Facebook iPress Telegram iPress Twitter iPress search menu

# Нова_елита Народный депутат -это представитель интересов людей и его задача служить интересам народа

# Нова_елита Народный депутат -это представитель интересов людей и его задача служить интересам народа
Чернєв Єгор
Егор Чернев - народный депутат Украины от партии Слуга Народу. Предприниматель, эксперт по цифровой и инновационной экономики. Выпускник King`s College London (Великобритания), учился на факультете государственной политики и менеджмента. Имеет более 10 лет менеджерского опыта, руководил компанией в сфере телеком и ИТ - ООО "Новые Медиа Проекты". Эксперт HiTech Office Ukraine, один из соавторов Digital Agenda Ukraine, Стратегии инновационного развития Украины, Экспортной стратегии ИКТ Украины. Один из ключевых авторов Стратегии развития цифровой экономики Украины 2030. Сегодня является директором программы Startup in Residence инициативы Tech Ukraine. Автор научных статей по венчурного инвестирования. Председатель ОО "Инновационная нация", член Наблюдательного Совета ОО "Professional Government Association", член ОО "Автомайдан".

От бизнеса к гражданской деятельности: фактор Революции Достоинства и АТО

Ваши надежды на начало работы нового парламента?

- Надежды у меня очень простые и берут начало еще с 2004 года с Оранжевой революции, когда, будучи студентом, вместе с друзьями поднимали свой вуз на Майдан и были ожидания, что вот сейчас все изменится, но мы свои ожидания дали на откуп тем, кто пришел к власти. В конце концов, увидели оно так не работает. 2014 я тоже принимал активное участие в Революции Достоинства, был почти во всех горячих точках, с пониманием, что мы сейчас боремся за страну, но после Майдана стало ясно, что снова давать все на откуп политической элите не стоит и нужно включиться самому - со стороны гражданского общества.

Мои 5 лет после Майдана - это две параллельные прямые: бизнес-- надо было зарабатывать деньги на жизнь, и общественная работа от АТО к написанию и разработки стратегий инновационного развития страны в качестве консультанта и эксперта. Последние несколько лет занимаюсь вопросом становления инновационной и цифровой инфраструктуры экономики. Следовательно, мои ожидания - внедрить эти наработки, и, как следствие, прийти к экономическому росту, к образу страны, о которой мечтал еще с 2004 года. Вместе с новой командой, обновленным на 80 процентов парламентом мы имеем шанс изменить систему снова, систему, которая переваривает даже правильных людей.

Почему решили именно сейчас идти в парламент, а не остаться работать и внедрять инновации на уровне эксперта?

 - Потому что понимаю, что на уровне Верховной Рады можно сделать гораздо больше. Понимаю, что в предыдущих созывах не было людей, которые в парламенте представляли бы экспертизу цифровизации и цифровой экономики. Как-то мы очень мало уделяем этому внимания в 21 веке. В развитых странах быстрое развитие происходит якразх благодаря использованию инновационных и цифровых продуктов: инновации - это высокая добавленная стоимость, а цифровые технологии - оптимизация процессов, что, как результат, способствует повышению конкурентоспособности и эффективности. Мы же, вместо того, живем в своем коконе и надеемся, что и в дальнейшем наше ресурсная экономика даст возможность конкурировать на мировых рынках. Именно законодательный орган задавать правильные векторы.

Вы были участником АТО. Как лично на вас повлиял этот опыт? Насколько он вас  изменил?

- Скажу одну важную вещь: у меня, как и большинства тех, кто вернулся с АТО, очень обостренное чувство справедливости. То, что мы в нормальной жизни воспринимаем как должное в ны государства к человеку, ты воспринимаешь очень остро и не только как нечто личное, но в глобальном общественной разрезе.

А как насчет мировоззренческих изменений?

- Мировоззренческие изменения действительно имели место. Майдан - мы боремся право на достойную жизнь, АТО - мы отстаиваем свои территории, а вернувшись ясно понимаешь потребность шире и глубже смотреть на то, что ты делаешь и способен сделать. Для себя я четко осознал, что каждый должен нести ответственность за страну. Не будет у нас доброго царя, который придет и все решит за нас. Пока мы сами не будем включаться на каждом этапе ничего не изменится. И как раз АТО усилило это понимание. Именно поэтому я не вернулся в бизнес, а стал больше внимания уделять общественной деятельности.

