Facebook iPress Telegram iPress Twitter iPress search menu

Революция или Протест или учредительная роль Майдана

Революция или Протест или учредительная роль Майдана
Майдан 2013 уже назвали революцией. По другим версиям, это - протестная акция, национальное сопротивление.

Фото: AFP

 

Чертами протестных акций является локальность требований и действий отдельных групп (а возможно и большинства) общества "в ответ" на определенные конкретные шаги власти. Протестные акции обычно заканчиваются консенсусными договоренностями по вопросам, вызвавших широкий сопротивление, могут быть различными способами подавлены властью или перерасти в революцию.

 Революция же является изменением основ социальных отношений и с необходимостью приводит "в движение" все общество, все его классы и группы.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:Майдан на нейтралке

 Отличительной характеристикой украинских событий 2013, как и в 2004 году

является широкое, я бы добавил тектоническое движение общества, довершается сдвигом на Майдане и возможен лишь в поворотное время его истории. Лидерство и самоорганизация молодежи, рожденной уже в независимой Украине, а также общественных объединений  и граждан вне существующих оппозиционных политических партий - особенность 2013 года, что вселяет уверенность: победа придет, как не сейчас, то в ближайшем будущем.

Фото: AFP

Среди других выделю три условия победоносной революции: наличие

консолидированной общественной элиты или контрэлиты, что создает центр влияния; альтернативной существующей политической власти, способность элиты овладеть и структурировать развитие массовых социальных действий, интегрировать постижения побед на различных этапах и направлениях в общую победу; непременный институциональный результат, которым, как правило, становится новая государство, новый тип общественных отношений.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Олег Покальчук: 2004 год был для Украины, как первый поцелуй, а в 2013 - как первый секс

На сегодня ответы на эти три вопроса выглядят очевидными: контр - элита сейчас разделена на:

1)      "регистрационную" - парламентскую и внепарламентскую - оппозицию или "политиков", "дорожную карту которых формируют" нормы и регламенты "" старого режима ",

2)      общественные объединения

       3) студенческие среды.

 Вторые и третьи активно структурируются и пытаются создать собственную идентичность Майдана. Элита на протяжении всех этих ноябрьско - декабрьских недель преимущественно движется вслед за

событиями, принимает в них активное участие, но решительно не формирует стратегию самого движения: призывы к людям приезжать на один Майдан и озвучка нескольких предыдущих требований, по которым будет идти следующая - круглый стол с властью о ее перезагрузки стратегией не назовешь. Когда оппозиция пытается втиснуть ход событий в уже прописанную институциональную рамку отношений то говорить о институциональный результат пока не приходится.

 Предлогом массовых акций, как известно, стало побуждение общественными

преимущественно студенческими активистами президента Януковича к подписанию Соглашения об ассоциации Украины с ЕС. Отказ Януковича подписать уже парафированное соглашение и жестокое избиение спецподразделением "Беркут" митингующих студентов катализировало сдвиги в обществе. Рождение Майдана-2013 указывает, что события вокруг подписания Ассоциации с ЕС касаются основных принципов бытия украинского народа. В условиях независимости Украины Майдан повторился и, предполагаю, будет повторяться на поворотных этапах ее истории, когда речь об утверждении идентичности общества на уровне выбора прочного направления или фундаментальных основ развития.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Стратегия Майдана требует дальнейших шагов

 Одновременные, никем не управляемые потоки людей на Майдане  и площади по Украине никак не вмещаются в прокрустово ложе утилитарных требований наказать виновных за избиение, добиться отставки правительства и обеспечить формальные гарантии подписания Соглашения об ассоциации. Такой результат напоминает отжившую

советскую систему теплоснабжения, из-за изношенности и изношенность выбрасывает "на ветер" часть энергии, лишь незначительная ее доля идет на обогрев наших жилищ.

 Непременная черта революции - самостоятельное создание новых правоотношений. Оппозиционные лидеры вне решительной риторики нерешительно топчутся  между красными флажками прописанных норм, вместо движения к утверждению фундаментальных основ свободы, права и справедливости через прецедент исторического действия и создания новых институциональных форм.

Фото: president.gov.ua

 В связи с этим вспомню идею возвращения к Конституции 2004 г, высказанную частью интеллектуалов, художников и оппозиционных деятелей. Нельзя цепляться за ложные, не отработаны до конца символы прошлого, даже как "переходные" - двигаясь вперед. Поправки к Конституции 1996 г., принятые политически нелегитимным путем в 2004 г., стали предлогом к дальнейшему разрушению, а не утверждение Конституционного правопорядка. И возвращение к Конституции 1996 года неправовым путем было еще одной составляющей этого разрушения.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Янукович убивает Майдан газом, деньгами и игнорированием

 Когда я говорю о политически нелегитимном пути поправок 2004 г. в Конституции, то имею в виду не соблюдения / несоблюдения процедур или достижения / не достижения договоренностей между тогдашними ключевыми политическими игроками. Я говорю о чьих-то (неважно чьи) вставки в Основной Закон, даже хорошо теоретически обоснованы, но вполне "искусственные" в контексте ключевой направленности Майдана. Они были поспешно проведены между Сциллой противостояний и взаимного шантажа среди его лидеров и Харибдой теневых договоренностей с группами в парламенте. Эти вставки, наконец приподняли способность элиты, пришедшей тогда к власти формировать и утверждать правопорядок от имени народа.

