Работа на дому, самостоятельное распределение нагрузки, но в то же время четкое соблюдение дедлайна – так в нескольких словах можно описать деятельность вольного наемника. Такого наемника обычно именуют freelancer. Слово впервые употребил английский писатель Вальтер Скотт в романе Ivanchoe («Айвенго») по отношению к наемным рыцарям средневековья. Freelancer в переводе на русский означает «внештатный сотрудник», «вольный художник» или «вольный стрелок». Иными словами – человек, который сам решает, сколько и когда ему работать.
Плюсы фриланса:
- свободный трудовой график;
- работать можно не просто из дому, а из любого уголка планеты;
- отсутствие необходимости добираться до рабочего места (напр., в офис);
- решение исключительно своих задач (никто не попросить «помочь» или «подменить»);
- возможность работать на крупные международные компании.
Минусы фриланса:
- доход зависит от заказов, которые нужно искать самотоятельно;
- заказы не всегда стабильны;
- отсутствие социального пакета;
- неоплачиваемый отпуск.
В Украине и странах СНГ фрилансерство только на этапе развития. В США же и Европе это достаточно распространенное явление.
Самые распространенные направления «свободной» работы:
- Программирование. Именно программисты лидируют среди внештатных сотрудников, и именно на их долю приходится самое большое количество заказов. Причина такой популярности кроется в быстром развитии Интернета и IT-технологий. Компании, создающие сайты, мобильные приложения и прочее «растут», как грибы в сезон дождей. Они всегда нуждаются в программистах. Но так как не у всех компаний, особенно в начале становления, есть возможность арендовать помещение, они часто нанимают сотрудников для дистанционной работы. И действительно: зачем ходить в офис, если теперь всех сотрудников и проекты объединяет влиятельный и авторитетный товарищ, имя которому Интернет?
- Копирайтинг. Еще одно модное и востребованное направление. Всемирная паутина спровоцировал развитие интернет-бизнеса. Предприниматели массово бросились создавать сайты. Но ведь мало создать интернет-ресурс. Его еще и нужно постоянно «подкармливать». А едят поисковые роботы – засланные казачки поисковых систем – контент, причем преимущественно качественный. Основой же любого контента является текст. Нет. Это конечно же может быть и картинка, и видео, и инфографика. Но ко всему вышеперечисленному все равно добавляется текст. Вы видели когда-нибудь по телевизору рекламу, в которой отсутствует текст? А купите ли вы в Интернете товар, у которого отсутствует описание? Наверняка отдадите предпочтение тому, у которого подробно описаны все качества и свойства. Миссия нести в народ информацию о товарах (услугах, событиях, явлениях, людях) возложена на копирайтеров. От того, насколько «аппетитно», вдохновляюще, интригующе и грамотно написан текст, завит количество заинтересовавшихся в предлагаемом товаре (услуге и проч.) потенциальных покупателей.
- Seo-специалисты. Ежедневно создаются тысячи сайтов. Еще больше веб-ресурсов требуют продвижения. Пока существует Интернет, будет и потребность в сео-специалистах (верстальщиках/оптимизаторах сайтов, линк-менеджерах и проч.). Для того чтобы стать сеошником, не обязательно 5 лет учиться в университете. Если вы разбираетесь в программировании и, вообще, с компьютером на ты, то достаточно пройти курсы SEO. Благодаря развитию IT-технологий, сделать это можно в режиме онлайн дома.
- Web-дизайнеры. Специалисты, которые проявляют творчество на личных ПК и в просторах Интернета. Чем привлекательнее и удобнее веб-ресурс они спроектируют, тем больше выгоды получит клиент. В сфере дизайна популярны такие направления: иллюстратор, графический/технический/3D-дизайнер, визуализатор, гейм-девелопер. Если вы дизайнер и вам надоело работать в офисе, всегда есть альтернатива перейти в «вольное плавание». Только для начала проанализируйте все плюсы/минусы решения и убедитесь, что преимуществ все же больше.
- Переводчики. Пока весь мир не заговорит на одном языке, для переводчиков найдется работа. Причем как в штате компании, так и за его пределами. Люди всегда нуждаются в переводах (документов, литературы, международных и личных переговоров). С развитием Интернета потребность в специалистах по иностранным языкам повысилась. Кто-то же должен переводить сайты и компьютерные игры.
При такой популярности фриланса возникает вопрос: что делать желающим перейти «на удаленку»? Особенно если их специальность не попала в список самых популярных. Пора в поисках деловых предложений покопаться в глубинах Интернета. Возможно, кто-то ищет именно вас. Пойдите учиться заочно, запишитесь на курсы, проконсультируйтесь с профи из заинтересовавшей вас сферы. Что угодно, только не сидите сложа руки. Возможно, перейдя на фриланс, вы поймете, что обрели долгожданную свободу.