Будучи сам новым человеком украинской политики, общаясь со своими нынешними коллегами по Парламнту. Чувствуете ли вы, что у вас есть шанс стать новой политической элитой?

- Мне не нравится понятие элита, как и понятие обычный украинец: кто обычный украинец? Это такой очень искусственное разделение. Мы называемся Слуга народа и в это название вкладываем понимание роли народного депутата. Не должно ни пиетета к народному депутату, потому что он - это представитель интересов людей и его задача служить интересам народа. Поэтому я говорил бы не о новой элите, я бы назвал это изменением старой, с позволения сказать, элиты, на представителей народа, людей, которые пришли и готовы служить.

«Не должно быть никакого пиетета к народному депутату, потому что он - это представитель интересов людей и его задача служить интересам народа.»

Вот мне нравится английский выражение civil service, то есть государственное служение. Thank you for your service - это не просто благодарность, это подлинное выражение глубокой благодарности и уважения и это самая высокая народная награда для политика, например, в Великобритании. Поэтому мы задачи и желание изменить восприятие образа депутата и ВР как Олимпа для небожителив.Впевнений, что этот паттерн изменится со снятием неприкосновенности, тогда и желающих станет меньше и сам статус знецинеться, в хорошем смысле этого слова.

Вообще мы, "Слуга народа", одной из ключевых задач видим возвращение доверия к Парламенту и все возможности для этого мы сейчас имеем.

Инновационные решения для государственных предприятий. Стартап вместо аутсорсинга

 

На "Новых лидерах" вы презентовали проект "InnovNation" цель которого объединить бизнес, государственные предприятия и инновационные команды. Как, по вашему мнению, мотивировать бизнес инвестировать в инновации?

- Зайду издалека. Как я уже отмечал, мы ресурса экономику с низкой добавленной стоимости и для того чтобы изменить эту ситуацию нужно развивать инновационный сектор. По данным OECD, инновационный сектор на сегодня на 55% состоит из цифровых инноваций. В Украине мы имеем примерно 50 тыс. ИТшникив, 4% ВВП уже дает ИТ индустрия, растет и экспортная доля информационного продукта, но ... Проблема в том, что 90% ИТ компаний в Украине - это аутсорсинг. Для примера возьмем iPhone, субивартисть которого составляет 30-35% от его рыночной стоимости, остальное - это интеллектуальная собственность, роялти. И даже если он собирается в Китае, Китай может претендовать лишь на долю этих 30-35%, а основная доля, роялти, идет в США в компании Apple. Такая же картина с нашим аутсорсингом: мы производим продукт для Европы или США,

Поэтому идея была такая - развернуть всех наших ребят програмистив- аутсорсеров с работы на иностранные компании на создание продукта, открытие стартапов здесь в Украине. И мы столкнулись, во-первых, с отсутствием запроса от бизнеса, во-вторых, айтишники, сидя на 3000-5000 долл в месяц, не хотят рисковать с стартапом, не будучи уверенными взлетит он или нет. Понимая такую ​​картину: с одной стороны армия айтишников, с другой - 3000 государственных предприятий, которые имеют много проблем с оптимизацией своей деятельности. Мы увидели возможность, пересечение интересов, когда госпредприятия могут стать первыми заказчиками продукта, а стартап, получив первого реального заказчика и инвестиции, смогут масштабироваться до полноценного бизнеса.

Такие компании как Укрзализныця, Укрпочта имеют ряд проблем с тем же документами, отимизациею работы операционистов и так далее ... Поэтому мы решили так: госпредприятия предоставляют перечень своих проблем, стартапы разрабатывают решения и берутся эти проблемы закрыть, а затем мы решая проблемы госпредприятий с одной стороны одновременно создаем новый перспективный бизнес с высокой добавленной стоимостью, зарегистрированный в Украине.

Но больше сопротивления было не со стороны стартаперов, а со стороны как раз государственных предприятий. Я имел ряд встреч с некоторыми из них, и проблема в том, что они охотно говорят: "... так, давайте давайте, но давайте не сейчас, а где-то за месяц. Приходишь за месяц слышишь:" ... ну сейчас выборы, давайте после ... ", - идешь к ним после выборов - ссылаются на сформирован бюджет, и так постоянно откладывается.

Поэтому, пока это трансфорувалось в несколько другой проект Startup in Residencets -стартапы для городов, потому что оказалось города более динамично реагируют на такую ​​инициативу. По модели Амстердама мы сотрудничаем сейчас с Киевом и Винницей по той же концепцией: города озвучивают проблему, стартапы предлагают решение, которое имплементируется на городском уровне, а стартап оставляет за собой право интеллектуальной собственности и возможность масштабироваться.

