Facebook iPress Telegram iPress Twitter iPress search menu

Украинский кризис: кто моргнет первым, Владимир Путин или Запад?

Украинский кризис: кто моргнет первым, Владимир Путин или Запад?
Фото: voanews.com
Ульрих Шпек - политический аналитик считает, что Запад еще не начал настоящей экономической войны против России. Но к этому шагу не так далеко. "Запад не имеет желания к конфронтации с Россией. Но если танки Путина вдруг появятся в Восточной Украине, без всякого притворства законности, он еще больше настроит против себя общественное мнение Запада. Это может дать Меркель и Обаме необходимую поддержку для суровых санкций", - пишет Шпек в блоге на сайте CNN.

Захват Россией Крыма в прошлом месяце, возможно, и происходил с молниеносной скоростью, но сейчас Владимир Путин и Запад участвуют в гораздо более медленной шахматной партии на шахматной доске, которая охватывает большую часть Восточной Украины.

Вместо того, чтобы попытаться нанести полное поражение друг другу, обе стороны сейчас, похоже, согласны подождать, пока одна из них не сделает ошибку. Путин сделал сильный первый ход, разместив 40000 военных на границе - и задействовав в Украине сепаратистов, которые формально не связанные с Россией.

Теперь Москва ждет, пока прозападное правительство в Киеве не попытается вернуть те части востока страны, которые она, как представляется, потеряла. В глазах России любой такой ход Киева оправдает сокрушительную контратаку - повторение сценария грузинского кризиса в 2008 году, когда президент Міхеіл Саакашвили потерял контроль на собой, выстрелил первым и вызвал этим российское вторжение.

Проблемой Путина есть время; он не может ждать вечно на возможность нанести удар. Войска не могут оставаться в состоянии полной готовности к бою в течение многих месяцев. Сепаратисты в Восточной Украине проигрывают без внешней поддержки, и могут разнервничаться, если время будет тянуться без единого проблеска света в конце тоннеля.

С другой стороны играют на шахматной доске президент США Барак Обама, канцлер Германии Ангела Меркель и молодой правительство Украины. Наибольшей проблемой для Обамы и его немецкой коллеги является сохранение единого Западного фронта. Они должны поддерживать веру в реальную угрозу серьезных экономических санкций, которые могли бы подорвать финансовые позиции Кремля, если он не будет играть по правилам.

Но трещины в единстве Запада можно видеть повсюду. Возможно, Европа и обеспокоена агрессией России в Украине, но континент медлит с формулировкой более конфронтационной позиции в отношении Путина.

Некоторые страны опасаются давления России, особенно в сфере поставок энергетических ресурсов. Немало нервничают из-за цену, которую они заплатят вследствие применения более строгих санкций. И никто из них не уверен, они уже готовы отказаться от представления о россии, как о жизненно важного партнера.

Обама, с другой стороны, гораздо более подвержен давления на Кремль. Вашингтон привык к конфронтации с Россией - и с Путиным, в том числе - и Америка гораздо менее экономически связана со своим старым соперником в Холодной войне.

Лидеров США мотивирует не только их тревога за Восточную Европу и беспокойство из-за того, что Россия отвоевывает свои позиции как более агрессивная и экспансионистская сила. США хотят также укрепить ключевые нормы международного порядка, а именно - территориальную целостность и принцип изменения границ исключительно по согласию всех сторон.

Украинский кризис является также благоприятным случаем, чтобы сигнализировать союзникам и противникам, что Америка не отказывается от своих глобальных обязательств. Влияние украинского кризиса на Китай и его различные территориальные конфликты с соседями так же занимает очень большое внимание лиц, причастных к выработке внешней политики в Вашингтоне.

Но какими бы не были различия между лидерами США и ЕС, что чаще они действуют согласованно, тем больше шансов у них есть достичь своей цели: отбить попытку Москвы подорвать суверенитет и территориальную целостность Украины.

Запад должен также приложить усилия, чтобы временное правительство в Киеве не потерял самоконтроля. Несмотря на то, что украинским лидерам тяжело наблюдать за тем, как пророссийские сепаратисты захватывают их здания, любая крупномасштабная операция на востоке Украины может дать Путину шанс, на который он ждет: сомнительное псевдо-правовое прикрытие для вторжения.

Трудно сказать, кто находится в лучшем положении. Путин является мастером тактики. Со времени своей службы агентом КГБ в Дрездене в 1980-х он получил много опыта в нахождении и эксплуатации слабых мест Запада. И его конфронтационный тип политики имеет, как представляется, широкую поддержку в стране.
Слабостью Путина является экономическая зависимость его режима от Запада. Без постоянного потока доходов от продажи газа и нефти, который Кремль взял под свой контроль, режим не сможет покупать у населения поддержку и финансировать дорогостоящие и рискованные внешнеполитические авантюры.

Запад не имеет желания к конфронтации с Россией. Но если танки Путина вдруг появятся в Восточной Украине, без всякого притворства законности, он еще больше настроит против себя общественное мнение Запада. Это может дать Меркель и Обаме необходимую поддержку для суровых санкций.

Если он хочет достичь своей главной цели, которой является предотвратить более тесному сближению Украины с Западом, Путину придется действовать быстро. Ему, наверное, нужна будет какая-то российская присутствие в Украине (кроме Крыма), поскольку контроль над сепаратистами на востоке может оказаться недостаточным или ненадежным.

Полномасштабная операция правительства Украины против сепаратистов дала бы Москве повод ввести часть своих войск, как "миротворцев", в Восточную Украину. Когда они уже будут в Украине, можно будет создать еще один "замороженный конфликт", дестабилизировал бы страну и помешал бы попыткам Запада помочь Украине стать на ноги. Это увеличило бы шансы на реализацию долгосрочных планов Путина - затянуть Украину в союз или федерацию, которые бы возглавляла Москва.

Если Кремль придет к выводу, что Запад не отреагирует на такой ход болезненными санкциями - такими, которые причинили вред окружению Путина, и были бы достаточно сильны, чтобы подорвать основные источники доходов для Кремля - Путин может решить играть по упомянутому сценарию.

Но если США и ЕС продемонстрируют, что они действительно готовы к применению методов экономической войны, бросая вызов российской военной машине, то Запад, возможно, еще сможет сдержать Путина, не давая ему идти дальше. В ближайшее время все станет ясно.

Ульрих Шпек - политический аналитик, приглашенный эксперт аналитического центра Carnegie Europe в Брюсселе

Источник: CNN

Перевод: iPress.ua