Facebook iPress Telegram iPress Twitter iPress search menu

Более полумиллиарда на рекламу: кто и сколько потратил до старта президентской кампании

Более полумиллиарда на рекламу: кто и сколько потратил до старта президентской кампании
Ілюстрація: 24
Политики в 2018 году потратили на телерекламу более чем 647 000 000 гривен, из них около 568 000 000 - на трансляции политической рекламы с участием или по заказу кандидатов в президенты.

Большинство упомянутых расходов на рекламу не попала в официальной отчетности политических партий, а следовательно, происхождение средств, которыми оплачивалась реклама, является неизвестным, сообщает Движение ЧЕСТНО, который проанализировал объемы и стоимость политической рекламы в прошлом году.

По данным ЧЕСТНО, в рекламных роликах в 2018 году появлялись 15 кандидатов в президенты.

Совокупная стоимость рекламы Порошенко, Шевченко и Тимошенко составляла 68% общей суммы расходов на рекламу на ТВ всех кандидатов в Президенты. Больше всего потратил Порошенко - 174900000 грн, это треть расходов всех кандидатов.

 Динамика увеличения количества рекламы потенциальных кандидатов в течение 2018 свидетельствует о том, что подготовка к выборам началась значительно раньше официальный старт предвыборной кампании.

Согласно действующему законодательству, реклама кандидатов в президенты 2018 года была досрочное агитацией. Ведь закон "О выборах Президента Украины" не содержит такого понятия. В то же время указанные ролики являются политической рекламой, которая может повлиять на избирателей, а следовательно, такая практика нарушает международные стандарты проведения выборов и противоречит ЗУ "О выборах Президента Украины" (ст. 57). Напомним, что, согласно закону, кандидаты могут начинать агитацию только на следующий день после регистрации их Центральной избирательной комиссией (ЦИК) и платить за нее обязаны исключительно из специального избирательного счета.

Кого, где и сколько показывали?

По данным мониторинга политической рекламы на ТВ, 15 кандидатов в Президенты Украины появлялись в рекламных роликах еще с 2018 года. Как видно из графика, количество показов рекламных роликов этих кандидатов росла в течение всего года. Самые высокие пики наблюдались в конце лета - начале осени, а также в декабре. Это можно объяснить тем, что в августе страна празднует День Независимости, сентябрь традиционно считается началом политического сезона, а в декабре политики уже активно готовились к старту предвыборной кампании.

Эту гипотезу подтверждает статистика количества политической рекламы в отдельные дни. График-календарь показывает, сколько рекламы выходило на телеканалах в каждую из дат 2018 года. Как видим, больше политической рекламы транслировалось на праздники, такие как Пасха, Новый Год и Рождество, когда потенциальные кандидаты напоминали о себе, активно приветствуя граждан с телеэкранов.

Вот, например, поздравления с Пасхой от Юрия Бойко:

На лето приходится волна поздравлений с Днем Конституции и Днем Независимости. Больше тематических роликов получилось у Петра Порошенко, Александра Шевченко, Юлии Тимошенко, Сергея Таруты и Юрия Бойко.

Александр Шевченко поздравляет с Днем Конституции:

Поздравление с Днем Независимости от Юлии Тимошенко

Лидером по количеству рекламы 2018 году с Среди будущих участников президентской гонки стал Петр Порошенко. Почти наравне с ним оказался Александр Шевченко. Ролики с каждым из этих кандидатов появлялись в эфирах более 4 тыс. Раз. В тройку лидеров попала и Юлия Тимошенко более чем 2,5 тыс. Показов.

Больше всего рекламы с участием Петра Порошенко на ТВ, в июле-августе и в конце прошлого года. Летом телеканалы транслировали ролики с лозунгами: "Армия защищает нашу землю. Язык защищает наше сердце. Вера защищает нашу душу" и "Мы идем своим путем. Мы Украина". На декабрь пришлась волна рекламы о получении Украиной Томосу.