Мы качественный человеческий капитал, задача состоит в том, чтобы мы наконец продавали не человека ресурс, а готов высокотехнологичный продукт.

«... корпоратизация существующих, приватизация неэффективных и нормализация работы государственно-частного партнерства, - эти три составляющих способны дать мощный толчок экономическому развитию в целом.»

Так что делать с госпредприятиями? Возможно убедить, что для них выгодно инвестировать в инновации?

- Здесь наблюдается фактическая или номинальная отсутствие корпоративного управления в госпредприятиях. Привязка к разнарядок из министерств нивелирует свободу действия и инициативы, - что зпустилы сверху - то и делают. Так, мы уже приняли законодательство о корпоратизации государственных предприятий, отчасти она была проведена. Но менеджеры что приспособились к рознарядковои модели не будут эффективны в корпоративной культуре, там менеджер отвечает за эффективное использование денег на местах, а не все готовы рисковать бюджетными деньгами и мыслить категориями эффективности.

Возможно тогда реформа министерств и исполнительной власти изменит ситуацию?

 - Да, корпоратизация существующих, приватизация неэффективных и нормализация работы государственно - частного партнерства, - эти три составляющих способны дать мощный толчок экономическому развитию в целом. С одной стороны мы снимаем бюджетное бремя, приватизируя неэффективны, другие, через корпоратизации, должны стать эффективными, а государственно - частное партнерство способно привлечь дополнительные инвестиции в крупные инфраструктурные проекты и, кстати, в цифровизации и инновациях это очень затребувна модель., Т.к. о которой диджитализацию может идти речь, когда 40% территории не имеет широкополосный интернет - покрытие? Это так называемая проблема "последней мил". I когда провайдеру не выгодно заводить кабель в отдаленный населенный пункт стоит 3 избушки и именно здесь нужно государственное партнерство. Но на сегодня у нас, к сожалению, такая модель практически не работает,

Инвестиции: как приманить венчурного инвестора

Вопрос о сфере ваших научных интересов. Как нам привлекать венчурных инвесторов для развития инновационной экономики? Условия нужно для них создать?

- В первую очередь, это те же базовые условия необходимы для любого инвестора, не только венчурного. Основной блок проблем институциональный: отсутствие верховенства права, коррумпированные суды, большой бюрократический груз. Специфика венчурного инвестирования - выше рискованность и добавлять к этим рискам еще и риски на уровне государства со стороны инвесторов не резонно. Завтра Барышевский или Печерский суд решит, что в этом стартапе уже нет его инвестиций, и у венчурного инвестора возникает резонный справедливый вопрос: зачем мне сюда инвестировать? Соответственно для него выгоднее предложить нашему стартаперов возможности где-то в США. Есть исследования, которые показали, что в принятии решения, в какую страну инвестировать, венчурный инвестор в первую очередь обращает внимание на продукт и команду, затем на правовые вопросы, возможности защиты своих прав собственности. Уже там дальше идут вопросы коррупции и тому подобное ... Некоторые исследования даже показывают, что определенный пул инвесторов вкладывает в страны с высокой коррупцией, потому что там понятны механизмы принятия решений, сразу закладывая это в инвестиционные риски, но такая стратегия оправдана лишь в краткосрочной перспективе. Еще одна проблема для Украины - неразвитость фондового рынка.

Это такие общие проблемы привлечения венчурного капитала, но есть еще наши специфические законодательные, ибо деятельность венчурных фондов регулирует аж один закон и вплоть один абзац в этом законе: о Институты совместного инвестирования. А это дает возможность использовать их как внутренние оффшоры, освобождены от налогообложения, и вместо финансирования инноваций часто вкадаються средства в другие инфраструктурные проекты, в строительство к примеру. У нас зарегистрировано более 1000 венчурных фондов, из которых в инновации реально инвестируют около 30, остальные - это инвестиции в финансовые инструменты, недвижимость и т. Кроме того, в законе закреплено, что для того чтобы стать участником венчурного фонда ты преодолели порог в 1500 необлагаемых минимумов, что составляет примерно 4 млн., Таким образом ограничивая пул инвесторов; плюс не допускаются институциональные инвесторы,

У нас уже долго продолжается разговор о так называемом Фонд фондов, который должен быть государственно - частным по израильской моделью, оправдала себя в Израиле в 90-е годы. Суть такова, что этот фонд наполняется государством и частным сектором и защищен государством. Он финансирует частные фонды, которые уже в свою очередь финансируют стартапы. И за восемь лет они выросли из начальных ста тысяч до пяти миллиардов, и это что дало мощный толчок развитию стартапов.

