Facebook iPress Telegram iPress Twitter iPress search menu

Налоговая амнистия стартовала с 1 сентября: кого это касается, которые есть риски для декларантов

Налоговая амнистия стартовала с 1 сентября: кого это касается, которые есть риски для декларантов
Фото: с общедоступного ресурса
Добровольное декларирование доходов продлится год. Кто и что должен задекларировать, как это сделать, и какие риски для граждан несет в себе добровольное раскрытие информации о собственных доходах?

В течение одного года, до 1 сентября 2022 года, украинцы смогут открыто заявить государству о своих реальные доходы, в частности о том, из которых никогда раньше не уплачивались налоги.

Государство, в свою очередь, обещает не наказывать за уклонение от налогообложения и дать шанс гражданам начать свою финансовую жизнь "с чистого листа".

Цена легализации состояния почти символическая - 5% для активов, находящихся на территории Украины и 7% для активов за рубежом. Это существенная экономия, если сравнивать с обычными ставками налогов на доход - 18% НДФЛ и 1,5% военного сбора.

Но найдутся желающие подавать декларации?

Несмотря на нарисованные авторами налоговой амнистии перспективы жить и пользоваться своими доходами без страха внеплановой встречи с налоговой, государство рискует получить от налоговой амнистии гораздо меньших результатов, чем ожидает.

Все потому, что процедура амнистии капитала будет доступна не всем желающим. И до сих пор до конца непонятно, как она будет проходить.

Будто осознавая это, во власти уже заговорили о "кнут" для тех, кто не захочет воспользоваться "пряником" налоговой амнистии. Там предлагают взимать налоги с расходов граждан, если источники происхождения средств на эти расходы объяснить не удастся.

"Экономическая Правда" напоминает о том, как будет проходить налоговая амнистия и нерешенные вопросы остаются перед ее началом.

Кто может воспользоваться налоговой амнистией, а кто - нет

Когда кто-то вспоминает о нажитые незаконным путем состояние, то есть те из которых не уплачивались налоги, то в голове всплывает только один образ - олигархов. Многочисленные схемы с НДС, оформления бизнеса на оффшорные компании и вывода миллиардов долларов за границу стали привычными для крупнейшего украинского бизнеса.

Казалось бы, налоговая амнистия - идеальный шанс для самых Украинская наконец показать государству сколько на самом деле состояния они заработали и накопили в обход налоговой.

Однако многим олигархам о налоговой амнистии остается только "мечтать". В законе прямо запрещено участвовать в амнистии лицам, которые были государственными служащими с 1 января 2005 года.

То есть, Ринату Ахметову, Сергею Таруте, Виктору Пинчуку или, например, Вадиму Новинскому так и не удастся начать свою финансовую жизнь с чистого листа, потому что они за последние 17 лет в разное время работали на государственной службе или избирались в Верховную Раду.

С другой стороны такое ограничение не позволит воспользоваться налоговой амнистией бывшим госслужащим несколько "меньшего калибра", которые могли нажить незаконные доходы благодаря коррупции.

Правда, по желанию, этот запрет можно легко обойти, ведь по словам председателя парламентского Комитета по финансам, налоговой и таможенной политики Даниила Гетманцева, воспользоваться правом налоговой амнистии могут родственники бывших госслужащих.

Кроме чиновников, воспользоваться налоговой амнистией не смогут лица, против которых Украина ввела санкции, а также несовершеннолетние, недееспособные лица, находящиеся на иждивении у других лиц или государства.

Основная целевая аудитория налоговой амнистии - предприниматели (ФОПы и самозанятые лица), в прошлом занижали размер налоговых обязательств, уклонялись от уплаты ЕСВ или бизнесмены, которые вообще работали без государственной регистрации.

Подойдет амнистия также для работников, которые работали за рубежом нелегально либо не платили там налоги. Тем же, кто официально работал заграницей подавать одноразовую декларацию не нужно - их состояние государство признавать легальными по умолчанию, в соответствии с межгосударственными налоговых соглашений.