Двое кандидатов из тройки лидеров по количеству рекламы - Александр Шевченко и Юлия Тимошенко - стабильно появлялись в рекламных блоках на протяжении всего года, хотя активно напоминали о себе летом и в декабре.

Больше всего рекламы Юлии Тимошенко на ТВ украинцы увидели с июля до сентября. В этот период выходили ролики о "Новый курс", "Новую народную Конституцию", снижение цены на газ и вступление Украины в НАТО.

Реклама "Нового курса" Юлии Тимошенко

Александр Шевченко поддержал тренд и активно заказывал рекламу летом и в ноябре, когда презентовал собственную программу.

Сколько это стоило?

Ожидаемо больше на рекламе потратили лидеры по ее количеством. Совокупная стоимость рекламы Порошенко, Шевченко и Тимошенко составляла 68% общей суммы расходов на рекламу на ТВ всех кандидатов.

Если по количеству показов первенство почти в равной степени принадлежит сразу двум кандидатам - Шевченко и Порошенко, то по общей стоимости рекламы действующий Президент значительно опередил своих конкурентов. Согласно официальным расценкам телеканалов, 2018 реклама Порошенко должна стоить 174,9 миллиона гривен, это треть стоимости телерекламы всех кандидатов. Самые высокие расходы этого кандидата можно объяснить как объемом рекламы, так и ее стоимости на тех телеканалах, которые ее транслировали. Кроме того, ролики Порошенко выходили на большом количестве каналов - 12.

Для сравнения: рекламу Александра Шевченко, Юрия Бойко, Олег Ляшко транслировали по 7 телеканалов, Тимошенко - 5. По сообщению Администрации Президента, Порошенко оплачивал свою рекламу из собственного кармана и расходы на нее будут отражены в его годовой декларации, которую обнародуют, очевидно, после первого тура. В АП акцентировали на том, что летняя рекламная кампания была в поддержку предоставления Украине Томосу, но фактически ролики содержали также информацию о развитии армии и защиту украинского языка.

Так же без привязки к партии заказывал телерекламу и Александр Шевченко. По данным мониторинга, реклама на ТВ должна стоить ему 86,4 миллиона гривен. Поскольку партия не платила за продвижение будущего кандидата, в отчетах "Укроп" отсутствует информация о расходах на телерекламу с Шевченко и о происхождении этих средств. Согласно годовому отчету, партия потратила на размещение рекламы на ТВ только 39,8 тысячи гривен, преимущественно заказывая ролики на региональных каналах. Возникает вопрос: мог Шевченко самостоятельно оплатить активную летнюю рекламную кампанию на национальных каналах? По 2017 кандидат задекларировал 7,8 миллиона гривен доходов, а также денежные активы на 155 тыс. Долларов и 6,8 миллиона гривен (вместе с доходами и активами жены). Этого хватило бы для обеспечения промо-кампании Шевченко на ТВ 2018 года.

В финансовых отчетах "Народного контроля" Дмитрия Добродомова расходы на все виды деятельности составили всего 51,6 тысячи гривен, хотя в прошлом году на одну только телерекламу кандидата должны потратить примерно 17 млн ​​грн.

Кроме Порошенко, порог в 100 000 000 на рекламу преодолела Юлия Тимошенко. Ее реклама на ТВ за год стоила ориентировочно 126,8 миллиона гривен. Эта сумма близка к указанной в годовом отчете партии "Батькивщина" - 120 000 000 гривен на размещение телерекламы 2018 года.

В пятерке лидеров оказались также Сергей Тарута (64400000 грн) и Олег Ляшко (46700000 грн). Эти кандидаты рекламировались под партийным брендом, поэтому можно предположить, что показания роликов с их участием в течение 2018 финансировала их политическая партия. "Основа" отчиталась о 38,5 миллиона гривен, потраченных в прошлом году на телерекламу. В то же время, по оценкам объемов телерекламы партии, сумма расходов должна быть почти вдвое больше. В годовом отчете "Радикальной партии" указано, что политсила потратила на телерекламу 36,9 миллиона гривен. Это тоже меньше подсчитанное фактической стоимости рекламы партии и ее лидера Олега Ляшко на ТВ в прошлом году.