 Нынешнее тяготение к "круглым столам" со стороны власти и оппозиции имеет различные формулы. Для власти – это, прежде всего "отвлекающий" маневр: Янукович как президент не готов стать "институционально-правовой звеном", (пусть очень важным!) системы политических отношений, он стойко видит себя только "над всем". Регистровая оппозиция, побуждений позиции ЕС и США, а также персональными интересами в существующей властно-институциональной системе, цепляется за "круглый стол" как воображаемый образ формальных исправном или изменений в этой системе, частью которой является сама оппозиция. Тогда как сейчас, реально отсутствуют четко идентифицированые стороны, предмет и поле переговорного процесса, которые могут сформировать консенсусные положения прочного сосуществования в рамках единой системы политически-правовых отношений.

 Широкое общественное движение, довершением которого Майдан и криминальные группировки, овладевшие государственные институты, инструментелезировали правовые нормы, действенность которых была выхолощена и нивелирована еще в эпоху Ющенко, - существуют как две параллельные реальности, между которыми по сути невозможна конструктивное взаимодействие в рамках демократического процесса . Следовательно, их ждет длительное противостояние ...

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Евразийская интеграция Украины

 Однако вернемся к делам Майдана. Как уже сказано, революция может идти только учредительным путем. Был открыт для нас этот путь во времени и по завершении Майдана 2004 г.? Так, был. Им стал разработанный при посредничестве тогдашних президентов Польши и Литвы А. Квасьневского и В. Адамкуса и утвержденный Решением Верховного Суда Украины вариант повторного голосования второго тура президентских выборов, которое до сих пор многие считают "Незаконным", поскольку оно "не прописано" в существующем законодательстве. Это решение могло стать прецедентом, который начал бы самостоятельный политически-правовой развития украинского общества в европейском направлении. Однако оно не нашло продолжение в политической элите и обществе.

Фото: Арсений Яценюк / facebook.com

 Повторяемость Майдана снова возвращает нас к проблеме закладки внутренне украинской прецедента "самостоятельного создания права". Майдан 2004 и 2013 уже

стал свидетельством делегитимизации одной государственной власти Украины и источником легитимизации другой и продолжает эту роль. Повторяемость Майдана исторически придает ему значение Великой Рады или Вече Украинского Народа и в контексте современного демократического процесса становится основанием для созыва будущей конституанты - всенародно избранных Учредительного Собрания, которые примут новую Конституцию Украины. Для этого необходимо закрепить учредительную роль Великого Майдана городов и сел всех регионов Украины путем принятия его Хартии или Декларации (ее можно назвать Хартия гражданских прав и свобод Украине или Хартия Майдана) - набора основных принципов, собрали вместе стольких украинской и солидарных с ними представителей других народов.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Манифест представителей общественных движений, организаций и инициатив Евромайдана

 А по тексту Хартии Майдана, то он, к примеру, может быть таким:

                                                                             

                                                                                                                                     Проэкт

                                                                        ХАРТІЯ МАЙДАНУ

 Мы, участники Народного Собрания на Большом Майдане, представители всех регионов Украины, которые восстали против произвола государственной власти и надругательства над достоинством граждан, руководствуясь суверенным правом народа на установление государственного строя, с целью установления в Украине нового справедливого правопорядка в интересах свободного развития человека и страны

 Провозглашаем Хартию

 Статья 1. Принцип верховенства права и равенства всех перед законом является неотъемлемым и незыблемым.

 Статья 2. Граждане пользуются безоговорочным правом на активное противодействие произволу насилия и узурпации власти.

 Статья 3. Любые ограничения свободы слова, свободы собраний, свободы совести и свободы вероисповедания недопустимы. Эти свободы являются непременным условием функционирования демократии в Украине.

 Статья 4. Ключевым принципом функционирования государственной власти является безоговорочное уважение достоинства граждан. Нарушение достоинства граждан является преступлением против Украины.

 Статья 5. Граждане Украины пользуются незыблемым правом на справедливый суд. Любое ограничение этого права приравнивается к государственной измене и влечет за собой уголовную ответственность.

 Статья 6. В Украине действует принцип разделения властей, ключевым условием функционирования которого является безусловное право на свободный и беспрепятственный выбор власти.

 Статья 7. Право на изменение конституционного строя в Украине принадлежит исключительно народу, который реализует его путем созыва Учредительного собрания - независимого представительного органа, избранного на прямых всенародных выборах.

 Статья 8. Справедливость является краеугольным принципом взаимодействия власти и общества. Граждане Украины пользуются неотъемлемым правом бороться справедливость.

 Статья 9. Предпринимательская деятельность в Украине осуществляется на принципах свободной конкуренции, прозрачности налогообложения, легальности и неприкосновенности собственности.

 Статья 10. Украина является неотъемлемой частью Европы. Украинский народ был и является неотъемлемой составляющей европейского сообщества.