Граждане, которым частично или полностью выплачивали заработную плату "в конвертах" получали другие доходы без уплаты налогов - потенциально тоже могут воспользоваться налоговой амнистией. Но если эти средства они длительное время откладывали или приобрели активы, подпадающие под амнистию.

Что амнистировать

В рамках амнистии все желающие подавать в налоговую службу декларации, в которых можно указать:

✔ движимое и недвижимое имущество,

✔ валютные ценности и другие активы (например корпоративные права), в свое время гражданин приобрел в собственность не уплатив с них налогов.

Государство прощает каждому гражданину активы на сумму до 400 тыс грн. То есть, если кто-то заработал такие деньги, приобрел какие-то активы, или просто оставил под подушкой, не уплатив с них налогов, то потребности в подаче специальной декларации нет. Даже после завершения периода амнистии, налоговые органы не смогут проверять законность их происхождения.

Пока нет четкого ответа на вопрос, как действовать гражданину, незаконные доходы которого составляют условно 1 млн грн: подавать декларацию на всю сумму или только на 600 тыс грн. Однако точно известно одно - если лицо подаст декларацию, в которой стоимость активов будет превышать 400 тыс грн, то платить налоги со всей суммы. О ставках налогообложения речь пойдет чуть дальше.

С декларированием активов в виде драгоценных вещей или корпоративных прав более или менее все понятно - нужно лишь указать их и назвать оценочную стоимость.

А вот чтобы амнистировать наличные, ее нужно положить на специальный счет в банке. Порядок такого счета в начале августа утвердил Нацбанк.

По словам Даниила Гетманцева, процедура легализации этих состояний будет максимально простой.

"Мы, изучая модели налоговых амнистий в мире, выбрали самую простую и еще больше ее упростили: ты просто приносишь деньги в банк на счет. Через две недели ты можешь эти деньги снять, получив справку из банка, у тебя на счету эти деньги. справку приложить к декларации, подать декларацию в налоговую и заплатить 5% ", - пояснил он в одном из интервью.

Реально же процесс декларирования наличных средств может оказаться не столь простым. И первый камень преткновения, с которым встретится декларант - это финансовый мониторинг банка.

При открытии счета, тем более на суммы свыше 400 тыс грн, банк обязан определить источник происхождения средств. А как доказать банку легальный источник происхождения средств, если из них, по определению, не уплачивались налоги раньше?

Нацбанк никак упрощал финмониторинге для средств, которые украинцы планируют амнистировать. Напротив, обязал банки проверять источники происхождения средств. В случае, если в ходе такой проверки окажется, что средства происходят из страны-агрессора или, например, декларант указал ложную информацию о происхождении денег, то банк откажет в открытии счета. И деньги в таком случае не вернуть.

Данил Гетманцев признает, что такие случаи могут иметь место, но только в отношении лиц совершивших преступление, в отношении которых имеется приговор суда или которые есть в списке террористов. То есть "лица с повышенным риском".

Согласно постановлению НБУ, во время открытия спецсчета для налоговой амнистии, налогоплательщики должны написать заявление и заполнить специальную анкету. В анкете они указать свои персональные данные и самостоятельно указать источник и страну происхождения средств.

"Если человек со средним или низким уровнем риска, то банк проводит проверку только на основании заявления самого лица", - сказал Данил Гетманцев на вопрос журналиста ЭП.

После подачи декларации и уплаты налога, спецсчет можно будет закрыть или превратить в текущий банковский счет, после написания соответствующего заявления в банк.

Другое имущество, отличное от наличных, нужно просто указать в специальной декларации. В случае, если такой актив находится за границей, декларант обязан предоставить документ (или его нотариально заверенную копию), подтверждающий стоимость этого имущества.

Для активов, находящихся в Украине такой обязанности нет. Однако, вписывая это имущество в одноразовой декларации, нужно помнить, что ее проверять налоговая. В случае, если налоговики обнаружат, что стоимость, которую указали в декларации, не совпадает с реальной стоимостью актива, они могут доначислить налоги с такого имущества.