А такая модель может существовать в Украине?

- Это лишь инструмент, который мы пытаемся ввести, потому что он доказал свою эффективность, но он должен идти в комплексе с другими.

«Наша текущая задача - максимальная цифровизация, переориентации наших программистов по аутсорсингу на продукт, привлечение венчурного капитала, развитие образования и инфраструктуры, создание r & d центров и, ИТ кластеров -то что мы должны делать уже сегодня и благо что для этого сейчас есть зеленый свет. »

В одном своем блоге вы говорили что цивилизованный мир стоит уже на пороге 6 технологического уклада (нанотехнологии), мы все еще на пороге 4 индустриального.Очевидно если идти эволюционным путем мы будем неизбежно отставать. А возможен наш технологический скачок? И какие возможности мы для этого имеем?

- Сейчас мы работаем над становлением цифровой экономики - использование уже имеющихся цифровых решений для оптимизации процессов. Хотя я четко осознаю, что так быстро, условно говоря, завтра, мы не станем цифровой государством: наши ГОКи сразу не превратятся в r & d центры, а сталеплавильные или аграрные компании не превратятся в высокотехнологичный бизнес. Но мы понимаем, что эти уже существующие заводы и фабрики мы можем оптимизировать и переформатировать по стандартам Iindustry 4.0.

Поэтому, наше текущее задача - максимальная цифровизация, переориентации наших программистов по аутсорсингу на продукт, привлечение венчурного капитала, развитие образования и инфраструктуры, создание r & d центров и, ИТ кластеров. и -то что мы должны делать уже сегодня и благо что и для этого сейчас есть зеленый свет.

От профессиональной разговора вернемся к политике. Сложилась уникальная ситуация, когда одна политическая сила завела в ВР такое количество депутатов. Но это насткилькы разные люди по профессиональному, образовательному уровню; мировоззренческим видением. Как вы собираетесь с такой пестрой массы людей строить эффективную команду?

- Интересный вопрос ... Я это вижу как эффективную организацию команд по направлениям и сейчас мы уже это практикуем, и в таких нам удается достигать консенсуса.

блиц:

Считаете себя новой элитой?

- Скажу так: не считаю себя элитой, я человек который считает себя способной изменить положение дел в государстве, особенно в экономическом блоке, где есть специалистом. И это моя мотивация быть в парламенте.

ВР или Кабмин?

- На сегодня - Верховная Рада.

Назовите несколько важнейших личных ценностей?

- Патриотизм, верность принципам, командная работа, профессионализм, ну и порядочность.

Политика - это ремесло или искусство?

- Для меня ремесло.

Выражение, цитата вас вдохновляет?

- Дорога возникает под шагам идущего.

Есть ли у вас кумиры в политике?

- Есть несколько ... Что касается государственного управления это Ли Кван Ю, как лидер - Черчилль, а как вдохновитель - Мартин Лютер Кинг.

Ваши хобби?

 - Сейчас наука стала моим хобби. Если появляется свободное время, то это спорт, лыжи частности. Уже долгое время хочу научиться кайтсерфингу и верю, что таки научусь.

Книги, жанры?

- Нонфикшн. Нравится микс научного и публицистического жанра. С последнего книга Шимона Пресса "No Room for Small Dreams", - книга о становлении Израиля, начиная с 1949 до настоящего времени. "Мировой порядок" Кисинжера - очень крутая книга. "Почему нации упадок» - тоже замечательная книга.

Недавно проходил Aspen семинар, где обсуждается много экономических и философских текстов, позволило по-новому взглянуть на Макиавелли, Руссо с его общественным договором. Кстати, впервые пришлось прочитать Манифест коммунистической партии Маркса и понял для себя, что все вопросы, которые он остро ставит, решаются путем профсоюзов без необходимости революции.

Музыка, кино?

- В музыке я достаточно старомодный. Русский рок ДДТ, Наутилус, Сплин, - те, кто не изменили себе и остались настоящими. А вообще я рос на песнях Высоцкого.
Кино для меня развлечение, отдушина где я отдыхаю. Ну, в частности, киновселенной Марвел.