Украина отступает от некоторых положений Конвенции прав человека
Во время обсуждения постановления сторонники документа подчеркивали, что этот шаг является вынужденным и временным, сообщает BBC-Украина.
Зато оппоненты утверждали, что он избавит граждан, проживающих в зоне проведения АТО, возможности обжаловать нарушения своих прав в Европейском суде по правам человека.
Отступление от обязательств Украиной предусмотрено до "полного прекращения вооруженной агрессии Российской Федерации".
Если бы не война
Принятый в четверг проект постановления предусматривает, что в отдельных районах Донецкой и Луганской областей, государство отступает от обязательств, предусмотренных пунктом 3 статьи 2 (право на обеспечение правовой защиты), статьи 9 (право на свободу и личную неприкосновенность), 12 (право на свободное передвижение и свободу выбора места жительства), 14 (право на справедливое и публичное разбирательство дела компетентным, независимым и беспристрастным судом) и 17 (право на уважение частной и семейной жизни) Пакта о гражданских и политических правах.
Также предполагается отход от обязательств по статьям 5 (право на свободу и личную неприкосновенность), 6 (право на справедливый суд), 8 (право на уважение частной и семейной жизни) и 13 (право на эффективное средство юридической защиты) Конвенции о защите прав человека.
"Мы должны признать, что мы принимаем решения, которых бы мы наверняка никогда не принимали, если бы не условия войны", - заявила перед голосованием одна из авторов проекта постановления, вице-спикер парламента Оксана Сыроед.
Временная мера
"Это временная мера, и мы будем иметь возможность вернуться к полному гарантированию прав и свобод человека на этой территории в как можно более сжатые сроки", - добавила другая представительница авторского коллектива постановления Иванна Климпуш-Цинцадзе.
Согласно тексту принятого документа, отступление от этих обязательств будет оставаться действительным до "полного прекращения вооруженной агрессии Российской Федерации, а именно до момента вывода всех незаконных вооруженных формирований, управляемых, контролируемых и финансируемых Российской Федерацией, российских оккупационных войск, их военной техники с территории Украины, восстановления полного контроля Украины за государственной границей Украины, восстановления конституционного строя и порядка на оккупированной территории Украины".
Украина, НАТО и западные страны заявляют, что Россия поставляет вооруженным формированиям непризнанных "республик" на востоке Украины военную технику и живую силу. Москва последовательно отрицает свою причастность к конфликту.
Имидж Украины
Правозащитник Евгений Захаров заявил ВВС Украина, что международные договоры, о которых идет речь в этом документе, предполагают возможность отступать от предусмотренных ими обязательств в чрезвычайных ситуациях, к которым, по мнению эксперта, относятся и нынешние события на востоке Украины.
"Есть такие права, от которых нельзя отступать ни при каких обстоятельствах, которые являются абсолютными. Это – запрет рабства и запрет пыток. А что касается других прав – есть такие цели, для достижения которых возможно отступление от их осуществления. Соответственно, Украина сделала такое заявление", - поясняет г-н Захаров.
Он говорит, что принятие этого постановления не окажет негативного влияния на международный имидж Украины при условии, если государство активно будет разъяснять свою позицию и предоставлять полную и объективную информацию о масштабах конфликта на востоке.
Текст постановления обязывает МИД информировать генерального секретаря ООН и генсека Совета Европы о заявлении, принятом Радой в четверг.
Опасения
За принятие постановления проголосовали 249 депутатов парламента.
При этом представители "Оппозиционного блока" не поддержали этот документ.
"Он не даст возможности гражданам, чьи права нарушены, обращаться в Европейский суд по правам человека", - заявил на заседании Рады лидер этой фракции Юрий Бойко.
Правозащитник Евгений Захаров говорит, что эти опасения являются необоснованными, и Европейский суд в каждом конкретном случае сам принимает решение о том, "обоснованным ли был отказ государства от осуществления этого права".