Квартиры площадью до 120 кв м, жилые дома до 240 кв м, нежилые помещения до 60 кв м, земельные участки в пределах норм бесплатной передачи, которые находятся на территории Украины, будут амнистированы автоматически даже без представления специальной декларации. Платить налоги с них не нужно.

Вместе с ними под автоматическую амнистию попадут транспортные средства (один на каждое лицо), которые используются в личных некоммерческих целях. Исключение из этого правила составляют автобусы, авто с цилиндром двигателя свыше 3 тыс куб см или среднерыночной стоимостью более 400 тыс грн, мотоциклы с объемом цилиндров двигателя более 800 куб см, самолеты, яхты и катера.

Одноразовые добровольные декларации будут приниматься только в электронном виде через кабинет налогоплательщика. Официальная информация о налоговой амнистии и образцы заполнения деклараций размещены на веб-сайте Министерства финансов.

Сколько будет стоить амнистия

Размер налога, нужно заплатить, чтобы легализовать свои доходы, будет зависеть от того, какой актив декларируется и где он находится.

Основная ставка налоговой амнистии составляет 5%. По этой ставке можно легализовать деньги, положенные на специальный счет в банке, недвижимость, автомобили и другое движимое имущество, находящиеся на территории Украины.

В случае, если возможности за раз оплатить 5% от суммы активов, амнистируемых, нет, то налоговое обязательство можно разбить на три года. Однако в этом случае ставка налога составит не 5%, а 6% (2% от стоимости амнистированного имущества ежегодно).

Выше ставка будет действовать для активов, находящихся за границей денег в иностранных банках, недвижимости, автомобилей и другого имущества, которые находятся в других странах. При декларировании этих активов придется заплатить 7% налога. В случае, если декларация будет подаваться с 1 марта 2022 года, ставка вырастет до 9%.

Рассрочить уплату налогов на 3 года в этом случае можно по ставке 9,5% (если декларация будет подаваться в марте 2022) и 11,5% (после 1 марта 2022).

Выгодные условия амнистии предусмотрены для активов, декларант захочет не просто показать государству, но и одолжить ей на срок свыше 1 года. В случае приобретения за средства, амнистируемых, ОВГЗ со сроком обращения 365 дней без возможности досрочного погашения в период с 1 сентября 2021 по 31 августа 2022 года, с таких денег придется заплатить лишь 2,5% налога.

В случае, если лицо захочет рассрочить уплату этого налога на 3 года, то ставка вырастет с 2,5% до 3%.

Вопросы об амнистии остаются без ответа

В законе отмечается, что налоговая не имеет права требовать у налогоплательщиков информацию о происхождении денег, из которых ранее не уплачивались налоги. Однако это требовать сделать банки. И они могут вообще не открыть счет налогоплательщику, если такой плательщик не пройдет финансовый мониторинг.

Требования к финмониторинга остаются одним из самых спорных вопросов относительно будущего налоговой амнистии.

Как доказать банку, что средства должны легальное происхождение, если они все время находились в "тени"? Или банка будет достаточно отсутствия у налогоплательщика подозрений в совершении уголовных преступлений, в том числе в финансировании терроризма или отмывании коррупционных денег?

Еще один вопрос по налоговой амнистии заключается в том, что она распространяется только на налогоплательщика.

Например, если лицо, всю жизнь получала зарплату в конверте, решит воспользоваться амнистией, то накажут за выплату таких зарплат ее работодателя? Ли навлечет декларант излишнего внимания проверяющих органов на работодателя, указав его источником происхождения средств, амнистируемых?

Кроме этого, подача декларации не освобождает налогоплательщика от проверок налоговой за те периоды, которые налоговая амнистия не касается. Но как вообще доказать государству, что активы, которые амнистируемых, касающиеся какого-то конкретного года?

Еще больше вопросов возникает к декларированию неденежных активов.

Так, для активов в Украине налогоплательщик не обязан приложить документы, подтверждающие их стоимость. Достаточно определить ее самостоятельно. Однако, где гарантии, что оценки налоговиков совпадут с оценками декларанта? И по каким критериям налоговая вообще будет оценивать стоимость активов указанных в декларации?

Источник: Экономическая правда

Ярослав Винокуров