Facebook iPress Telegram iPress Twitter iPress search menu

Как подготовиться к "Украине после Януковича"

Как подготовиться к "Украине после Януковича"
Майкл Эмерсон, ведущий исследователь Центра европейских политических исследований в Брюсселе в своей статье размышляет над событиями в Украине и президентством Виктора Януковича, а также проблемами, которые оно вызовет для его преемников.

Президент Янукович может вернуться на работу после больничного, но это ему не поможет. Независимо от коррумпированности и недемократического стиля руководства, пребывание Януковича на посту президента продемонстрировало его полную профессиональную некомпетентность от начала и до того, что может теперь стать его концом. Он начал свой ​​президентский срок по предоставлению согласия на продление Россией аренды военно-морской базы в Севастополе еще на 25 лет в обмен на ожидаемую скидку на газ, после которой Украина платила даже еще ​​более высокую цену, чем Германия. Он привел украинскую экономику на грань банкротства, а несколько недель назад протолкнул через парламент радикальные репрессивные меры против Евромайдана, которые настолько разозлили людей, что ему пришлось через неделю отменить их. Он не может дальше так себя вести.

Независимо от того, когда и как он покинет пост, его наследие порождает огромные и неотложные проблемы для его преемников, которым согласно первой гипотезе, могут быть нынешние лидеры оппозиции в определенной конфигурации. Новое правительство сразу же столкнется с последствиями финансовых и экономических соглашений, заключенных Януковичем с Путиным. Украина должна много денег одновременно и "Газпрому", и российскому государству, а дальнейшее предоставление Украине скидки на газ на треть от действующей на конец прошлого года цены и дальнейшее кредитование зависят исключительно от решения Москвы. Хаотичный финансовый, политический и дипломатический сценарий маячит уже на ближайшем горизонте, и он в нынешней революционной атмосфере может привести к различным катастрофам, не исключая (как сказал экс-президент Кравчук) распада самого украинского государства.

ЕС, которого избрала украинская улица почетным спонсором Евромайдана, должен подготовиться к этим чрезвычайным обстоятельствам. Чрезвычайные ситуации требуют чрезвычайных мер, которые институтам и государствам-членам ЕС следует сформулировать уже сейчас. Эти меры должны быть решительными, быстрыми и понятными для граждан Украины, а также опираться на шаги, описанные ниже.

Во-первых, ЕС должен помочь украинской экономике нивелировать влияние очередных российских торговых санкций, которые вполне могут иметь усиленный характер, немедленно имплементируя на временной основе ключевые элементы пока неподписанного соглашения об ассоциации (что включает и создание глубокой и всеобъемлющей зоны свободной торговли). Речь идет особенно об отмене в ЕС импортных пошлин на украинские товары с первого дня работы зоны свободной торговли, зато импортные пошлины в Украине будут снижаться постепенно. Это сразу дало бы стимул украинской промышленности экспортировать свои товары на европейские рынки. Новые украинские лидеры незамедлительно подписали бы соглашение об ассоциации, поскольку упомянутые тарифные меры содержались бы вместе с другими во "временном соглашении", до вступления в силу которой не надо было бы ждать ратификации [во всех парламентах стран-членов ЕС]. ЕС должен также согласиться на проведение с Украиной переговоров относительно тех положений соглашения, которые больше тревожат украинскую сторону, с целью разработать защитные или компенсационные меры, если они будут обоснованы.

Во-вторых, ЕС должен сообщить МВФ о своей готовности увеличить свою долю в пакете помощи Украине до 50%, вместо той символической суммы около 600 миллионов долларов, которую он предлагал ранее, или сделать свой вклад в таком же размере вместе с другими участниками международной коалиции, в которой будут брать участие также и Соединенные Штаты (о возможности создания такой коалиции сообщают сейчас медиа). На определенном этапе это обязательно приведет к вопросу выплаты долгов России. Эта проблема может быть решена частично путем реструктуризации краткосрочных российских займов Украины, которые были выданы ей безответственно, без предъявления макроэкономических условий, частично путем возврата средств, присвоенных режимом Януковича (по оценкам Андерса Ослунда, речь идет о $ 8-10 млрд. долларов в год). Поиски активов Януковича и его "семьи" в западных финансовых учреждениях должны координировать между собой ЕС, США, Швейцария и склонны к сотрудничеству оффшорные финансовые центры, если они еще не начали этот процесс.

Серьезные усилия по упрощению визового режима были бы также восприняты с благодарностью в Украине, например, если бы многолетние и многократные визы стали доступными для всех граждан Украины, которые уже получали краткосрочные визы и не нарушали правил относительно количества дней пребывания (страны-члены могут сделать это по собственной инициативе, поскольку выдача многолетних виз не относится к компетенции ЕС и не связана с шенгенским правом).

