Facebook iPress Telegram iPress Twitter iPress search menu

Хадашим. История одной синагоги

Олена Мушинська
Хадашим. История одной синагоги
Фото: wikimedia.org
Традиционная хасидская синагога по улице Угольной - одна из двух, которые сохранились во Львове. Вторая из них - синагога поступовцев, расположенная на улице братьев Михновских, меньше. Они сохранились, поскольку были приспособлены под определенные нужды.

Хадашим, или синагога "Якоб Гланцер Шул"

Львовским синагогам очень не повезло. В Черновцах или Одессе их количество больше. Львовские синагоги взрывали, сжигали. В Советском Союзе сознательно разбирали то, что могли восстановить. Конечно, существовала определенная лояльность местного населения, но так и не появилось особого сопротивления разрушением.


Синагога Якоб Гланцер Шул (Хадашим) у 1968-1970 р. Фото: wikimedia.org

Хасидская синагога (Хадашим) действовала до 1962 года, пока ее не закрыла советская власть. Раньше здесь была женская галерея. На верхнем этаже были женщины, они заходили через отдельный вход.


Фото: facebook.com/enltexa/media

В период оккупации нацистов ее разобрали и переделали под склад и конюшню, а во времена Советского Союза - под спортивный зал полиграфического института. Когда здесь была конюшня, внутрь мог заезжать грузовик или фура.

"В синагоге три этажа. Во дворе когда-то был домик мясника. Мы разобрали его, потому что он фактически падал на прохожих", - рассказывает Александр Назар - председатель общества еврейской культуры им. Шолом-Алейхема и руководитель Львовского волонтерского центра при ВЕБФ "Хeсeд Арье".

Архивных фотографий, к сожалению, почти не сохранилось - нет интерьера, росписей. Зато они заметны сейчас, они открылись из за плохих условий.


Фото: facebook.com/enltexa/media

Общество имени Шолом-Алейхема

Сегодня в синагоге находится общество еврейской культуры, в котором уже довольно долго происходит смена поколений. В прошлом году ему исполнилось 30 лет. Общество создавали люди, которым сегодня более 80-90 лет, многих уже нет в живых. Теперь пришла "молодая команда" с новыми идеями и методами.


Фото: Тетяна Казанцева


Фото: Тетяна Казанцева

Приоритетные направления нашего общества - еврейское просвещение: культура, язык. Также занимаемся сохранением еврейского наследия, взаимодействием с различными еврейскими организациями. Несмотря на то, что мы неприбыльная организация, всегда надо думать где брать деньги и часть из них жертвуют туристы, когда посещают синагогу. Возможно, глобально это копейки, но для нас это значительные средства.

 

Были концерты, празднование, кинозал. С марта-апреля общество планирует возобновить культурную работу. Здесь были языковые курсы, фестиваль "Дни языка идиш".

Во Львове есть разные языковые курсы: наши, других организаций, в Католическом университете есть библейский иврит, идиш. Сейчас мы немного приостановили свою работу и направили свои силы на восстановление помещения. Еще до нашего прихода в Хадашим была проблема: в 2009 году сорвало часть крыши. Пока ее ремонтировали, отпали куски лепнины. Надеемся восстановить ее в этом году.

Общество планирует сделать волонтерский лагерь в августе и одним из объектов выбрали синагогу. Это уже будет третий лагерь, но на этот раз его перенесли из области во Львов. В общем ожидают 50 волонтеров из США, Германии, Украины.

Первоначально вместе с волонтерами мы хотим привести здание в порядок, чтобы ничего не упало на голову и можно было более-менее безопасно здесь находиться.


Фото: facebook.com/enltexa/media

Еврейское наследие

В 2012 году, когда рядом строили торговый центр, сделали обследование здания и рассчитали ее конструктивную способность. Конечно, к строительству привлекли огромные деньги, которые разрушают все законы физики и природы, добавляет Александр.

