родных, украла ваше имущество.

- ???

- Будете ли вы покупать что-то в магазине, который принадлежит вашему обидчику?

- !!!

(«И я убью этого человека!» - эмоционально ответил мне один из собеседников на львовской Площади, услышав это сравнение).

- А в этом магазине очень выгодные цены и очень качественные товары?

- !!! !!!

И когда обидчик - не человек, а мощная соседнее государство, экономика которой тесно переплетена с нашей, ответ оказывается уже не столь очевидной. Простая логика - часть денег, заработанных русскими в Украине, попадает в форме налогов в государственную казну России, а следовательно, подпитывает оккупацию и агрессию против нашего государства. Логика, что не вызывает возражений... И все же далеко не всех побуждает к самоограничению, которое вообще дается нашему народу тяжело.

Экономический бойкот российских товаров и услуг вырос по инициативе бойкота компаний, принадлежащих Семье Януковича и членам Партии регионов. В сравнении с «региональным», где людям предлагали наказывать гривней пусть идеологически недружественные, но все же украинские компании, «российский» бойкот сначала покатился как по смазанном. Люди, возмущенные действиями России в Крыму, а затем и на Востоке Украины, охотно отказывались от покупки российских товаров и переставали быть клиентами российских компаний. Торговые заведения были осторожнее - например, сеть Watsons в ответ на призыв активистов изъять из продажи товары, произведенные в РФ, пообещала сделать это, если упадет спрос.
Или он упал? Показателем является хотя бы то, что некоторые супермаркеты, надеясь распродать остатки российских товаров, залепляют вражеский штрихкод «460» украинским.

Впрочем, финансовое «наказания» России не является главной целью бойкота. Тут я должен согласиться с критиками: значение сникерсов, жигулей и страховых полисов, которые продаются в Украине, скудное для российской экономики, а от главной статьей российского импорта природного газа, мы пока отказаться не можем. Хотя и к этому надо стремиться.

Простые правила бойкота позволяют свести финансовую поддержку российского бизнеса к минимуму, в то же время не доводя «экономическую русофобию» до абсурда.

Вообще, эмоции и жажда мести здесь ни к чему. Кампания экономического бойкота - это массовые, рациональные и публичные действия, направленные на изменение социальной нормы. Которая до недавнего времени состояла в том, что русское - это тоже «наше». Выделяя российское и избегая его, украинцы будут иметь больше шансов осознать ту черту, которую уже давно намечены на политической, но еще нет на экономической и ментальной карте Европы. Без делимитации украинско-российской границы мы не обойдемся, ведь непохоже, чтобы путинская Россия в ближайшие годы могла стать нашим другом и партнером.

Экономический бойкот - отнюдь не украинское изобретение. На Западе распространена концепция этического потребления (ethical consumerism), которая призывает оказывать предпочтение бойкотировать определенные товары или услуги в зависимости от изготовителя (владельца), обстоятельств или последствий производства и т.д.

Концепция базируется на предположении, что решение о любую покупку предусматривает моральный выбор. Поэтому покупателю стоит учитывать определенные обстоятельства: откуда взялся товар, кто на нем зарабатывает, не вредит его производство окружающей среде и т.д. Осознавать, что следствие - в нашем случае это поддержка российской экономики - «упакованный» в его покупку. Это, конечно, лишь один из многих составляющих, и это уже выбор потребителя - есть мед с примесью дегтя.

Обложка журнала Time, посвященная этическом потреблению и двигательные Ethical Consumer

Одним из немногих примеров этического потребления в Украине до сих пор были призывы не покупать первоцветы, занесенные в Красную книгу. Скажем честно, большинство наших сограждан предпочитает не выходить за пределы своей зоны комфорта и не заморачиваться, особенно в случае, если отношение к агрессора косвенный (как, к примеру, в сникерсов и жвачек, что продаются в каждом супермаркете - произведено в России, но марка западная). А уж когда речь идет о культурный продукт - например, телесериалы, спектакли российских театров, книги - даже самые большие патриоты начинают заметать мусор под коврик.

Именно так получилось с фестивалем «Альфа джаз фест», который ежегодно проводится во Львове компаниями российской «Альфа групп». Событие знаковое для города и для Украины, к тому же, прибылей от самого фестиваля российский бизнес не получает. Можно было бы не обращать внимания на этот фестиваль (ну, россияне хотят тратить деньги в Украине, то пусть), однако на самом деле «Альфа-банк», «Киевстар» и другие компании «Альфа групп» сполна используют джазовый фест для рекламы, продвижения и расширения клиентской базы. «Там даже пива не купишь без карточки “Альфа-банка”!», - вспоминает один из активистов бойкота, что посещал мероприятие в прошлом году.