Наконец, ЕС должен доказать России свою заинтересованность в обсуждении без дальнейших проволочек предложения о создании зоны свободной торговли с Таможенным Союзом России, Белоруссии и Казахстана, готовность к которому выразил Путин на саммите Россия-ЕС в Брюсселе 28 января. Это обсуждение должно сопровождаться взаимному согласию, что Украина сможет заключить соглашение о свободной торговле с ЕС, а также войти в Таможенный Союз, созданного Россией. Правовые/технические проблемы, связанные с тем, что Беларусь и Казахстан еще не являются членами ВТО , могут быть урегулированы позже , поскольку переговоры займут в любом случае много времени. Тем не менее, начало этих переговоров будет стратегически важным политическим шагом навстречу России, возвращением к лозунгу Путина "от Лиссабона до Владивостока". Возможно, Кремль станет достаточно обеспокоен возможностью выхода Украины из-под контроля, что поприветствует переход от конфронтации к сотрудничеству с ЕС в делах общих соседей. Эти шаги могли бы помочь новому руководству в Киеве пережить бурные первые недели и подготовиться к нормальному управлению страной, решающее значение для которого будет соглашение об ассоциации с ЕС.

Есть много альтернативных политических сценариев, скрывающиеся за догадками, которые распространяются среди угнетенного и растерянного населения Украины. Наша первая гипотеза предлагала сценарий надежды. Альтернативами есть сценарии катастрофы огромных масштабов и непредсказуемым последствием для Украины и стратегической стабильности и безопасности всей Европы. Различные группировки внутри Партии Регионов Виктора Януковича проявляют недовольство своим лидером.

Некоторые из них в Харькове выступают за более активное применение силы, что приведет к ужасной гражданской войне. Другие говорят о необходимости федерализации страны путем проведения конституционной реформы, что могло бы означать скатывание к сепаратизму. Углубление радикализации с обеих сторон могло бы привести к тому, что Правый сектор и неофашистские элементы, сосредоточены на Западе, противостояли бы пророссийским боевикам, сосредоточенным на Востоке.

Если готовиться интеллектуально к худшему, то вторая гипотеза с элементами, описанными выше, могла бы привести к сценарию, который можно было бы назвать "приднистровизацией" Украины, то есть до возникновения сепаратистского движения на Востоке и Юге Украины, в том числе и в Крыму, что де-факто означало бы отказ в подчинении Киеву. Этот сценарий, возможно, имел в виду экс -президент Кравчук, когда заявлял о распаде государства. Трудно в это время представить подробности такого хода событий, поскольку возможными является как спорадические, незначительные акты насилия, так и полномасштабная гражданская война, как отсутствие контроля на новых границах, так и его установки и т.п. .

Возможно, на первом этапе это будет ползучий распад государства, когда центру объявят неповиновение региональные лидеры, равно как оппозиционные движения, оккупировавших дома многих областных администраций на Западе.

Критическим фактором в таком случае будет реакция России, которая, вероятно, уже не считает, что Янукович способен восстановить эффективный контроль над страной. Таким образом, он будет вынужден в любом случае в какой-то момент уйти. Ключевым вопросом для Кремля будет: есть "приднистровизация" Украины для него более желанной, чем существование единого демократического украинского государства. Демонстрацию первой модели в российской внешней политике можно увидеть в течение последних двух десятилетий на относительно небольших примерах Грузии и Молдавии. Но случай Украины является, по крайней мере, в десять раз важнее. Речь идет также об особых факторах Крыма и Севастополя: присутствие военного флота России в Севастополе, а также существование в русской ментальности Крыма как части исторической России, которую Хрущев глупо отдал Украине несколько десятилетий назад. Одновременно, усиление напряжения между русскими и крымскими татарами вполне могло бы перерасти в локальный конфликт. А еще, если бы Одесская область на юге Украины также стала частью сепаратистского блока, он непосредственно граничил бы с настоящим Приднестровьем. Ну а дальше дошло бы до смены правительства в Кишиневе, который также вышел бы из соглашения об ассоциации с ЕС. Какой триумф!

Но действительно все будет так? Что делать, если бы ход событий привел к настоящей гражданской войне? Какие последствия имела бы такая политическая динамика для Украины, Европы, России, и, особенно, для места России в мире, если бы "закон непредвиденных последствий" развернулся по-настоящему?

Главный урок истории революционных ситуаций, от Парижа 1789 до Каира 2011 г., а также России 1917 г., Китая 1911 и Ирана 1979 г., заключается в том, что если не создать сразу сильных и здоровых структур управления государством, то политическая динамика приводит к катастрофической радикализации, хаосу и конфликту. Эта модель революции уже реализуется в Украине, хотя и она находится еще на раннем этапе и путь назад еще возможен. Если перефразировать высказывание Джорджа Сантаяны, европейские лидеры от Брюсселя до Москвы должны теперь "вспомнить историю, прежде чем им снова придется пережить ее".

Источник: CEPS.
 
Перевод: iPress.ua