Через суд мы пытались добиться укрепления части здания. Да, у нас ничего не получилось, но появились исследования, здание в сравнительно удовлетворительном состоянии. Тогда мы купили леса и демонтировали части, которые визуально выглядели аварийными. Мы проиграли этот суд, но сейчас наша стратегия немного другая. Мы скидываемся деньгами и стараемся работать за свой счет. Также собираем средства через Facebook.

Общество радуется маленькой победе: они смогли поставить котел. На отопление собирали в течение двух лет. Теперь нужно топливо и это каждый раз новый челлендж, признается Александр, и спешит показать мне помещение с котлом.

Нужны проекты, утверждения, а у нас просто мало финансов. Со временем мы бы хотели восстановить ее такой, какой она должна быть. Она может выполнять функции синагоги, но поскольку у нас есть действующая синагога на ул. Михновских, то там и сейчас собираются прихожане, чтобы молиться.

В другую синагогу ходят на праздники, но не сотрудничают. Там проводят лекции, но в основном собираются на вечернюю и утреннюю молитву.


Внутрішні розписи синагоги на вулиці Міхновських. Фото: photo-lviv.in.ua

Наша основная цель более просветительская - культурный центр, который нес бы какую-то определенную информацию для гостей города или львовян о еврейской истории.

До войны было довольно много еврейского населения, которое оставило определенное наследство, интересное для исследования и обсуждения.

Зал Синагог

Мы стремимся сделать в главном помещении "Зал Синагог". В этом районе было много синагог и идея в том, чтобы наполнить здание старым городом, вдохнуть новую жизнь и смысл.

 

В синагоге планируют сделать 3D модели тех, которые разрушили. Речь не идет о Староееврейской улицк или центральном районе, а о Краковском предместье. Уже готовы две модели. Одна модель - синагога Темпль, которая была на Старом Рынке и синагога Хадашим - проекта 1912 архитектора Подгорецкого, который не был реализован.


Фото: facebook.com/marla.osborn


Темпль. Фото: facebook.com/marla.osborn


Синагога Хадашим. Фото: facebook.com/marla.osborn

По проекту Подгорецкого она должна была быть намного красивее. Восстановление синагоги должно обсуждаться с историками, архитекторами, культурологами о том должна ли она быть такой как сейчас, или как на макете.

Сегодня синагога выглядит как дом с большими окнами. Идея в том, чтобы наполнить ее содержанием. Мне кажется, модели должны иметь определенный смысл. Многие туристы нас посещает. Это немного другие туристы, чем на площади Рынок. Там в основном люди приезжают выпить и поесть.


Фото: facebook.com/enltexa/media


Фото: facebook.com/enltexa/media

Места на Площади Рынок - это как взять старую женщину, наложить на нее много макияжа и покрасить. Оно вроде и хорошо выглядит, но не по настоящему, шутит Александр.

Здесь или на Подзамчем чувствуется дух старого Львова. Конечно, он исчезает под пластиковыми окнами и балконами, но пока его не застроили и не переделали, ощущается место присутствия. Сюда приезжают из Германии, США. Если человек из всех туристических вещей выбирает именно синагогу на Угольной, то это целенаправленная путешествие.

"Залом Синагог" хотят аккумулировать больше туристов и сделать из Краковского предместья нечто похожее на знаменитый Казимеж в Кракове. В свое время он был некрасив, но потом он стал интересным для туристов.

Украинское наследие

Я в этом деле уже 8 лет, до меня занималась еще одна женщина. А разве город интересует украинское наследие? У них хорошо получается сбивать штукатурку из аварийных зданий. Это называется "мы не можем сохранить, но сняли аварийность". В таком случае - лучше пусть не занимаются, мы попробуем своими силами.

Сейчас подались на культурный проект-конкурс на 50 тысяч гривен - социально-культурное пространство для туристической отрасли. Александр сомневается, что им удастся выиграть, но считает, что говорить об этом нужно.

Если бы город помог, было бы круто. Но с другой стороны, когда ты берешь у власти деньги, то получается, обязан ей. Иногда лучше быть бедным, но гордым, чем богатым и виновным кому-то.