В этой неудобной ситуации городская власть заинтересована в проведении фестиваля на деньги соседей (в смысле переносном и прямом - отделение «Альфа-банка» расположен в сердце исторического центра Львова на площади Рынок), поступила по-страусячому. На торжественной пресс-конференции 19 мая городской голова всячески благодарил «Альфа-групп» за щедрость, а руководитель «Альфа-банка» Александр Луканов, сам российский гражданин, публично отрекся от России. Мол, нас «зря ассоциируют с Россией», ведь у владельцев не только российские паспорта, а сами мы - украинский банк.

Российская компания «Орими Трейд» раньше маскировала свой чай под британский. Теперь - под украинский

Лукавит господин Луканов. Владельцы Большинство владельцев «Альфа групп» - граждане Российской Федерации. И то, что заработанные в Украине деньги они прогоняют через офшор, не меняет сути: в конечном итоге их прибыли усиливают российскую экономику.

В конце концов, из этой непростой и обидного для всех сторон ситуации есть закономерный выход: если спонсоры фестиваля, один из которых - россиянин Михаил Фридман - отмечает на своем львовском происхождении, такие бескорыстные, то пусть откажутся от любой рекламы и промоции. Кроме той, которая уже заложена в название фестиваля. Собственно, первый шаг в этом направлении уже сделан - на билбордах с рекламой фестиваля нет логотипов компаний «Альфа-групп».

ЧИТАЙТЕ: Украинские банки задают тренд патриотизма в рекламе

Согласится на это предложение городской власти, или хотя бы попытается убедить «Альфа-банк»? Следует заметить, что это не единственный пример снисходительного отношения Ратуши до российского бизнеса. Пару месяцев назад стало известно, что горсовет разместила социальную рекламу с аллюзиями на Небесную Сотню («Мы погибли за лучшую Украину») на свободных билбордах российской компании Gallery. До начала избирательной кампании на эти билборды все равно не было спроса, зато, размещения социальных плакатов дает оператору наружной рекламы право на налоговые льготы. Почему была выбрана именно российская компания? Разборчивого ответа от городских властей активисты так и не получили, зато на билбордах вместо Gallery появился логотип Octagon. Возвращение компании, находящейся в российской собственности, «исторически львовской» названия - что-то вроде переклейки штрих-кодов.

Комментируя другую историю - решение горсовета использовать программное обеспечение российской компании «Яндекс» - радце подчеркивали, что являются патриотами и поддерживают украинское, но, если уж россияне предлагают что-то бесплатно, то грех не взять. Однако в виправдальній риторике мэра и его подчиненных мантрой раздается «поддержка украинского производителя». Формально «Альфа-банк» и другие компании «Альфа-групп» в Украине являются украинскими (как и, например, «Сбербанк России» - «украинский» банк, а не филиал российского).

Нечто подобное втнули средневековые европейские монахи: стремясь полакомиться бобровыми хвостами в пост, объявили бобра рыбой.

Активисты инициативы «Экономический бойкот. Львов» пикетируют заправку «Лукойл». Формально это также «украинский» бизнес - предприятие с иностранными инвестициями «Лукойл-Украина».

Если отодвинуть в сторону демагогию, картина очевидна: всем хочется джаза, джаз финансируют русские в обмен на возможность рекламировать свой бизнес, а значит, россиянам дают зеленый свет. «Открытый для мира» Львов остается открытым для российского бизнеса даже тогда, когда европейские и североамериканские государства вводят санкции против России. Швейцария, Польша, США готовы терпеть экономические убытки, чтобы поддержать Украину. Львов, который когда-то имел наглость называться «украинским Пьемонтом», отказываться от российских денег не собирается.

Характерно, что анонсированные бойкотною инициативе просветительские пикеты, призваны сообщить поклонников джаза об российское происхождение «Альфа-банка», участники пресс-конференции назвали «провокациями». И пообещали, что сделают все, чтобы этих провокаций избежать. Интересно, как именно российский бизнес вкупе с львовской городской властью намерен противостоять пикетам?

Рвение, с которым городская власть борется за право россиян зарабатывать во Львове, является проявлением нашего досадного национального мазохизма. Даже после оккупации Крыма и диверсии на Востоке, даже несмотря на то, что за восточной границей стоят российские танки, готовые в любой момент пойти в наступление, после десятков погибших и тысяч обездоленных украинцы не видят в России того, кем она является - врага.

Поэтому бойкотировщики и дальше будут пытаться будить наш сонный и незлобное народ, две трети которого до сих пор считают русских братьями. Иначе рискуем пробудиться от взрывов бомб за окном - и не говорите, что они не долетят до Львова.