Новость – так это разве то, что Янукович выдвинул свое предложение на фоне новой фазы протестов, постепенно переходящих из "холодной", мирной в "горячую" стадию. Но неизвестно пока что как сам президент воспринимает эту стадию – как дестабилизацию, которая требует скорейшего урегулирования политической ситуации в стране или же как возможность расправиться сразу со всеми своими оппонентами и установить в Украине режим своей личной диктатуры под предлогом "наведения порядка".
То, как будет осуществляться подготовка к переговорам и как они будут происходить на самом деле, может стать первоначальным ответом на этот вопрос. Но ответом неполным, так как на фоне подготовки к переговорам может разворачиваться "силовой" сценарий.
Должно быть, впрочем, ясно одно – для человека с политической психологией Виктора Януковича любые переговоры – это всего лишь возможность измотать противника, а не шанс с ним договориться к взаимному удовлетворению. Любое взаимное удовлетворение Виктор Янукович будет воспринимать как поражение и в его окружении практически не осталось людей, которые размышляли бы иначе.
Поэтому любые реальные переговоры возможны только в условиях нарастания протестного движения или хотя бы его непрерывности. Иначе власть будет сосредточена не на поиске компромиса, а на ликвидации протеста любыми средствами. И все, во что превратятся переговоры – это в затягивание времени, отговорки, циничные апелляции к законодательству, которое будет одновременно "зачищаться" под репрессии. И так – до следующего взрыва.
Еще одним важным обстоятельством, которое могло бы теоретически помочь политическому урегулированию, могло бы стать возвращение к реальности хотя бы части политической элиты страны. Трудно поверить в реализм той части окружения президента, которая имеет обязательства перед Москвой – как и той части, которая связана с Януковичем семейными узами. Но есть и другие люди – депутаты, "олигархи", министры. И они должны четко понять, что ситуация уже подошла к той черте, за которой у них нет никаких перспектив – никакой статус, никакое состояние не защитят их от дестабилизации внутри страны и "волчьего билета" за ее пределами. Если даже власть сможет на время жестко укротить протест, жизненное пространство ее представителей сузится до постсоветского пространства. Вероятно, возможность поездок на Запад – а там и деньги, собственность и бизнес – будут утеряны. И это тоже вполне логичное развитие ситуации. Эту ситуацию нужно понимать и из нее необходимо делать выводы. И если бы эти выводы были сделаны, тогда страна могла бы вернуться в правовое поле даже и без переговоров – вернее, переговоры могли бы стать фоном для такого возвращения.
Но пока надежд на здравомыслие мало, остается только констатировать дальнейшую эскалацию политической ситуации страны с непредсказуемыми последствиями. И ответственность за эту эскалацию остается на тех во власти, кто продолжает воспринимать урегулирование и переговорный процесс как нелепую игру в "наперсток".