  


Фото: facebook.com/marla.osborn

Существует ситуация, когда часто разрушаются известные места проживания украинцев, которые после себя оставили какое-то наследство. И вместо них строят семи или четырнадцати-этажные дома.

По его словам, это импотенция власти и от этого в перспективе пострадает только город.

Статистику всегда можно подгонять в зависимости от того или иного заказа. В моем понимании следует помнить о людях, независимо от того, кто они - евреи или нет. Мы занимаемс евреями, кто то будет заниматься поляками или украинцами.

По его мнению, там где есть евреи, есть нехорошие настроения. Существует три группы людей: лояльно относятся к евреям, большая часть людей, которым безразлично и отрицательно настроены.

В последнее время ксенофобские настроения заметны. В 2017 году бросили коктейль Молотова в синагогу на Михновских. Также иногда обливают краской памятник жертвам гетто. Их поймали. Но даже если и поймали, то наказать тех, кто им вложил в голову такое поведение - невозможно.

С коктейлем Молотова - это уже слишком. Повезло, что они не попали в окно. Теперь в нашей синагоге есть волонтеры, которые дежурят. Мы понимаем, что окна могут побить в любую минуту.

Мечта: восстановить синагогу

Александр признается, что иногда руки опускаются. Но если осознавать, что твой труд - благородный, то становится намного легче.

Мне очень помогают родители, у меня отец украинец, а мама - еврейка. Но я привлекаю и своего отца к этому делу. Фундамент мы заливали вдвоем. Это очень тяжело физически, но так чувствуется ценность.

Каждый раз появляются вызовы, которые не дают потерять интерес.

Когда ты студент, живешь с родителями - это проще. Этому делу надо посвящать много времени. А теперь надо еще и деньги зарабатывать, дома побыть и элементарно пойти за продуктами. Не хочется возвращаться после того как вкладываешь столько сил. И очень здорово, когда что-то получается.

"Зал Синагог" - в определенной степени идея моего брата, который живет в Израиле. От идеи до реализации может пройти вечность, а может и никогда не осуществиться. Потому что можно иметь тысячу хороших идей и ни одной не реализовать.

На третьем этаже синагоги есть небольшая камерная сцена и фортепиано. Есть также комната, где планируется сделать языковой класс.

Каждую пятницу мы празднуем шабат.

Шабат шалом

Мы никогда не знаем сколько людей будет. Может прийти двадцать человек, а может семь. Бывает приезжают из других областей.

На шабат в синагогу каждую пятницу собираются все желающие. За одним столом встречают святой день - субботу.

Кашрут бывает разный, некоторые к этому очень строго относятся, а мы так - "лайтово". У нас молочный стол. У каждого дома есть свои блюда, но все равно какие-то правила кашрута существуют. Обязательно должно быть вино или виноградный сок, хала, - рассказывают мне женщины, которые накрывают на стол.

Мужчины собираются за столом в головных уборах - ермолках. Шабат начинается с благословения. А потом в полной тишине каждому наливают вина. Объясняют, что словами можно потерять связь с действом, которое происходит.

Перед тем как принимать пищу, моют руки. Александр показывает, что воду нужно набирать в сосуд и трижды смыть водой каждую руку. После, делятся одним хлебом и приступают к трапезе. Здесь шумно, много историй, разговоров и споров.


Фото: Marla Raucher Osborn

Уважаемый среди мужчин начинает петь что-то из книги. Это притча царя Соломона женщинам, объясняют мне.

Сейчас он читает ее всем, а мой сын каждый раз поет ее своей жене. И это для меня настолько чувственно,  - рассказывает Галина.

Каждую пятницу обсуждают новую воскресную главу, называя Тору книгой жизни, а рассказ понимают по собственному опыту.

Под конец шабата кто-то спрашивает: "Вы дали нашей гостье прочитать газету? Вот, держите. Мы издаем газету общества. "Шараф" называется.

Смотрю, а на первой странице календарь с памятными датами: 27 января - международный день памяти жертв Холокоста.