История с избиением героя документального фильма эстонской кинематографистки Марианны Каат "Шахта № 8" обрастает все новыми подробностями. Уже сам факт того, что об этом избиении узнали через месяц после того, как оно произошло, иллюстрирует тот временной провал, в котором находятся, скажем так, настоящая Украина и Украина "депутатская".
Если бы жертвой пьяной драки стал какой-нибудь народный избранник – или его сын – или хотя бы его помощник – то уже на следующий же день новость обсуждалась бы во всех средствах массовой информации. А тут, казалось бы – герой нашумевшего фильма, проиллюстрировавшего, как на самом деле живут люди в кошмаре малых городов и поселков Донбасса, человек, к дому которого поначалу ездили съемочные группы, так что даже улицу заасфальтировали. И никакого особого интереса – ну хотя бы со стороны местных журналистов.
ЧИТАЙТЕ ТАКОЖ: Виталий Портников. Хлеба без зрелищ
Но стоит ли этому удивляться? Ведь история, происшедшая с Юрой Сикановым, поражает прежде всего своей обыденностью. Парень живет так, как живут в его родном Снежном – пытается как-то прокормиться, спасает мать от алкоголизма, ссорится с соседями. Ирония судьбы: его избили его же битой, подаренной, как он рассказывает на 18-летие. А зачем ему, интересно, была нужна бита? Он разве играл в бейсбол? Но бита – крутая штука для каждого донбасского пацана. И вряд ли этот пацан думает, что не только он может орудовать снарядом, но и его недоброжелатели.
Юра Сиканов. Фото: amvrosievka.net
Если так думать – просто не выживешь и не добьешься того, чего добились люди, являющиеся сегодня примером жизненного успеха уже не только для своего родного региона, но и для всей страны. Ведь они выростали в таких же городках, с такими же родителями, соседями, пьянками и битами. И твердо уяснили одну простую вещь – бить нужно первому и наотмашь, иначе выбьют зубы, покалечат, а то и вовсе убьют. А все остальное – прекраснодушные разговоры.
Мы, выросшие в куда более благополучном мире, даже не представляем себе длины дистанции, которую смогли преодолеть эти люди для того, чтобы оказаться в министерских кабинетах и депутатских креслах. Ведь они смогли сделать первый шаг, вырваться из семейного и бытового окружения, начать борьбу – и победить в ней, в точности следуя усвоенным еще в детстве жестоким правилам. А теперь представим себе тех, у кого воли к сопротивлению нет, кто остается, кто просто вынужден считать отсутствие жизни нормальной жизнью, как тот же Юрий Сиканов.
ЧИТАЙТЕ ТАКОЖ: Виталий Портников. Украина вниз головой
Нашим самым большим заблуждением является само представление об Украине. Вся наша страна – шахта № 8, только добившиеся относительного жизненного успеха жители больших городов стараются не задумываться не только о таких местах, как Снежное, но по возможности не заглядывать в неблагополучные "спальные" районы собственных мегаполисов. И поэтому уверены, что Африка – это где-то очень, очень далеко. А Африка – она рядом и в ней к тому же холодно, света нет, не топят – и никто об этом не знает, потому что сами местные жители не видят в такой жизни ничего чрезвычайного.
Кадр из фильма "Шахта №8"
Скажут: в Европе такие же проблемы, так что не нужно нас сравнивать с Африкой. Не такие же. В Европе – совсем другой стандарт неблагополучия и нередко главные проблемы связаны все же с приезжими, а не с собственными гражданами. А у нас собственный гражданин бесправнее любого нелегального мигранта, приехавшего во Францию откуда-нибудь из Сенегала! Никакой реальной программы социальной помощи безработным, никакой стратегии профессионального переобучения жителей неблагополучных городов, никакой страховой медицины, ничего! Шахта закрылась – валяй в копанку, пока живой. Избили – подлечили и выгнали, даром что без зубов, денег-то у тебя все равно нет, да и зачем они тебе, пиво и без зубов хлебать можно.
Все правильно. Для власть имущих, для тех, кто выбился тот, кто остался – животное, которое должно горбатиться на копанке, бегать с битой и напиваться по вечерам до полузабытья, чтобы ничего не понимать и ни о чем не думать. Да, и еще оно должно прийти и проголосовать, чтобы те, кто выбился, могли продолжать свою расчудесную сверхчеловеческую жизнь и рассказывать ему по телевизору, как они о нем, своем земляке, заботятся. Такова жизнь, Юра Сиканов. Если ты этого еще не понял – можно еще разок поучить битой.