Некоторым кандидатам телеканалы могли оказывали определенные скидки. Это не запрещено для рекламы в позавиборчий период, ведь тогда она подпадает под нормы Закона Украины "О рекламе". А вот во время предвыборной кампании каналы обязаны предоставлять кандидатам эфирное время на равных условиях и по одинаковой цене. Аналитики Движения ЧЕСТНО ранее писали о том, что телеканал "Украина" в новостном блоке особенно часто освещает деятельность и заявления Олега Ляшко и других депутатов от "Радикальной партии". Зато фракция "Радикальной партии" в парламенте инициирует и поддерживает законопроекты, экономически выгодные для Рината Ахметова (владельца ТРК "Украина").

Среди кандидатов, появлялись в рекламных роликах 2018 года, меньше потратили "свободовец" Руслан Кошулинский (около 820 000 гривен) и самовыдвиженец Виталий Куприй (189 000 гривен).

Какие телеканалы заработали больше всего?

Среди 18 телеканалов в выборке мониторинга на большинстве доминировал один из кандидатов. На этих каналах более 50% роликов были посвящены одному из претендентов на высший государственный пост. "ТЕТ", "НТН" и "5 канал" транслировали ролики только одного из политиков.

Больше всего политической рекламы было на "1 + 1". На эфиры этого телеканала 2018 пришлось 14% показов, зафиксированных мониторингом. Согласно расценкам на политическую рекламу, обнародованным каналом, общая стоимость роликов всех политиков и партий на "1 + 1" должна составлять примерно 108 000 000 гривен.

На втором месте по количеству политической рекламы оказался телеканал "Украина" с 1815 показов. Стоимость секунды рекламы на канале является самой, поэтому ролики политиков и партий должны стоить больше - всего более 202 миллиона в год.

Наталья Патрикеев, аналитики не Общественного движения ЧЕСТНО, которая изучала вопрос досрочной агитации, объясняет, что политики, которые имеют деньги, вкладывают их в рекламу, чтобы повысить собственную узнаваемость. Поэтому нарушается равенство состязательного процесса, потому что кандидаты, которые начали агитацию уже во время официальной предвыборной кампании, практически не имеют шансов получить достаточное благосклонность избирателей по сравнению со своими конкурентами, которые появлялись на ТВ за год до того. Поскольку избирательное законодательство не определяет понятие "досрочная агитация", политики, активно рекламировали себя еще до 31 декабря 2018 года, не соответствуют за это.

Политическая реклама потенциальных кандидатов, является в их регистрации в ЦИК, не подпадает под законодательные ограничения по агитации. Это означает, что политики фактически могут не отчитываться о происхождении средств на финансирование такой рекламы. А вот за предвыборную агитацию, осуществляется после старта кампании, кандидаты должны платить только со счета специального избирательного фонда или из бюджетных средств, выделенных на подготовку и проведение выборов Президента Украины (ст. 37 закона "О выборах Президента Украины»). Информация о расходах из этих источников является публичной: кандидаты обязаны подать промежуточные финансовые отчеты данным о суммах взносов в избирательные фонды и именами доноров за 5 дней до выборов.

2018 года, еще до старта предвыборной кампании, украинское информационное пространство был перенасыщенным политической рекламой. Таким образом кандидаты с большими ресурсами обеспечивали себе преимущество в узнаваемости. Часть потраченных на это средств (напомним, что это более чем 568 000 000 гривен) не отражена в отчетах партий и появления в декларациях кандидатов. В результате избиратели не получат ответа на ключевой вопрос: каково происхождение средств, потраченных на рекламу кандидатов?